Как работать с «трудным» руководителем
Представим себе, что Ваш руководитель очень сложный человек, трудный для общения, но... уходить от него некуда или не хотелось бы, потому что Ваша собственная работа Вам нравится, устраивает Вас.
«Трудные» руководители имеют несколько характерных общих черт:
□ Большинство Ваших коллег согласно с тем, что эти руководители на самом деле «трудные».
О Эти руководители очень постоянны в своем трудным поведении; их подчиненные знают, что они собираются сделать, еще до того, как они это сделают.
□ Их фирменный лозунг: «Это не моя вина»; по этой причине кто-нибудь другой всегда обвиняется во всем, что проводится неправильно.
П Общение с ними истощает время и силы их служащих.
П Энергия, которую затрачивают их подчиненные при контакте с ними, обычно не соответствует значительности проблемы, которая рассматривается.
«Трудные» руководители приводят своих подчиненных в замешательство нелогичной формой поведения. Это их специальный «номер программы», уникальная отличительная черта, которую они используют, чтобы контролировать других. При этом «трудными» руководителями могут быть как мужчины, так и женщины.
Оказывается, среди встречающихся «трудных» руководителей можно выделить наиболее характерные типы людей и найти к ним эффективные подходы.
Предлагаем Вашему вниманию характеристики различных типов «трудных» шефов и рекомендации по стратегии поведения их подчиненных, которые подготовлены профессором менеджмента Дж. Кеннетом Матейка и директором института менеджмента Ричардом Дж. Дансингом.
ЗАДИРА. Задира громок, грозен, пугающ, и о нем поговаривают (часто задира делает это сам), что он имеет влиятельных друзей в высоких инстанциях. Задиры имеют сильное желание контролировать других, для них жизнь — это одна непрекращающаяся борьба за власть. Задиры боятся двух вещей: их собственного несовершенства
Глава 3 Управление персоналом
и любой формы близости. Когда Вы имеете дело с этим типом начальника, встаньте прямо, смотрите и говорите открыто, называйте его по имени (это чтобы привлечь его внимание, не принимая боевую стойку) и попытайтесь с ним решить проблему. Старайтесь контролировать свой собственный страх, так как страх только подстрекает («заводит») этот тип шефа. Стойте спокойно, не показывайте никакого волнения и дайте задире время излить его гнев. Когда атака задиры начинает терять наступательный порыв, Ваша очередь взять инициативу. Избегайте любого столкновения. Будьте дружелюбны, но тверды. Улыбайтесь, если это кажется уместным, но не будьте напуганы. Сосредоточьтесь на проблеме и Ваших нуждах. Если Вы скорее проявите уважение, чем страх, задира будет искать жертву где-то в другом месте. МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ ШЕФ. Медлительные руководители обычно дружелюбны, милы и доброжелательны. Однако они имеют два главных недостатка: они откладывают решения любой ценой и обходятся утверждениями общего характера, не желая быть конкретными. Медлительные шефы фактически являются жертвам взыскательного, педантичного воспитания; они откладывают выполнение задач, чтобы избежать беды, и ходят вокруг да около, не желая быть откровенными и ранить чьи-либо чувства. Медлительные руководители боятся сделать ошибку, обнаруживающую их непригодность и неудачу. Дайте ему знать, что в порядке вещей
ошибаться, когда учишься. Спросите, что он имеет в виду, когда использует неопределенные или двусмысленные слова, и договоритесь о точных сроках для всей работы. Будьте гибкими, но не соглашайтесь на меньшее, чем твердые факты. Используйте позитивные приемы и избегайте подавлений; медлительный руководитель и так недостаточно уверен. Попытайтесь решать проблемы при помощи расположенных в ряд альтернатив. Окажите поддержку ему после того, как он принял решение; объясните, как это помогает Вам, когда он принимает решение, и увеличьте Вашу ответственность, предложив принять от него некоторые задачи.
БОЕЦ. Боец это ходячая бомба с часовым механизмом. Его или ее гнев лежит не на поверхности. Боец взрывается неожиданно • он много кричит, атакует и выплескивает свой сарказм; ему нравится стрелять без разбора, быстро и часто. Когда его вспышка раздражения оканчивается, он обратно вползает в свое угрюмое молчание. Для Бойца восстановление справедливости (реальной или воображаемой) является целью, отмщение — орудием. Боец боится своего собственного гнева и проявления своих эмоций. Когда Вы обращаетесь к руководителю такого типа, пытайтесь противостоять ему конструктивно. Вы даже можете сказать ему, как это трудно иметь дело с его «заводящимся с полуоборота» гневом. Попросите личной встречи с ним, не позволяйте отклонений или срывов. Затем покажите Ваши серьез-
Глава 3 Управление персоналом
ные намерения, сосредоточившись на вопросе, попытайтесь направить его энергию в русло решения проблемы. Сделайте это вызовом для него, ведь ему нравятся вызовы.
ЛЬСТЕЦ. Льстецы постоянно улыбаются, дружелюбны, полезны, юмористичны. Они говорят людям то, что те хотят слышать; попытка припереть Льстецов к стенке напоминает попытку собрать ртуть вилкой. Необходимость в одобрении делает их специалистами по уловкам. Льстец боится прямого разговора и прямого действия, которое в некоторых случаях создает врагов. Он нуждается в одобрении, так найдите его ему, смейтесь его шуткам и наслаждайтесь его рассказами. С другой стороны, не позволяйте ему брать нереалистические обязательства. Поддерживайте его ответственность и требуйте факты: фамилии, места и подтверждение истинности. Дайте ему понять, что честность — это самая лучшая политика.
ПЕССИМИСТ. Пессимисты несчастны от жизни, от самих себя, от Вас. Им, похоже, следовало бы работать где-то в другом месте, но и любая другая организация тоже не слишком может их взволновать. Пессимист обвиняет, хнычет, жалеет себя. У него глубокое убеждение, что все, что не в его собственных руках, завершится неудачей. Пессимисты обычно тщательно скрывают свои собственные недочеты, они также отчаянно боятся, что кто-нибудь хорошо проводит время. Если Вы работаете с Пессимистами, придержи -
вайтесь следующих «можно» и «нельзя». Нельзя спорить с ним, это только укрепляет его в егонегативных взглядах. И нельзя разделять таких негативных взглядов, это только питает его пессимизм. Не торопитесь с решениями. Выслушайте его, поправьте, когда это необходимо, и отнеситесь к его заботам конструктивно. Изложите факты и установите «предел ужаса» (то есть сценарий наихудшего исхода). Если Вам это нужно, энергично возьмитесь за проблему сами.
ВСЕЗНАЙКА. Всезнайка знает много, но его проблема в том, что он действует так, как будто он знает все. Он или она очень нетерпеливы, что проявляется в их неспособности слушать, если он сталкивается с плохими фактами, он видит других, так как он мало нуждается в других людях. Всезнайка думает, что его собственный личный разум и знания — единственный способ оценивать работу других. Всезнайка боится неугождения других и резкого падения его собственных стандартов совершенства. Не воюйте, не обвиняйте и не конфронтируйте с этим типом шефа, избегайте попыток быть «противоэкспертом» (возражать в том, в чем Всезнайка считает себя знатоком). Наоборот, подведите его к решению проблемы. Спрашивайте, слушайте и выражайте признательность, предложите альтернативы.
ИНТРОВЕРТ. Человек, сосредоточенный на своих переживаниях. Интроверт скрытен, и из него трудно что-либо вытащить, когда вам нуж-
Глава 3 Управление персоналом
на информация. Хотя, в принципе, он может многое предложить, но не всегда в состоянии выразить свои мысли. Если Ваш руководитель попадает под эту категорию, попытайтесь добиться, чтобы он говорил как можно больше; примите дружескую, молчаливую позицию и задайте вопросы, не требующие обязательного ответа, дайте ему возможность или говорить, или спокойно хранить молчание. Объясните, что Вы испытываете, и попытайтесь добиться его реакции (ответа).
НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ ШЕФ. Некомпетентный руководитель многого не понимает, он претендует на то, что он знает много больше, чем на самом деле. Он может украсть Ваши идеи и выдать их за свои. Он больше всего боится обнаружить свои недостатки. Если Вы работаете с некомпетентным руководителем, детально или точно учитывайте как его некомпетентность, так и ваши собственные идеи. Когда вы разговариваете, используйте скорее факты, чем эмоции, чтобы доказать свою точку зрения. Помогите ему или стать компетентным, или найти альтернативную (другую) карьеру (и действуйте осторожно во втором случае!). Документально подтверждайте Ваш собственный вклад в дела фирмы.
ЛЕНТЯЙ (РАЗГИЛЬДЯЙ). Личные привычки (склонности) лентяя проявляются как в ее или его работе, так и в личной жизни. Лентяи не могут найти вещи и определить приоритеты задач, их
одежда постоянно смята, испачкана или порвана. Лентяй не хочет признавать, что он является взрослым, который должен нести ответственность за свои действия. Если Вы встречаете лентяя на работе, поддержите его, когда он случайно проявит аккуратность в своем поведении, и помогите ему достигнуть большего порядка в его личной и профессиональной жизни.
«НЕНОРМАЛЬНЫЙ» ШЕФ. «Ненормальный» руководитель проявляет аномальное (отклоняющееся от нормы) поведение. Ненормальность проявляет себя или в сексуальных заигрываниях, частых прогулах, или в постоянной лжи. «Ненормальные» шефы пытаются отделиться от чего-либо и надеются, что их люди будут «покрывать» их. Они слишком встревоженны, чтобы быть эффективными, и трудно понять, является это чувство возбуждения причиной или следствием их проблем.