Глоссарий. Автобиография–это официальный устный или письменный рассказ человека о себе, составленный по принятому в общество стандарту
Автобиография–это официальный устный или письменный рассказ человека о себе, составленный по принятому в общество стандарту.
Агитационное выступление призывает слушателей к новому действию, продолжению или прекращению осуществляемых ими действий.
Адресат(получатель, объект) – одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть.
Адресант (отправитель, субъект) – отдельные индивиды, группы людей, государственные учреждения, политические партии, фирмы и т.д..
Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.
Аннотация – это краткое изложение содержания книги или фильма.
Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции другой стороны.
Аргумент – составная часть доказательства, это мысль, истинность которой проверена и доказана.
Воодушевляющее выступлениеставит целью создать у слушателей положительный эмоциональный настрой, уверенность в своих силах, настроить их на оптимистический лад.
Дебаты – публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее.
Декодирование – процесс выявления первоначального смысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.
Деловая беседа – акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемый посредством слов и невербальных средств (мимики, жестов, манеры поведения).
Деловая коммуникация –процесс речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, в котором происходит обмен информацией и опытом.
Деловые переговоры – процесс целенаправленного и ориентированного на достижение определенных результатов делового общения в форме диалога.
Дискуссия – это публичный спор, цель которого – выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск и выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Отличительная черта дискуссии – отсутствие тезиса, вместо этого дается тема обсуждения. Дискуссия – метод, активизирующий процесс изучения чего-либо.
Диспут – сегодня имеет значение публичный спор на научную или общественно важную тему.
Дифференциальный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма заключается в выделении основного смысла текста или его отрезка.
Доказательство–это логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Логическое доказательство включает: тезис, аргументы, демонстрацию.
Доклад – развернутое сообщение на определенную тему, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему.
Жесты– значимые движения тела, внешние проявления состояния человека.
Знаки,или собственно невербальные сигналы, – невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, автоматизированно или сознательно продуцируемые с целью передачи этого значения собеседнику.
Инструкция, или объяснение должны быть короткими понятными. Объяснение может быть и учебным.
Интегральный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным, его действие распространяется на весь текст в целом
Информационная, или информативная речьпредполагает сообщение каких-либо сведений, полученных из книг, статей, наблюдений, опытов.
Информация– это короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли.
Кодирование – переработка исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата с помощью системы кодов – символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами.
Коммуникация – необходимое условие жизнедеятельности человека и одна из фундаментальных основ существования общества.
Коммуникативный кодекс – сложная система принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев.
Конструктивная стратегия – стратегия, подразумевающая, что участники спора стремятся найти истину, понять позиции, тезисы и оценить доказательства оппонента.
Контекст –совокупностьразличных условий, при которых осуществляется коммуникация.
Конфликтная (деструктивная) стратегия – основная цель спорящих – победа над оппонентом любой ценой.
Косвенное доказательствопредполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности тезиса.
Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения или прослушивания лекции.
Контекст – ситуация, обстоятельства, при которых происходит общение.
Лекция – это учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.
Мимика – это значимые изменения выражения лица, которые позволяют нам лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает.
Национальный язык – это язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков.
Невербальная коммуникация – это общение, осуществляемое посредством несловесных сигналов, символов, кодов (мимика, жесты, дистанция, внешний вид говорящего, его поведение).
Невербальные сигналы– материальные, чувственно воспринимаемые действия общающихся, включая действия с предметами, несущие для собеседников фиксированный, закрепленный данной культурой смысл.
Нерефлексивное слушание –умение воспринимающего молчать, когда говорит собеседник, выражая мимикой, жестами свое понимание или непонимание.
Обратная связь –ответная реакция получателя на сообщение источника.
Объявление – это сообщение о том, что предстоит, что произойдет.
Оппонент – тот, кто опровергает выдвинутый другим тезис.
Отзыв дает самую общую характеристику без подробного анализа (в отличие от рецензии), но содержит практические рекомендации.
Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного текста.
Полемика– спор, при котором имеется конфронтация сторон, мыслей, идей. Главная цель не поиск истины, а стремление победить противника, одержать над ним победу.
Прения – споры, при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях.
Пропонент – участник спора, выдвигающий и доказывающий тезис.
Протокольно-этикетные выступления– это такие, которые имеют целью соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета, ритуала.
Прямое доказательство– тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений.
Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения с аудиторией.
Развлекательное выступление –это, такое выступление, цель которого развлечь, позабавить слушателей, дать им возможность приятно провести время.
Реферат– это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и т.п.).
Реферативное сообщение– сообщение на основе реферата. Задача такого сообщения – пробуждение интереса к каким-либо фактам или явлениям действительности, сообщение новых сведений.
Референция (сообщение) – закодированная информация (текст в устной или письменной форме).
Рефлексивное слушание –активное вмешательство в речь собеседника, оказание ему помощи в выражении мыслей и чувств, создание благоприятных условий для общения.
Рецензия – это критический отзыв о конкретном произведении, статье.
Речь –изъяснение средствами языкового кода, воплощенное в устном или письменном тексте.
Речевая деятельность – это осознанно мотивированная человеческая активность, в которой задействованы глубинные структуры сознания.
Речевая коммуникация – общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).
Речевая ситуация,то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию).
Речевое взаимодействие– с одной стороны, это говорение, порождение речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербально, мимикой, жестами, поведением и т. д.).
Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.
Речевой этикет– разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.
Риторика – теория и практическое мастерство целесообразной воздействующей, гармонизирующей речи (речевой деятельности).
Свободный рассказ о себе –сообщение некоторых автобиографических данных о себе, преследует цель сформировать у собеседников благоприятное представление о вас.
Символы– невербальные явления, являющиеся носителями так называемого социального символизма – символического значения, приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям.
Симптомы– невербальные явления (движения, действия), бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние участника общения.
Слушание – процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.
Сообщение – это маленький доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу. Сообщения могут дополнять чей-либо основной доклад.
Спор обычно рассматривается как своего рода словесное состязание, столкновение мнений, при котором каждая сторона отстаивает свою точку зрения.
Стратегия речевого общения – это процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия подразумевает планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностных качеств участников коммуникативного акта.
Тактика речевого общения– это совокупность приемов ведения беседы или линия поведения на определенном этапе коммуникации. Тактика предполагает использование определенных приемов привлечения внимания, воздействия на партнеров.
Тезисы – это краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения.
Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли.
Убеждающая речь – это выступление, в котором говорящий ставит целью заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, доказать или опровергнуть какие-либо положения, стремится объяснить сущность явлений и их взаимосвязь.
Устный ответ – это рассказ об изученном в присутствии преподавателя.
Чтение– рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв.
Эффективная речевая коммуникация – достижение адекватного смыслового восприятия и адекватного толкования передаваемого сообщения.
Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру.