Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Можно использовать РС версию или бланковый вариант.
ДДО –это диагностика профессиональной направленности.
Данная методика позволяет выявить интересы и склонности человека к определенному типу профессий по классификации Е.А. Климова.
Инструкция. Для выполнения заданий теста интересов и склонностей каждому действию, перечисленному ниже, необходимо дать две оценки: оценку того, насколько хорошо ты умеешь делать это действие и оценку того, насколько это действие тебе нравится выполнять. Оценки нужно давать согласно имеющейся у тебя шкале. Оценку необходимо записать в бланке ответов в соответствующую графу. Отвечай по возможности быстро, вспоминая свой опыт выполнения подобных действий. Если тебе никогда не приходилось заниматься такими действиями, то вместо ответа поставь прочерк.
ВОПРОСЫ
1. Выращивать дома, на даче, или в оранжерее цветы, деревья, другие растения.
2. Выполнять технические действия различной сложности на работе и дома.
3. Спокойно и терпеливо объяснять что-либо другим людям, даже если приходится повторять сказанное несколько раз.
4. Делать вырезки из текстов, выписки из книг и статей, подбирая их по определенной тематике.
5. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать письма.
6. Определять по внешнему виду различные виды животных, растений, насекомых, знать их названия.
7. Решать различные головоломки, разбираться в их устройстве.
8. Ухаживать за больными людьми, причем не только за членами своей семьи.
9. Составлять конспекты, планы различных работ.
10. Создавать различные произведения изобразительного искусства (рисовать красками и карандашом, лепить).
11. Выращивать какое-нибудь животное, следить за его состоянием, ухаживать за ним.
12. Ремонтировать различные механизмы: механические, электрические, электронные.
13. Внимательно, не перебивая выслушивать людей.
14. Находить грамматические ошибки в книгах, статьях, заметках.
15. Разбираться в том, какие мысли и чувства хотел выразить автор в различных произведениях искусства: картинах, фильмах, романах, пьесах.
16. Наблюдать за животными, насекомыми, изучать их повадки.
17. Искать и находить наиболее рациональный способ решения технической или любой практической задачи.
18. Заниматься с детьми: играть с ними, рассказывать интересные истории, учить чему-нибудь.
19. Запоминать различные формулы, законы, условные обозначения.
20. Играть на музыкальных инструментах, исполнять песни или музыкальные номера.
21. Читать книги о животных, растениях, насекомых, находить в них интересные факты и события.
22. Конструировать и собирать модели различных механизмов и машин.
23. Убеждать других людей в своей правоте, улаживать ссоры, споры между людьми.
24. Строить графики, составлять таблицы, рисовать карты.
25. Придумывать новые, оригинальные варианты моделей одежды, прически, украшений, интерьера.
Подсчет результатов
Подсчитай сумму баллов в каждом вертикальном столбце и запиши результат в свободной ячейке под соответствующим столбцом. Попарно суммируй полученные числа (результаты) и запиши в свободной ячейке ниже. Найди одну (или более) из пяти ячеек, в которой у тебя записано наибольшее число. Это и есть твой результат. Он соответствует определенному типу профессий, описание которого ты найдешь в тексте занятия.
БЛАНК
1А | 1Б | 2А | 2Б | 3А | 3Б | 4А | 4Б | 5А | 5Б |
6А | 6Б | 7А | 7Б | 8А | 8Б | 9А | 9Б | 10А | 10Б |
11А | 11Б | 12А | 12Б | 13А | 13Б | 14А | 14Б | 15А | 15Б |
16А | 16Б | 17А | 17Б | 18А | 18Б | 19А | 19Б | 20А | 20Б |
21А | 21Б | 22А | 22Б | 23А | 23Б | 24А | 24Б | 25А | 25Б |
ПРИРОДА | ТЕХНИКА | ЧЕЛОВЕК | ЗНАКО-ВАЯ СИСТЕ-МА | ХУДО-ЖЕСТ-ВЕН-НЫЙ ОБРАЗ |
Шкала оценок
ОЦЕНКА «А» ОЦЕНКА «Б»
Получается очень хорошо – 5 Очень нравится – 5
Получается хорошо – 4 Нравится – 4
Получается средне – 3 Все равно – 3
Получается плохо – 2 Не нравится – 2
Получается очень плохо – 1 Очень не нравится – 1
Занятие 24. Формула профессии
Задание 2.13. Определение формулы профессии (по методике Н.С. Пряжникова)
Подчеркни наиболее привлекательные для тебя цели, предмет, средства, условия труда.
1. Цели труда:
1.1.Оценивать, проверять
1.2.Исследовать что-либо, делать открытия
1.3.Перевозить что-либо
1.4.Изготавливать какие-то предметы
1.5.Учить, воспитывать, консультировать
1.6.Творить, создавать новое
1.7.Руководить людьми
1.8.Обслуживать кого-либо или что-либо
1.9.Постоянно работать над собой, «быть в форме»
2. Предмет труда:
2.1.Технические объекты
2.2.Тексты, графики, числа
2.3.Экономика и политика
2.4.Искусство
2.5.Наука
2.6.Растения и микроорганизмы
2.7.Животный мир
2.8.Люди
2.9.Детали и материалы
3. Средства труда:
3.1.Ручные
3.2.Механические
3.3.Автоматические
3.4.Компьютеры
3.5.Интеллект
3.6.Выразительные движения, мимика
3.7.Творческое мышление
3.8.Возможности организма и органов чувств
3.9.Голос, интонация
4. Условия и организация труда:
4.1.Бытовой микроклимат
4.2.Помещение с большим числом людей
4.3.Разъезды
4.4.Самостоятельность
4.5.Открытый воздух
4.6.Экстремальные условия
4.7.Особые условия
4.8.Изысканные отношения
4.9.Работа на дому
Если ты уже выбрал профессию, напиши, соответствует ли она наиболее привлекательным для тебя характеристикам. Если нет – попробуй сам смоделировать ее по этим признакам. Внеси данные в графу «Наиболее привлекательные характеристики профессии»
Задание 2.14. Выполнить упражнения
1) С помощью таблицы классификационных признаков (см. занятие 22-23) составьте формулу одной из следующих профессий: токарь, программист, электромонтер, швея-мотористка, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, учитель, стенографистка, водитель такси.
2) Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам:
а) ППрФо; г) ЧГФм;
б) Т Пр Р б; д) ТИФ б;
в) ЗГАб; е) ХИРМн.
3) Перечислите признаки по всем классификациям следующих профессий, специальностей:
а) садовник; е) учитель труда;
б) милиционер; ж) кровельщик;
в) продавец книг; з) инженер;
г) фрезеровщик; и) ткачиха;
д) мелиоратор; к) животновод.
4) Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары нижеперечисленных профессий:
а) медсестра — токарь;
б) официант — водитель такси;
в) учитель математики — спортивный тренер;
г) бухгалтер — слесарь;
д) полевод — агроном;
е) инженер-конструктор — композитор.
5) Назовите общие признаки следующих профессий, специальностей:
а) животновод, садовник;
б) инженер-конструктор, композитор, химик-теоретик;
в) медсестра, токарь, бухгалтер;
г) токарь, машинист башенного крана, бульдозерист, шофер;
д) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь;
е) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный тренер.
6) Из перечисленных ниже названий профессий или специальностей выберите те, которые необходимы:
а) в сельском хозяйстве;
б) в химической промышленности;
в) в строительстве;
г) в машиностроении.
Чертежник-конструктор, ветеринарный фельдшер, бухгалтер, овощевод, лаборант химико-бактериологического анализа, монтажник радиоаппаратуры, слесарь, агроном, инженер-механик, маляр, химик-технолог, юрист.
7). Руководствуясь таблицей, составьте формулу своей профессии.
Занятие 25. Структурная перестройка экономики (лекция)
Занятие 26. Предпринимательство
Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность людей по организации и развитию предприятий, которая осуществляется гражданами на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность.
Цель предпринимательства – получение прибыли и удовлетворение потребностей населения в работе и услугах. А деньги – мера успеха предпринимателя. Но эти деньги он не продаёт, а пускает на развитие выгодного дела.
Как стать конкурентоспособным?
В условиях ожидаемого подъема экономики нашему обществу все более и более необходима новая личность. Требования, предъявляемые к специалистам, сегодня существенно изменились. Кроме высокой квалификации, глубоких профессиональных знаний, человек должен обладать способностью не только предложить свой труд на рынке труда, но и быть конкурентоспособным.
Что значит быть конкурентоспособным? Что собой представляет конкурентоспособная личность?
Конкурентоспособная личность – это личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами.
Одной из главных составляющих такой личности является психологическое здоровье. Оно представляет собой совокупность личностных качеств, которые являются предпосылками стрессоустойчивости, хорошей социальной адаптации и успешной самореализации.
Это должна быть личность, обладающая следующими характеристиками:
- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
- принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
- умение анализировать свое эмоциональное состояние, мотивы действий, предвидеть последствия поступков;
- нести ответственность за принятые решения;
- стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в сложной жизненной ситуации.
Несомненно, конкурентоспособная личность – это целеустремленный, организованный лидер, обладающий умениями общаться и влиять на людей.
Задание 2.15. Тест «Умеете ли Вы влиять на людей»
Для конкурентоспособного человека важно умение влиять на окружающих. Чтобы узнать, в какой мере Вы обладаете этим умением, односложно – «да» или «нет» – ответьте на следующие вопросы.
1. Способны ли Вы представить себя в роли актера или политического деятеля?
2. Раздражают ли Вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?
3. Способны ли Вы говорить с другим человеком о своих интимных переживаниях?
4. Немедленно ли Вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
5. Портится ли у Вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую Вы считаете для себя самой важной?
6. Любите ли Вы делать что-то трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные способности?
7. Могли бы Вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?
8. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы круг Ваших друзей был неизменен?
9. Любите ли Вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
10. Любите ли Вы менять обстановку или переставлять мебель?
11. Любите ли Вы новые способы решения старых задач?
12. Любите ли Вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?
13. Любите ли Вы доказывать, что учитель в чем-то не прав?
Обработка результатов
За каждое совпадение Ваших ответов с ключом запишите себе 5 баллов. Ответ «да» – вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13; ответ «нет» – вопросы 2, 8, 9.
Диагноз и консультация
От 35 до 65 баллов: Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять модели их поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе; он должен что-то делать, чтобы люди лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако Вам надо быть осторожным, чтобы Ваша уверенность в себе не стала агрессивной.
30 и менее баллов: хотя Вы часто бываете правы, Вам не удается убедить в этом окружающих. Вы считаете, что жизнь должна быть подчинена строгой дисциплине, здравому рассудку и ход ее должен быть предсказуемым. Вы не любите ничего делать через силу. Вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, и потому неправильно понятыми.
Совершенно очевидно, что такие личностные качества, которые характеризуют конкурентоспособного человека, не появятся сами по себе. Для того чтобы сформировать их, нужна целеустремленная работа над собой.
Если личности недостает какого-то жизненного качества, или есть качество, которое мешает человеку, тяготит его, это вызывает потребность в самосовершенствовании и самовоспитании.
Начальным элементом в этом процессе является самопознание и самооценка. Самопознание начинается с самонаблюдения своих эмоций, своего стиля и тона общения.
Понаблюдай за собой: как ты разговариваешь с товарищами, родителями, учителями и др. Самонаблюдению можно научиться.
К. Станиславский писал, что наладить непрерывное подсознательное, автоматическое наблюдение может только привычка, которая вырабатывается постоянным напоминанием самому себе о необходимости самонаблюдения в течение многих лет. Это своего рода тренинг самонаблюдения. Он требует критического отношения к себе, своим словам, поступкам.
Одним из важнейших способов самопознания является самоанализ. Самоанализ – сложный процесс. Он требует критического отношения к себе.
Самоанализ лежит в основе самооценки, которая является исходным моментом самосовершенствования.
Самопознание с неизбежностью приведет тебя к сравнению с другими, к осознанию своих достоинств и недостатков, к критическому пересмотру твоих целей и ценностей.
Задание 2.16. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Какие качества твоей личности тебя вполне удовлетворяют? __________________________
________________
2. Какие качества ты хотел бы изменить в себе? _______________________________________
________________
3. Что тебе мешает преодолеть те недостатки, с которыми ты хотел бы расстаться? _________
________________
4. Какие качества ты хотел бы развить в себе? ________________________________________
________________
5. Что ты для этого должен делать?__________________________________________________
________________
6. Какие трудности в самосовершенствовании ты испытываешь? ________________________
________________
Задание 2.17. Распознать слова
филфорд
1. Перед вами прямоугольник с набором букв, из которых нужно найти десять слов, обозначающих различные виды экономической деятельности человека. Вам необоримо их распознать, при этом слова в сетке пишутся слева направо и справа налево, сверху вниз и наоборот, ломаются, но не пересекаются и по диагонали не читаются. К ответам предлагаются вопросы. Не забудьте о том, что в скобках указано число букв правильного ответа.
Б | Р | Е | К | Л | А | Б | Ю | Д | Ж |
И | К | О | Н | К | М | Р | М | А | Е |
З | Н | Е | С | У | А | Ы | Н | Р | Т |
Ю | Т | Д | М | Р | Е | Н | О | К | Е |
Л | А | И | Е | Е | Н | Ц | К | Т | Т |
А | К | Л | Н | Д | Ь | И | А | О | И |
В | Р | Е | Р | И | Г | Я | К | В | Н |
Н | Е | Д | И | Т | Я | И | Ц | А | Г |
А | П | Р | И | Б | Ы | Л | Ь | Р | Р |
Л | О | Г | М | Е | Н | Е | Д | Ж | Е |
1. Предприниматель, коммерсант (9). 2. Финансовый план доходов и расходов (6). 3. Информация о товарах и услугах (7). 4. Соперничество между предпринимателями и производителями товаров и услуг (11). 5. Сфера товаро-денежного обращения (5). 6. Продукт и услуги, предназначенные для реализации (5). 7. Ценная бумага (5). 8. Специалист по операциям с ценными бумагами (5). 9. Товар, выполняющий всеобщего эквивалента оценки труда (6). 10. Управление производством и сбытом продукции (9). 11. Денежная масса иностранного государства (6). 12. Представление денег и товаров в долг (6). 13. Доход (7). 14. Денежные средства, отчисляемые в бюджет государства (5). 15. Профессиональный управляющий (8).
Занятие 27. Принципы формирования рынка труда
Переход от административно-командной системы управления хозяйством к рыночным отношениям означает формирование нового хозяйственного механизма в стране. Новые экономические условия влияют на изменение характера труда и профессиональное становление личности. Каждое предприятие теперь должно быть ориентировано на выпуск конкурентоспособной продукции, быть восприимчивым к нововведениям, повышать технический уровень, совершенствовать подходы к управлению.
Переход к рыночной экономике вызвал и появление нового рынка – рынка труда, на котором происходит купля-продажа рабочей силы в конкурентных условиях. Если раньше после окончания среднего или высшего учебного заведения любой выпускник знал, что он обязательно будет трудоустроен по так называемому государственному распределению (то есть существовала система гарантированного устройства дипломированных специалистов), то теперь с переходом к рыночным отношениям каждый человек трудоустраивается самостоятельно. Сейчас каждый человек должен позаботиться о себе сам. Он вправе некоторое время вообще не работать по разным причинам: заниматься воспитанием детей, самообразованием, ухаживать за членами семьи, требующими ухода, или может, устраиваться на работу в государственное или частное предприятие, а также самому заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Для того чтобы достичь цели, которую вы себе наметили, добиться успеха в жизни, получить все то, к чему вы действительно стремитесь, вы должны уметь хорошо «продать» себя, показать себя с самой благоприятной для вас стороны. Существуют определенные правила, которых имеет смысл придерживаться, если рассчитываешь на успех.
Задание 2.18.
Пользуясь ежегодной «Экспресс-информацией» центра занятости, СМИ, подготовить сообщение о ситуации на рынке труда г. Магнитогорска (востребовательность и перепроизводство специалистов).
Занятие 28. Учебная база города Магнитогорска