Выдающиеся психологи мира: Дж. Уотсон (1878–1958), К. Левин (1890–1947), Ж. Пиаже (1896–1980), Б. Ф. Скиннер (1904–1990), их вклад в психологию.

Джон Уотсон – основоположник бихевиоризма, отрицал необходимость изучения сознания, предмет психологии – поведение. Поведение – система реакций, формула «стимул => реакция». По стимулу предсказать реакцию, либо по реакции определить стимул.

К. Левин – социальная психология, проведение групповых тренингов, групповая динамика, теория психологического поля, теория личности.

Ж. Пиаже – создал международный эпистемологический центр в Женеве, изучал психологию детей, интеллект и его развитие.

Б. Ф. Скиннер – создатель радикального бихевиоризма. Теория оперантного подкрепления: если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей лёгкостью. Считал, что поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит.

Выдающиеся отечественные психологи: И. П. Павлов (1849–1936), Д. Н. Узнадзе (1886–1950), С. Л. Рубинштейн (1889–1960), Л. С. Выготский (1896–1934), их вклад в психологию.

И. П. Павлов – физиолог, физиология высшей нервной деятельности, открыл механизм образования условного рефлекса. Учение о двух сигнальных системах: сенсорной и речевой. Изучал нервную деятельность коры головного мозга, выдвинул учение о типах нервной системы.

Д. Н. Узнадзе – создатель общепсихологической теории установки. Под установкой понимал состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

С.Л. Рубинштейн – написал «Основы общей психологии», систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений. Разработал деятельностный подход в философии, психологии, педагогике. Разработал принцип детерминизма, принцип личностного подхода. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который был положен в основу деятельностного подхода.

Л. С. Выготский – создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций человека. Главные исторические достижения человечества: язык, орудия труда, знаковые системы – продвинули филогенетическое и онтогенетическое развитие людей. Пользуясь этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением. Исследовал связь мышления и речи.

Выдающиеся отечественные психологи: А. Р. Лурия (1902–1977), П. Я. Гальперин (1902–1988), А. Н. Леонтьев (1903–1979), Б. Г. Ананьев (1907–1972), их вклад в психологию. (Гальперина пока нет).

А. Р. Лурия – основоположник нейропсихологии, работы в области нейрофизиологических основ памяти и мышления.

А. Н. Леонтьев – Создал факультет психологии МГУ, автор психологической теории деятельности, разработал структуру деятельности.

Б. Г. Ананьев – Основатель Ленинградской психологической школы. Создал факультет психологии ЛГУ. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. Выделял 4 основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Сформулировал принципы изучения человека.

Когнитивная наука и когнитивная психология. Состав когнитивной науки. Основная проблематика исследований.

Когнитивная психология как основное направление современной психологии. Теоретико-методологические основания когнитивной психологии.

Основная проблематика исследований когнитивной психологии.

Ведущие специалисты в области когнитивной психологии, их основные направления исследований. Дж. Миллер, Н. Хомский, Дж. Брунер, У. Найссер, А. Ньюэлл, Г. Саймон и др.

Бихевиоризм и когнитивная психология, их соотношение и проблематика исследований.

Основные теоретико-методологические подходы в когнитивной психологии, проблематика их исследований.

Речь как психический процесс, взаимосвязь с другими психическими процессами и специфические характеристики. Речь и язык. Речь как процесс словесного общения. Эмоционально-выразительная сторона речи.

Развитие речи в филогенезе, основные этапы и их характеристики. Физиологические основы речи.

Основные теории возникновения и развития речи. Теория научения. Теория специфических задатков. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского.

Основные виды и формы речи: устная и письменная, внешняя и внутренняя, кинетическая, диалогическая (разговорная) и монологическая, активная и пассивная. Основные функции речи.

Наши рекомендации