Лёгкое не отменяется трудным

Это также является одним из принципов фикха, который был извлечён факихами из данного хадиса.

В своём труде "Аль-ашбах ва-н-наза'ир" ас-Суйути пишет:

Ибн ас-Субки сказал:

"Этот принцип относится к числу известнейших принципов, извлечённых из слов пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), который сказал:"..(если) я повелел вам что-либо, то делайте из этого, что можете..."

Это означает, что мусульманин, на которого возложено исполнение религиозных обязанностей, может оказаться в таком положении, когда выполнение того, что ему ведено делать, оказывается для него полностью невозможным или затруднительным. В то же время может быть и так, что часть этого ему выполнить нетрудно и он в состоянии сделать это. В подобных обстоятельствах необходимо сделать то, что возможно, а невозможность или затруднительность осуществления той или иной части обязательного не может считаться причиной полной не действительности соответствующего требования равно как необязательности его исполнения.

Можно привести несколько примеров практического применения этого принципа. Так, если мусульманину необходимо coвершить частичное омовение (вуду), но воды ему для этого нe хватает, он должен использовать всю имеющуюся воду, послe чего совершить очищение песком (тайаммум), причём если очищению песком он приступит до того, как использует имеющуюся у него воду, то его очищение песком будет недействительным. Если человек сумеет найти только такую одежду, которая будет прикрывать его тело ('аура) лишь частично, ему следует прикрыть ею то, что он сможет. Мусульманин, оправившийся от своего недомогания в период поста днём, обязан поститьсй всю оставшуюся часть дня также как и та женщина, у которой в подобных обстоятельствах прекращаются месячные, причём и ей, и ему необходимо возместить (кода) пропущенную часть поста в другое время. Если человек имеет возможность оказывать своему бедному родственнику такую материальную помощь которая будет покрывать его потребности лишь частично, то он обязан делать это. Если человек способен изменить что-либо порицаемое шариатом полностью или хотя бы в какой-то мере, он обязан сделать это. И можно было бы привести ещё много примеров подобного применения данного принципа на практике.

Доказательством правильности как самого принципа, так и его практического применения может служить один из хадисов, приводимых в "Сахихе" аль-Бухари.

Сообщается, что Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах,сказал:

"У меня был геморрой, и я спросил пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), о (том, как мне совершать) молитву.

Он сказал:

"Молись стоя, но если не сможешь, то молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку".

Полное подчинение и должное следование;

Всё то, о чём говорится в шариате Всемогущего и Великого Аллаха (в том числе абсолютные запреты и запрещения, подразумевающие собой нежелательность совершения определённых действий, веления, подразумевающие собой вменение в обязанность, и побудительные веления) и о различных аспектах чего читатель уже знает из вышеизложенного, а также все исключения, принципы и правила шариата; итак, всё это по силам мусульманину, обязанному выполнять религиозные обязанности, так как всё вышеупомянутое зафиксировано в шариате, а Аллах Всевышний, слава Ему, обязывает Своих рабов делать лишь то, что им по силам, ведь Аллах Всевышний сказал:

"Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что по силам ей". ("Корова", 286.)

Из этого следует, что мусульманин может подчиниться Аллаху полностью только с помощью отстранения от всего запрещаемого Им и выполнения всех Его велений, как об этом уже говорилось раньше, ведь Аллах Всевышний, слава Ему, сказал:

"Берите же то, что принёс вам посланник, и откажитесь от того, что он вам запретил."("собрание" 7.)

Что же касается мусульманина, не исполняющего некоторых велений Аллаха, или совершающего что-нибудь из запрещённого Им, то он подчиняется велениям и запретам не полностью, и его можно назвать неповинующимся ('aси) или же поступающим наперекор велениям шариата (мухалиф).

Мусульманин призывается к подражанию посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), во всём за исключением того, что касается одного только посланника, ибо Аллах Всевышний сказал:

"Посланник Аллаха (являет собой) прекрасный пример д вас, для тех, кто надеется на Аллаха и на Последний день, поминает Аллаха часто."("сонмы" 21.)

В свете всего вышеизложенного и следует понимать словa посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказавшего: ".. .а из того, что вам было велено, делайте, что можете..."

То же самое относится и к другим словам Аллаха Всевышнего:

"Так бойтесь же Аллаха по мере сил ваших, слушайте и повинуйтесь."("Взаимный обман", 16)

И тот же смысл имеют другие слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказавшего:

"Поистине, вы никогда не сможете и никогда не будете делать всё то, что я повелел вам, но (по крайней мере) стремитесь к правильному и радуйтесь ". (Ахмад, абу Дауд.)

Это значит: занимаясь своими делами, стремитесь к правильности (садад) и прямоте (истикама). Что же касается правильности, то под ней подразумевается умеренность и отсутствие отклонений, не допускающие ни излишеств, ни упущений.

Наши рекомендации