Основные цвета - три цвета (красный, зеленый и синий). Путем смешения этих трех цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Основные цвета, три цвета, оптическим сложением (смешением) которых в определённых их количествах можно получить цвет, визуально (на глаз) совершенно неотличимый от любого данного цвета. Измеряемый или воспроизводимый цвет Ц представляют через О. ц. E1, E2, E3 в виде их неотличимой от Ц суммы Ц' = m1E1 + m2E2 + m3E3, где m1, m2, m3 - количества смешиваемых О. ц., т. н. координаты цвета Ц (одна, а иногда и две координаты могут быть отрицательными). Набор О. ц. образует трёхмерную колориметрическую систему. Число возможных систем О. ц. бесконечно, хотя не любые три произвольно выбранных различных цвета могут служить О. ц. - ограничением является условие, чтобы ни один из них не мог быть представлен в виде суммы каких бы то ни было количеств двух других. Цвет Ц может быть выражен в любой из трёхмерных систем; переход из одной системы в другую осуществляется с помощью простых соотношений. Для сравнения измерений цветов в различных системах принято их результаты пересчитывать в стандартную международную систему с О. ц. X, Y, Z (они не соответствуют визуально воспринимаемым реальным цветам). Наиболее часто на практике О. ц. являются красный, зелёный и синий; в многоцветной печати и в цветной фотографии (где для воспроизведения цветов используется более сложный процесс т. н. субтрактивного их синтеза) - пурпурный (синевато-красный), голубой (зеленовато-синий) и жёлтый. См. также статьи Многоцветная печать, Цветовоспроизведение фотографическое.

Понятие "О. ц." и основанные на нём соотношения широко используются в теоретической и практической колориметрии (см. Колориметр трёхцветный); однако аппарат трёхмерных систем недостаточен для решения ряда тонких и сложных проблем, связанных с измерением и количественным выражением цвета. Более подробно об этом см. в ст. Цветовые измерения.

Отношения цветовые

Отношения цветовые - это количественные различия между цветами во всех их характеристиках, во всех их свойствах (по яркости, тону, насыщенности, плотности и др.).

Оттенок

Оттенок - небольшое отличие в красках по светлоте, насыщенности и цветовому тону.

Поверхностный цвет

Поверхностный цвет - цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета; как правило, это почти всегда цвет переднего плана. Поверхностный цвет позволяет отобразить свойства поверхности предмета с наибольшей достоверностью.

Плоскостной цвет

Плоскостной цвет - принадлежащий какой-либо поверхности, особенности фактуры которой не ощущаются глазами. Например, цвет стены на заднем плане.

Последовательный контраст

Последовательный контраст - изменение цвета в результате предварительного воздействия на глаз других цветов.

Пространственный цвет

Пространственный цвет - бесфактурный цвет, характеризующий предметно-пространственные ситуации. Например, цвет удаленных объектов и сред (небо, вода), пленэрная живопись, валёры.

Ряды цветовые

Цветовой ряд - это последовательность цветов, у которой хотя бы одна характеристика общая, а остальные изменяются. Выделяют следующие виды рядов:

- ряды по яркости (светлоте);

- ряды по насыщенности (чистоте);

- ряды по цветовому тону.

Статика цветовая

Статика цветовая - частный случай равновесия, для которого характерна полная остановка движения, состояние покоя или неподвижности.

Хроматические цвета

Хроматические цвета - цвета, обладающие цветовым тоном, к ним относятся все спектральные и многие природные цвета.

Цветовая композиция

Цветовая композиция - это сочетание цветовых пятен на плоскости, в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие. Выделяют четыре типа цветовых композиций:

- монохромия, которая строится на одном хроматическом цвете;

- полярная, которая строится на двух контрастных или дополнительных цветах;

- трехцветие, в которой основными являются три хроматических цвета;

- многоцветие, которое строится на четырех и более цветах.

Цветопередача

Цветопередача, воспроизведение цветов оригинала (объекта) на картине, фотоснимке, киноэкране, экране телевизора и т.п. При Ц. неизбежны цветовые искажения, зависящие от особенностей процесса Ц. Различают три способа оценки точности Ц.: физический, физиологический и психологический. Физическая точность характеризуют степенью близости спектрального состава излучения, исходящего от любой точки (малого участка) оригинала и соответствующей ей точки изображения; физиологическую - степенью близости цветовых ощущений при визуальном восприятии малого участка оригинала и соответствующего малого участка изображения. Значительной психологической точности можно достичь при условии, если искажение цвета на каком-либо участке изображения "уравновешивается" определёнными искажениями на др. его участках. Для Ц. в многоцветном изображении практически важна лишь психологическая точность.

Шкала цветовая

Шкала цветовая равноступенчатая - ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания или убывания какого-либо цветового качества.

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

— область знаний, охватывающая систематизированную совокуп­ность данных физики, физиологии, психологии и эстетики, относя­щихся к вопросам восприятия, воздействия, измерения, системати­зации цвета.

Восприятие цвета — психологическая и культурная оценка цветовых ощущений. Зависит, с одной стороны, от степени, направленности и характера освещенности, цветового соседства, времени восприятия (утро, день, вечер) и пр., с другой — от культурных традиций, влия­ющих на предпочтение цвета, эмоциональную реакцию на него («праздничный» цвет, «траурный» и пр.).

Воздействие цвета — появление в ответ на цветовое ощущение осо­бой реакции: психологической (эмоции, ассоциации, культурная символика), психофизиологической (изменение душевного состо­яния, концентрация или рассеивание внимания, улучшение или ухудшение условий видения и различения отдельных элементов сре­ды или объекта, повышение или снижение утомляемости и пр.), физиологической (изменение течения физиологических процессов — дыхания, пульса, состояния нервной и мускульной систем). Знание законов В. ц. особенно важно для дизайнера, проектирующего средовое окружение человека.

Колориметрия (цветовые измерения) — совокупность способов ма­тематического описания цвета и методов его измерения. В результа­те измерения получают координаты цвета и координаты цветности. Координаты цвета - определяемые в процессе измерения количества трех основных цветов, которые необходимы для получения колори­метрического равенства (полного соответствия по восприятию) с измеряемым цветом.

Координаты цветности — отношение каждой из трех координат цве­та к их сумме.

Систематизация цвета - установление определенных принципов рас­положения и обозначения цвета (в том числе набора образцов цвета материала)-

Цветовая система (система цветового порядка) - основанное на том или ином принципе расположение и обозначение всех реально суще­ствующих цветов (или их части) и выбор ограниченного числа цве­тов, адекватно представляющих взаимоотношение цветов в системе. Ц. с. разделяются на системы смешения цветов, системы красок и системы восприятия цвета. Ц. с. представляется в различной форме числовой, графической или как набор образцов.

Наши рекомендации