Опишите и проанализируйте вклад Л.С. Выготского в развитие общей психологии и методологии психологической науки.

План:

· Общая наука. Методология. Кризис (мне кажется как раз самое основное).

· КИП

· Педология

I. ЛСВ и общая методология, кризис

В начале 10-х гг XX в. – середине 30-х гг. (переход к империализму, соц-эконом проблемы и тд) открытый кризис в психологии. Статья ЛСВ «Исторический смысл психологического кризиса» – первая попытка исследования и научного объяснения кризиса психологии с марксистских позиций.

Содержание кризиса:крах единства психологи, наличие большого кол-ва школ и направлений, враждебных друг другу (разная терминология, предмет, методы и т.д.). Т.О. внешним выражением этого кризиса было появление новых школ и направлений. Наука разделилась на направления, сторонники которых оперировали разными фактами и идеями, не принимая в расчет друг друга. Каждая система (фрейдизм, бихевиоризм, гештальтизм, персонализм) претендовала на открытие новой эры в психологической науке – у каждого направления свои методы, свои факты, свои выводы. Нет общей теоретической базы (вообще все из практики и это причина). Каждое новое открытие опровергает старый принцип. Каждое из направлений отталкиваясь от собственного открытия предлагает свой объяснительный принцип.

«Симптомы» кризиса: Нет собственного языка психологии, все заимствовано из разных мест. А слово, называя факт, дает вместе с тем философию факта, его теорию. Слово до тех пор продвигает науку вперед, пока оно 1) отвечает объективному положению вещей; 2) примыкает к наиболее обобщенным формулам этого объективного мира (обобщая, упрощали).

По ЛСВ: это был кризис методологических основ психологии– и неизбежное следствие, и причина развития науки.

Логика развития объяснительных идей: сначала появляется частный факт, факту дается определенная интерпретация, возникает частный объяснительный принцип, который потом раздувается на более широкую область явлений, до сферы психологии в целом, а потом и на более широкие явления вплоть до мировоззренческого принципа. Но как общий психологический принцип ни одна школа не удовлетворяет задаче дать объяснение большинству психологических фактов, накопленных в области психологии – НЕТ ОБЩЕГО ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО ПРИНЦИПА – но есть потребность В ОБЩЕЙ НАУКЕ (=МЕТОДОЛОГИИ). Разные дисциплины пытаются взять на себя роль общей - детская психология, патопсихология, зоопсихология и др (то есть потребность в общей осознают, да не выходит). Прежде всего это отражается на практике – психология не справляется с задачами и такое дальнейшее развитие невозможно – кризис!

Цель кризиса: «Согласовать разнородные данные, привести в систему разрозненные законы, осмыслить и проверить результаты, прочистить методы и основные понятия, заложить фундаментальные принципы – тем самым построить общую науку». Создавать ее нужно исходя из марксистской интерпретации теоретического знания, из принципов отражения и историзма. В абстракции всегда содержится кусок реальной действительности.

Общая наука (наша цель) – это наука, получающая материал из частных научных дисциплин и производящая обобщение этого материала, что невозможно внутри каждой отдельной дисциплины. С помощью фундаментальных понятий (категория) и объяснительных принципов общая наука выполняет роль методологии по отношению к конкретному эмпирическому исследованию. Понятия должны проверяться на практике.

Выход из кризиса – это создание общей психологии – обобщение и систематизация накопленных фактов, формулировка общего объяснительного принципа и факта, выстраивание иерархии частных дисциплин и как они соотносятся.

Краеугольный камень рассуждений Выготского – идея о нераздельности двух способов исследования науки: логического и исторического. Научная методология на исторической основе возможна потому, что закономерность присуща самому процессу познания. Закономерность в смене и развитии идей связано с общей социально-культурной подпочвой эпохи; с общими условиями и законами научного познания; с объективными требованиями объективной действительности, которую изучает наука.

Причины кризиса:

  1. Неотрефлексированность методологических основ и философской базы. За этим стоит общая установка психологии, которая определяла себя как эмпирическую науку, основывающуюся на опыте. Психология стремилась отмежеваться от философии. Психолог вступает в принципиальный самообман, что лабораторная работа поможет решить его вопросы. Т.е. с одной стороны психологи отказываются от философии, но с др. стороны – опираются на философскую парадигму (Декарто-Локковскую парадигму).
  2. Излишний академизм психологии. Отношение к прикладной психологии как к чему-то низшему и выходящему за пределы науки (презрение к практике).

Основная движущая сила кризиса: практика (в т.ч. запросы практические). Но практика, по мнению Выготского, является не только движущей силой, в ней зреет новая сила, которая может вывести психологию из кризиса. Открытие психологии навстречу практике:

· обогащает её новыми фактами (до этого психология была наукой, загнанной лабораторным экспериментом),

· делает науку применимой к практической жизни – возможность проверить теоретические положения;

· классическая интроспективная психология не работала с человеком, а работала с испытуемым, причем испытуемым выступал сам психолог, а практика вносит запас практического психологического опыта – и опыт социальных институтов, и опыт медицинской психотерапевтической практики;

· практика средство разрешения сложных методологических вопросов

Смысл кризиса Выготский определяет как борьбу 2-х психологий – объяснительной и описательной. Практика, по мнению ЛСВ., подталкивает психологию к выбору материалистической парадигмы, психология должна быть объяснительной наукой.

Глубинный смысл кризиса – он показал, что только детерминисткая психология возможна в качестве научной. МАРСКСИСТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ для ЛСВ ЕДИНСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Он полностью не согласен с учеными, которые утратили принцип историзма и требовали покончить с прошлым и начать все с начала. Развитие психики должно рассматриваться в качестве естественноисторического процесса. Такой подход позволял перевести исследование детерминации явлений психики на новый уровень. Философия марксизма является адекватной потребностям психологической науки. В трудах марксизма ЛСВ видел образец того, как применять это философское учение к конкретной науке. Для применения нужно выработать методологию – систему опосредующих, конкретных способов организации знания, которые могут быть применимы к масштабу именно этой науки.

II. ЛСВ и КИП (подробнее см. 1 вопрос)

· создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности. Положение об общественно-исторической природе человеческой психики, человеческого сознания в противоположность натурализму в его различных формах.

· ввел понятие о ВПФ – проблема генезиса, структуры и функций человеческой психики. Общение! Интериоризация

· Метод ЛСВ - способ искусственного восстановления генезиса и развития исследуемого процесса. Положил начало принципиально новой методологии психологического исследования, получившей развитие в отечественной психологии (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.).

III. ЛСВ и педология+дефектология

1. анализ направлен на вскрытие внутренней сущности патологии—от генезиса первичных дефектов к возникновению в процессе развития вторичных и третичных симптомов и далее, с учетом формирующихся межфункциональных связей и отношений, к пониманию особенностей структуры целостной личности аномального ребенка.

2. Теория единства обучения и развития, где обучению отводится ведущая роль в развитии психики ребенка; учение о ЗБР, концепция единства интеллекта и аффекта в психике

3. Установил единство психологических закономерностей нормальных детей и детей с отклонениями развития. На анализе различных вариантов структуры дефекта Выготский обнаружил своеобразное соотношение интеллекта и аффекта, низших и высших психических функций.

4. представление о житейских и научных понятиях, вскрыло, что у глухого ребенка, лишенного возможности формировать речь в процессе общения с окружающими, нет житейских понятий. Каждое понятие со всеми его модификациями и грамматическими изменениями формируется у глухого ребенка как научное понятие. В школе житейскому не учат, а они очень важны для развиия. Учитывая возможности умственно отсталых и других категорий аномальных детей (глухих, слепых, трудновоспитуемых), Выготский говорил о необходимости всемерно использовать предметно-практическую деятельность, на основе которой можно и нужно развивать практический интеллект, а затем и более сложные формы логического мышления. Основным принципом обучения и единственно твердой почвой для формирования речи и мышления, наполненных реальным содержанием, Выготский считал действенность, опору на практическую и трудовую деятельность, воспитывающую умение ставить цели, планировать и мыслить.

5. ПРАКТИКА.

· На теоретической разработке положений Выготского о своеобразии мышления, памяти и других психических процессов у глухих и слабослышащих опиралась организация учебно-воспитательного процесса в специальных школах для этих детей.

· Идеи Выготского лежали в научном обосновании системы обучения, воспитания и трудовой подготовки учащихся во вспомогательных школах (Г. М. Лульнев, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф и др.)

· На теоретическом фундаменте Выготского были построены все работы НИИ дефектологии АПН СССР, направленные на дифференцированное обучение раз­ных категорий аномальных детей и учитывающие указания Выготского о первичных и вторичных образованиях, имеющихся в структуре дефектов развития таких детей. Благодаря этому в стране созданы специальные школы 10 типов (кроме вспомогательных школ), в которых детям дается среднее или неполное среднее образование по программам массовой школы и производственно-трудовая подготовка.

· Научное наследство Выготского лежало в основе разработки в НИИ дефектологии АПН СССР проблемы о детях с так называемой задержкой психического развития. (ЗПР), для которых в 1981 г. утвержден новый тип специальной школы. Это особая категория детей, куда входят дети с осложненными формами инфантилизма, церебральной астении и другими малыми мозговыми дисфункци­ями.

Наши рекомендации