Тема 1. Выдающиеся психологи, внесшие вклад в развитие психологической науки

Кому принадлежи афоризм: "Мыслю, следовательно, существую":

A. Декарту

B. Дж.Локку

C. Гоббсу

D. Лейбницу

E. Ф.Бэкону

Согласно представлениям этого философа душа подобна колеснице, запряженной двумя конями: черный конь – вожделеющая душа – не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь – страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре:

A. Платон

B. Демокрит

C. Аристотель

D. Сократ

E. Гиппократ

По мнению Р.Декарта тело и душа человека два различных начала. Этот

подход называется:

A. дуализм

B. монизм

C. эмпиризм

D. сенсуализм

E. рационализм

Первая психологическая лаборатория была открыта:

A. В.Вундтом

B. Дж.Уотсоном

C. З.Фрейдом

D. Коффкой

E. М.Вертгеймером.

Метод самонаблюдения называется:

A. интроспекция

B. индукция

C. интерференция

D. контент - анализ

E. интериоризация

Что изучает психология:

A. все вышеперечисленное

B. психические свойства

C. психические состояния

D. личность

E. психические процессы

Основоположником психоанализа является:

A. З.Фрейд

B. К.Юнг

C. Дж.Уотсон

D. В.Вундт

E. К.Левин

Психика присуща только организмам с нервной системой, этот подход

называется:

A. нейропсихизм

B. панпсихизм

C. мозгопсихизм

D. антропсиихзм

E. биопсихизм.

Основные методологические принципы психологии. Исключи лишнее:

A. принцип игры

B. принцип единства сознания и длительности

C. принцип развития психики

D. принцип детерминизма

E. принцип личностного подхода.

Психика-это:

A. отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга

B. физиологическая функция нервной системы

C. рефлекторная деятельность мозга

D. субстрат материи головного мозга

E. проявление души, познаваемое самонаблюдение

Сложная, врожденная форма реагирования на определенные условия

среды - это:

A. инстинкты

B. поведение

C. сознание

D. навык

E. тропизмы

Свойство мозга, заключающееся в способности отражать объективную реальность это:

A. психика

B. мышление

C. сознание

D. рефлексия

E. инстинкт

К психическим процессам относится

A. ощущение

B. настроение

C. темперамент

D. характер

E. стресс

Наука психология изучает... Закончите мысль.

A. сущность и закономерности протекания психических процессов

B. поведение человека

C. особенности чувств

D. отношение человека и окружающей действительности

E. особенности сознания

Автор теории о ступенях эволюционного развития психики:

A. Леонтьев

B. Эльконин

C. Узнадзе

D. Шабельников

E. Гальперин

Психология в переводе с древнегреческого означает:

A. учение о душе

B. учение о сознании

C. учение о человеке

D. учение о поведении человека

E. учение о людях

Вид деятельности, в процессе которой, появляется качественно новый продукт:

A. трудовая

B. учебная

C. игровая

D. продуктивная

E. общение

Рефлексы головного мозга подразделяются на 2 большие группы:

A. условные и безусловные

B. временные и постоянные

C. психические и физиологические

D. иррадирующие и концертирующие

E. возбуждающие и тормозящие

Деятельность – это:

A. социально значимая активность человека, направленная на достижение цели по удовлетворению его потребностей

B. повседневная активность человека

C. формирование социально значимых мотивов

D. прогнозирование результатов действия

E. преобразование активности в действие

Прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности обуче­ния и воспитания, называется:

A. педагогическая психология

B. психология труда

C. психология эмоций

D. социальная психология

E. психоанализ

Самосознание – это:

A. относительно устойчивая осознанная система представлении индивида о самом себе

B. образ своего Я

C. образ своих качеств

D. облик личности

E. активность

Житейская психология по степени обобщенности знания:

A. конкретна, ситуативна

B. универсальна

C. не противоречива

D. однозначна

E. логична

0тносительно законченные элементы деятельности, направленные на выполнение одной текущей задачи называются:

A. действия

B. поступки

C. движения

D. акты

E. установки

Какое научное направление использовало поведение человека и жи­вотных как предмет психологии:

A. бихевиоризм

B. психоанализ

C. гештальтпсихология

D. гуманистическая психология

E. логотерапия

Решающим условием возникновения сознания человека явился:

A. труд

B. окружающий мир

C. общий кругозор

D. головной мозг

E. опыт общения

Из какой науки выделилась психология:

A. философии

B. метафизики

C. теологии

D. биологии

E. естествознаниия

Высшей формой психического отражения является:

A. сознание

B. потребности

C. истинкты

D. темперамент

E. ощущения

Деятельность – это:

A. социально значимая активность человека, направленная на достижение цели по удовлетворению его потребностей

B. повседневная активность человека

C. формирование социально значимых мотивов

D. прогнозирование результатов действия

E. преобразование активности в действие

Опросный лист для получения ответов на заранее составленную сис­тему вопросов:

A. анкета

B. беседа

C. тест

D. интервью

E. самонаблюдение

Когда сформировалась психология как самостоятельная наука:

A. 19 в.

B. 3 в.н.э.

C. 17 в.

D. 16 в.

E. 5 в. до н.э.

Кто написал первый трактат о душе:

A. Аристотель

B. Демокрит

C. Гиппократ

D. Сократ

E. Платон

Что лежит в основе любой деятельности:

A. действия

B. мысль

C. движения

D. чувства

E. ощущения

Как называются донаучные представления, связанные с мифическим наделением всех объектов природы душой:

A. анимизм

B. монизм

C. идеализм

D. дуализм

E. панпсихизм

Система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены:

A. вторая сигнальная система

B. символическая система

C. первая сигнальная система

D. интеллектуальная система

E.третья сигнальная система

Какое из нижеследующих понятий характеризует данный пример: паук, посаженный в банку вместе с мухой не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях, ловит муху в паутину и поедает ее:

A. инстинкт

B. тропизм

C. научение

D. рефлекс

E. интеллектуальное поведение

Наука психология относится к:

A. гуманитарным наукам

B. философским наукам

C. естественным наукам

D. социальным наукам

E. точным наукам

Направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды:

A. Бихевиоризм

B. психоанализ

C. когнитивная психология

D. гештальтпсихология

E. ассоцианизм

Психология – это наука:

A. о душе

B. о сознании человека

C. о поведении человека

D. о внутреннем мире человека

E. о сущности и закономерностях протекания психических процессов

Познавательные процессы личности изучает:

A. общая психология

B. дифференциальная психология

C. инженерная психология

D. педагогическая психология

E. социальная психология

Механистическое направление психологии, возникшее в США в начале ХХ века, основоположниками которого являются Д.Уотсон, Э.Торндайк:

A. бихевиоризм

B. гештальтпсихология

C. психоаналитическая школа

D. гуманистическая психология

E. ассоциативная психология

Развитию инстинктов способствуют:

A. изменения, происходящие в окружающей среде

B. опыт

C. постоянство окружающей среды

D. цикличность процессов, происходящих в окружающей среде

E.разумное поведение

Этот метод направлен на выявление причинно-следственных связей, характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также контролируемым изменением этих условий:

A. эксперимент

B. референтометрия

C. наблюдение

D. тестирование

E. беседа

Важнейший принцип, согласно которому мы ищем исходные причины, определяющие те или иные психические проявления:

A. детерминизм

B. историзм

C. развитие

D. единство сознания и деятельности

E. системность

Кто из мыслителей античности впервые рассмотрел проблемы души, опираясь на материалистическую основу, объясняя ее строение через атомы:

A. Демокрит

B. Платон

C. Аристотель

D. Сократ

E. Пифагор

Процесс индивидуального развития человека от рождения до старости:

A. онтогенез

B. социализация

C. эволюция

D. филогенез

E. интеллектуальный рост

Проблемы, связанные с психологией общения людей, их взаимоотношений изучает:

A. социальная психология

B. возрастная психология

C. общая психология

D. юридическая психология

E. когнитивная психология

Переход внешних действий во внутренние называется:

A. интериоризация

B. эстериоризация

C. социологизация

D. биологизация

E. продуктивная деятельность

Процесс возникновения и исторического развития (эволюции. психики и поведения животных возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества:

A. филогенез

B. онтогенез

C. антропогенез

D. гомеостаз

E. моногенез

Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве:

A. Инстинктов

B. Условных рефлексов

C. Безусловных рефлексов

D. Навыков

E. Двигательных актов

Отрасль психологической науки, изучающая особенности психики слепых людей:

A. тифлопсихология

B. сурдопсихология

C. психофизика

D. психометрия

E. детская психология

Деятельность – это:

A. социально значимая активность человека, направленная на достижение цели по удовлетворению его потребностей

B. повседневная активность человека

C. формирование социально значимых мотивов

D. прогнозирование результатов действия

E. преобразование активности в действие

Способность сознания человека сосредоточиваться на самом себе:

A. рефлексия

B. рефлекс

C. самонаблюдение

D. отражение

E. самосознание

Психика-это:

A. отражение окружающей действительности посредством

деятельности мозга

B. физиологическая функция нервной системы

C. рефлекторная деятельность мозга

D. субстрат материи головного мозга

E. проявление души, познаваемое самонаблюдение

К психическим состояниям относится:

A. настроение

B. ощущение

C. темперамент

D. характер

E. воображение

Основная причина активности человека, связанная с состоянием нужды и зависимости от конкретных условии существования это:

A. потребность

B. интерес

C. социологизация

D. интуиция

E. конформность

Идеалистическое представление о психике:

A. психика – самостоятельная, независимая от тела субстанция

B. психика – есть свойство мозга

C. психика – продукт работы мозга

D. психика – свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность

E. психика - это субъективное отражение объективной реальности

Данные, используемые наукой и опирающиеся на опытные или житейские наблюдения, называют:

A. эмпирическими

B. философскими

C. историческими

D. интроспективными

E. аналитическими

Это направление психологии берет свое начало от работ И.П.Павлова по условным рефлексам и исследований Джона Б.Уотсона по научению:

A. бихевиоризм

B. фрейдизм

C. гештальтпсихология

D. когнитивная психология

E. гуманистическая психология

Отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов, называется:

A. возрастная психология

B. геронтопсихология

C. социальная психология

D. общая психология

E. сравнительная психология

Психология в переводе с древнегреческого означает:

A. учение о душе

B. учение о сознании

C. учение о человеке

D. учение о поведении человека

E. учение о людях

Древнее учение об объективном существовании, переселении душ и духов, а также фантастических, сверхъестественных призраков:

A. анимизм

B. идеализм

C. материализм

D. аутизм

E. сенкритизм

Отрасль психологии, изучающая отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии:

A. патопсихология

B. медицинская психология

C. юридическая психология

D. сравнительная психология

E. общая психология

Принцип психологии, утверждающий, что психика должна рассматриваться в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности:

A. принцип развития

B. принцип объективности

C. принцип единства сознания и деятельности

D. принцип детерминизма

E. принцип научности

Формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных:

A. научение

B. обучение

C. воспитание

D. подражание

E. интеллектуальное поведение

Принцип психологии, утверждающий, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве:

A. принцип единства сознания и деятельности

B. принцип объективности

C. принцип развития

D. принцип детерминизма

E. принцип научности

Принцип психологии, утверждающий, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий:

A. принцип детерминизма

B. принцип объективности

C. принцип развития

D. принцип научности

E. принцип единства сознания и деятельности

Психологическое учение, использовавшее ассоциацию как главный объяснительный принцип всех психических явлений, господствовавшее в психологии XVIII- XIX вв.:

A. ассоцианизм

B. материализм

C. идеализм

D. анимизм

E. панпсихизм

При каком виде наблюдения имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности:

A. включенное

B. сплошное

C. внешнее

D. интроспекция

E. свободное

Учение о независимом, самостоятельном существовании тела и души. Берет свое начало в работах древних философов, но полное развитие получает в средние века. Развернуто представлено в работах французского философа Р Декарта:

А. дуализм

B. сенкритизм

C. анимизм

D. детерминизм

E. абсолютизм

Вид деятельности, в процессе которой, происходит освоение окружающей действительности в детском возрасте:

A. игровая

B. трудовая

C. учебная

D. продуктивная

E. общение

Наши рекомендации