Процессы и функции кратковременной памяти
Основные процессы кратковременной памяти
1) запоминание,
2) сохранение,
3) узнавание и воспроизведение,В. — воссоздание предмета действия или самого действия в прошлом только по памяти, по ее идеальному образу (припоминание заученного материала, умственного действия или двигательного навыка). У. — опознание реального события как известного из прошлого опыта (не путать с "дежаву" — иллюзия знакомости того, что воспринимается впервые). В кратковременной памяти воспроизведение в основном репродуктивно, т.е. оно мало привносит что-то новое в запомненный материал.
Узнавание = восприятие + воспроизведение. Характеристики узн.: скорость, полнота, ясность, устойчивость, уверенность, инвариантность (узнавание при разных условиях).
4) забывание,
5) вытеснение.
Кратковременная память- вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество элементов в кратковременной памяти может быть увеличено. Хранение информации в кратковременной памяти осуществляется в модально специфической форме. КП в жизни человека играет большую роль. Благодаря ей перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузки ДП излишними сведениями. КП имеет большое значение для организации мышления; его материалом, как правило, являются факты, находящиеся в кратковременной памяти человека. Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго в ней отложиться только то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память, одновременно осуществляя в ней строгий отбор. Одно из главных свойств кратковременной памяти состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т. п. Для поддержания информации в КП необходимо сохранение активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы. В соответствии с теорией американских ученых Р. Аткинсона и Р. Шифрина, долговременная память представляется практически неограниченной по объему, но ограниченной по возможности произвольного припоминания хранящихся в ней сведений. Кроме того, для того чтобы информация попала в хранилище долговременной памяти, необходимо, чтобы над ней была произведена определенная работа еще в то время, когда она находится в КП. Основной функцией КП- удержание информации с целью обеспечения ее перевода в постоянное долговременное хранилище. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер показал в своих работах,что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта . Это происходит потому, что он может перекодировать последовательность из многих букв в ряд более крупных единиц, если эта последовательность образует осмысленные слова Такое перекодирование — объединение отдельных стимулов (букв) в более крупные единицы (слова) — называют структурированием (chunking). Соответственно образующиеся при этом единицы называют структурными единицами (chunks). испытуемые могут увеличить количество информации, которую они способны одновременно удерживать в КП, путем перекодирования этой информации в структурные единицы. Конечно, такое увеличение объема памяти окажется полезным лишь в том случае, если испытуемый сможет затем декодировать структурную единицу и восстановить ее компоненты. Например, испытуемый, которому предъявили ряд из четырех букв "С, М, Л, Т" в задаче на непосредственное припоминание, может перекодировать его в однословную структурную единицу "Самолет". Позднее, во время припоминания, он может допустить ошибку и воспроизвести, например, "С, А, Л, Т". В данном случае структурирование не помогло ему вспомнить все буквы. Но, как правило, структурирование помогает нам увеличить ограниченную емкость КП.Современные оценки емкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что емкость кратковременной памяти увеличивается за счет процесса, группировка объектов. Херберт Саймон показал, что идеальный размер осмысленных или нет объектов, составляет три единицы. Исследования, выполненные В.П. Зинченко и Г.Г. Вучетич(1970), позволили предположить, что в иерархической системе преобразования информации в кратковременной памяти может функционировать блок семантической обработки информации. В этом блоке осуществляется переработка воспринимаемой информации, преобразование одних оперативных единиц в другие, более адекватные и привычные, и т.п. В этом случае в блок повторения переводится смысл, извлеченный из ситуации, а не исходная информация, данная зрительно. Примером, иллюстрирующим это положение, могут служить эксперименты Г.Л. Смоляна, в которых квалифицированным шахматистам тахистоскопически предъявлялись достаточно сложные позиции и давалась инструкция воспроизвести их после предъявления. Для экспериментаторов и для испытуемых было неожиданным то, что последние точно оценивали соотношение сил, хотя не могли воспроизвести количество и расположение фигур. Эти факты свидетельствуют о том, что оценка ситуации может происходить до расчлененного и осознанного восприятия и тем более запоминания ее элементов. Процесс структурирования. лежат "правила синтаксиса; есть, однако, и другая возможность, которую также следует рассмотреть. Структурирование может быть основано не на порядке слов, а на смысле: слова, объединенные в соответствии с правилами английского синтаксиса, образуют также более осмысленные фразы, чем слова, расположенные в случайном порядке. Возможно, что именно .смысловой (семантический) фактор, а не правила синтаксиса, т. е. определенный порядок слов, облегчает структурирование