Задания для самостоятельной работы. 1. Соотнесите характеристики и сущность ощущений. Ощущения Характеристика Сущность 1) нижний абсолютный порог; 2)

1. Соотнесите характеристики и сущность ощущений.

Ощущения
Характеристика Сущность
  1) нижний абсолютный порог; 2) сенсибилизация; 3) порог различения; 4) адаптация; 5) контраст ощущений. а) приспособление анализаторов к действующим раздражителям;
б) относительная величина, показывающая, на какую долю должна измениться сила раздражителя, чтобы человек заметил изменение ощущения;
в) минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение;
г) изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя;
д) повышение чувствительности в результате взаи­модействия анализаторов или упражнения.

2.Используя рекомендованную литературу, охарактеризуйте первичные образы по предложенной схеме.

Параметры Ощущения Восприятие
Определение    
Сущность    
Свойства    
Классификация видов    
Общие черты    
Различия    

3. Оцените с точки зрения правильности и полноты следующие утверждения. Ответы аргументируйте.

1) Наши ощущения – это чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений.

2) Восприятие – это совокупность (комбинация) ощущений.

3) Ощущения и восприятия порождаются состоянием нашей психики.

4) Чувствительность представляет собой способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых (биотических) влияний.

5) Ощущения - исходный путь познания, неразложимый его элемент, а органы чувств - единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание.

6) Теория иероглифов исходит из специализации рецепторов к определенным видам раздражителей и отдельных частных фактов, состоящих в том, что одни и те же раздражители, воздействуя на различные органы чувств, могут вызывать разные ощущения.

7) Между нашими ощущениями и предметами внешнего мира нет объективного сходства.

8) Многочисленные исследования показали, что в состав каждого ощущения обязательно входит движение.

4.Прочитайте приведенные устойчивые выражения речи и определите – какая особенность ощущений в них зафиксирована.

"Острый вкус", "кричащий цвет", "сладкие звуки", "лазурная свежесть", "соленые шутки", "грязный язык", "сальный анекдот", "теплые тона", "холодные звезды", "серый день", "тусклая жизнь", "цветастое прошлое", "кричащий лозунг", "туманные объяснения", "ароматная ночь", "душистый дождь", "черный юмор", "поющий луч", "благоухающая заря", "стеклянный взгляд", "зовущие глаза", "сладостные звуки".

5.Прочитайте следующие высказывания о времени и прокомментируйте их. За счет чего человеку удается воспринимать время?

1) А. Эйнштейн: "В активно движущихся системах время замедляется".

2) Н. Заболоцкий:

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

3) И. Курц: "Время измеряется не по длине, а по глубине".

4) Ж.-Б. Руссо: "Время - движущийся образ неподвижной вечности".

5) Р. У. Эмерсон: "Годы учат многому, чего дни не знают".

6.Постройте логические ряды из перечисленных понятий так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

а) Отражение, слуховое ощущение, психика, ощущение, экстерорецептивное ощущение.

б) Отражение, зрительное восприятие, психика, восприятие, восприятие цвета.

7. Прочитайте стихотворение Р.И. Водейко «На фоне зла добро добреет» и прокомментируйте его с позиции современной психологической науки. Приведите свои примеры, иллюстрирующие взаимодействие ощущений.

На фоне зла добро добреет

На темном небе звезды ярче.

Сильней вслед шума тишина.

С мороза – дом теплей и жарче.

Дороже честь, что спасена.

На фоне зла добро добреет,

Ценнее мир после боев,

И слово друга дольше греет

После врага обидных слов.

Большой дом кажется повыше,

Коль рядом маленький стоит,

Сильнее ночью голос слышен,

Ведь тишину та ночь таит.

Поэт! Ты должен знать прекрасно:

Усилить образ захотел –

Не забывай закон контраста:

Таков поэзии удел.

8. Используя рекомендованную литературу, проанализируйте представленные иллюзии восприятия и ответьте на предложенные вопросы.

А) Явление иррадиации. Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?

Задания для самостоятельной работы. 1. Соотнесите характеристики и сущность ощущений. Ощущения Характеристика Сущность 1) нижний абсолютный порог; 2) - student2.ru

Б) Иллюзия Эббингауза (1902).Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?

Задания для самостоятельной работы. 1. Соотнесите характеристики и сущность ощущений. Ощущения Характеристика Сущность 1) нижний абсолютный порог; 2) - student2.ru

В) Иллюзия Болдуина. Какая линия больше А или Б?

Задания для самостоятельной работы. 1. Соотнесите характеристики и сущность ощущений. Ощущения Характеристика Сущность 1) нижний абсолютный порог; 2) - student2.ru

Г) Какой отрезок больше AB или CD?

Задания для самостоятельной работы. 1. Соотнесите характеристики и сущность ощущений. Ощущения Характеристика Сущность 1) нижний абсолютный порог; 2) - student2.ru

Д) Иллюзия железнодорожных путей (Mario Ponzo, 1913). Какая из горизонтальных линий длиннее – верхняя или нижняя?

Задания для самостоятельной работы. 1. Соотнесите характеристики и сущность ощущений. Ощущения Характеристика Сущность 1) нижний абсолютный порог; 2) - student2.ru

Е) Квадратура круга. Какая окружность больше – левая или правая?

Задания для самостоятельной работы. 1. Соотнесите характеристики и сущность ощущений. Ощущения Характеристика Сущность 1) нижний абсолютный порог; 2) - student2.ru

9. Подготовьтесь к участию в групповом обсуждении проблемы организации эффективного восприятия школьниками учебного материала на уроке. Ознакомьтесь с приведенными ниже рекомендациями Е.П. Ильина [31] по организации восприятия.

«Для эффективного восприятия учебного материала необходима организация восприятия, так как при неорганизованном восприя­тии оно осуществляется стихийно и каждый ученик воспринимает, прежде всего то, что его лично интересует, имеет для него какое-то значение. Стихийное восприятие … в лучшем случае может привести к слепому подражанию. Существенные же детали, которые следует воспринять … в первую очередь, могут остаться без внимания. Поэтому учитель может сетовать на «бестолковость» учеников, хотя обвинять-то он должен в первую очередь себя за то, что не создал у учащихся установку на воспри­ятие.

Организация восприятия на уроках … во мно­гом повторяет приемы организации внимания, поскольку без привлечения внимания восприятие учебного материала невозможно. В то же время следует использовать ряд дополнительных мер для обеспечения эффективности восприятия: 1) формирование у учащихся умения наблюдать; 2) предъявление учащимся оптимального объема информации; 3) учет индивидуальных особенностей восприятия.

1) Формирование умения наблюдать.Наблюдение — это целена­правленное, планомерное восприятие объектов для их познания. Это активный, а нередко и напряженный процесс восприятия, связанный с организацией произвольного внимания. Наблюдение — более осмысленный процесс, чем простое восприятие (смотрение). Наблюдая, учащийся ищет ответы на вопросы, которые его инте­ресуют, вычленяет наиболее важное, переключает внимание с одного объекта на другой в определенной последовательности. Эта система­тичность восприятия в процессе наблюдения позволяет проследить явление в динамике, отметить его изменения. Мышление, включен­ное в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного, закономерное – от случайного. В наблюдении, следовательно, всегда содержатся элементы исследования, изучения, поэтому наблюдение является хорошим способом развития мышления.

Наблюдение начинается с постановки перед учащимися задачи. Общая задача может распадаться на ряд мелких, частных задач …

На основе задач наблюдения составляется план его проведения. Это дает возможность избежать стихийности, случайности наблю­дения, при котором учащиеся могут не обратить внимания не­существенные моменты в исполнении того или иного, упражнения.

Результаты наблюдения необходимо фиксировать в протоколе, для чего надо предварительно, после составления плана, оформить протокол наблюдения. В нем должны найти отражение в соответствующих графах все моменты, связанные с задачами наблю­дения.

Чтобы наблюдение протекло эффективно, необходимо подготовить к нему учащихся, дать им необходимые для наблюде­ния знания, умение владеть методикой работы. Приобретение такого опыта повышает быстроту работы и увеличивает объем наблюда­емого.

Наблюдение должно заканчиваться анализом собранных матери­алов, который позволит учащимся выявить связи и отношения между наблюдавшимися явлениями, объектами, элементами упраж­нения, осмыслить сущность наблюдавшегося упражнения. Полезно также активизировать прошлый опыт учащихся, связать его с новым учебным материалом.

2) Предъявление оптимального объема информации. Слишком большой объем информации рассеивает внимание учащегося; соз­дает напряженность из-за того, что пропускная способность ана­лизаторов и отделов мозга, перерабатывающих информацию, огра­ниченна, Учащиеся будут спешить воспринять все объекты, …, а это приведет к торопливости, к нечеткому воспри­ятию, к плохому осмысливанию и запоминанию материала. Учащим­ся необходимо некоторое время, чтобы подготовиться к восприятию слов учителя (своеобразный латентный период логического восприя­тия). Первые слова объяснения учителем нового материала, если не приняты специальные меры к привлечению внимания учащих­ся, часто оказываются сказанными впустую: когда эти слова про­износились, учащиеся еще только «готовили» свое внимание.

С другой стороны, и малый объем информации снизит эффек­тивность восприятия из-за быстро падающего интереса учащихся к такой деятельности. К этому же приводит и излишнее словес­ное «разжевывание». Кроме того, при недостатке сведений возникает искаженное восприятие, так как учащиеся начинают домысливать увиденное и услышанное.

3) Учет индивидуальных особенностей восприятия. Помимо индивидуального опыта, мотивов, направленности личности, на вос­приятие влияют и психологические особенности личности учащихся, например соотношение первой и второй сигнальных систем (по И. П. Павлову). В связи с этим выделяют четыре типа вос­приятия и наблюдения: аналитический, синтетический, аналитико-синтетический и эмоциональный.

Аналитический тип восприятия характеризуется стремлением уча­щихся выделить и проанализировать, прежде всего, детали, частности. Они скрупулезно вникают во все подробности даже тогда, когда это не требуется… Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие учащиеся нередко затрудняются понять основной смысл разучиваемого материала … С такими учащимися учи­телю … нужно проводить дополнительную работу на начальных этапах… под­черкивая главные детали и отбрасывая второстепенные.

Синтетический тип восприятия характеризуется склонностью учащегося к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла воспринимаемого. Учащиеся этого типа не лю­бят вдаваться в детали, главное для них – составить общее представление о наблюдаемом объекте или явлении. Поэтому они не очень вникают в объяснение учителем деталей…

Аналитико-синтетический тип восприятия обнаруживает в равной мере стремление к анализу и синтезу. Он встре­чается чаще других и является наиболее эффективным для восприя­тия учебного материала.

Эмоциональный тип восприятия характеризуется выра­жением прежде всего своих переживаний по поводу воспри­нимаемого, а не схватыванием сущности деталей. Предметное отра­жение увиденного и услышанного ученики подменяют излишним вниманием к своим переживаниям, поэтому восприятие и наблюдение у таких учащихся неорганизованное, неполное. Эти учащиеся требуют к себе особого внимания учителя… Для них особенно необходимы повторные показы, объяснения: первая (эмоциональная) реакция у учащихся уже исчезает, и при повторении они начинают обращать внимание на сущность...»

Работа на занятии в минигруппах.

Цель: обсудить дополнительные меры для обеспечения эффективности восприятия школьников в процессе обучения.

Задачи и последовательность работы в микрогруппах:

1 этап. Студенты в микрогруппах придумывают примеры, иллюстрирующие поведение учеников с разными типами восприятия на уроке (математики, русского языка, физкультуры и т.д.) в процессе объяснения учителем нового материала и предлагают свои рекомендации (1-2) по работе с учащимся с разными типами восприятия.

2 этап. Отчеты микрогрупп о результатах обсуждения в различных формах (доклада, выступления на родительском собрании, проигрывания конкретной ситуации по ролям и т.д.).

3 этап. Подведение итогов.

Наши рекомендации