ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Задание № 1. Формирующий эксперимент
Задание № 1. Формирующий эксперимент
Какие этапы формирования умственных действий и понятий представлены в следующих примерах:
1. Родители мальчика 6 лет уверяют, что их ребенок прекрасно умеет считать и решать задачи, ведь они сами его этому научили. Перед психологом лежит тетрадь, в которой ребенком решены сложные примеры и записаны решения задач, где выполнены действия сложения, вычитания, деления, умножения.
Психолог показывает ребенку десять фишек и спрашивает его:
— Если ты возьмешь себе половину фишек, то сколько фишек останется у меня?
Мальчик с недоумением смотрит то на фишки, то на психолога. После повторения вопроса ситуация не изменилась.
Психолог записывает в тетради мальчика такой пример: 10:2=? Ребенок сразу выполняет действие в уме и верно называет ответ, записывая его.
2. Мальчику-первокласснику предлагается задание составить рассказ, где действуют арбуз, кот, банан, автомобиль. Все предметы, о которых должна идти речь, четко и в цвете изображены на карточках, которые выложены перед ребенком.
Ребенок придумывает короткий рассказ (сам объявляет о его окончании), где действуют только арбуз и кот.
3. Ребенок, который давно читает про себя, встречая в тексте незнакомое слово, прочитывает его шепотом по слогам.
4. Ребенок обрывает взрослого, пытающегося ему объяснить, кто и что делает:
— Не говори словами, я все глазами понимаю.
5. Маленький ребенок пробует написать букву и сокрушается: «Почему мои руки глаз не слушаются?»
Задание № 2. Для самопроверки
Их можно использовать для самопроверки или групповой проверки на занятиях.
1. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Любая система объективного научного знания может быть использована в качестве ...... познания действительности».
2. Вместо точек вставить пропущенные слова:
«Метод — это определенным образом упорядоченная ...... для достижения поставленной цели».
3. Вместо точек вставить пропущенные слова:
«Метод — это «совокупность ...... и операций практического и теоретического освоения действительности».
4. Вместо точек вставить пропущенные слова:
«Важен не только хороший метод, но и опыт его ........
5. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет единство сознания и ........
6. Вместо точек вставить пропущенные слова:
«Наблюдение становится методом в том случае, если оно не ограничивается регистрацией психологических ......
а приходит к научному объяснению вызвавших их ........
7. Вместо точек вставить пропущенные слова:
«Эксперимент предполагает активное ...... исследователя в изучаемый процесс».
8. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:
«Психология — это наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно».
9. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:
«Психология — наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятии, понятий, чувств и других явлений психики».
10. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:
«Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных».
11. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:
«Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я», т. е. сознания индивида.
12. Расскажите ваше мнение по поводу следующего утверждения:
«Единственный источник познания психических процессов есть само наблюдение».
13. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:
«О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает».
14. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:
«Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, движениях, речевых реакциях, в изменениях работы внутренних органов и т. д».
15. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:
«Чужой душевной жизни мы не можем воспринять, сама она навсегда остается вне пределов возможного опыта».
16. Выскажите ваше мнение по поводу следующего высказывания:
«При изучении психических явлений всегда следует устанавливать материальные причины их возникновения».
17. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:
«Психическое определяется только психическим, поэтому невозможно ставить эксперимент над мыслью».
18. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:
«Предметом психологии является не внутренний мир сам по себе, а отражение во внутреннем мире внешнего мира, иначе говоря, активное взаимодействие человека с реальностью».
19. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения:
«Знание методологии важнее знания самой дисциплины... Для творцов науки важнее всего сам светильник, т. е. метод, освещающий дорогу, нежели пройденный участок пути»\
20. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения:
«Ни одна теория не рождается без участия соответствующего метода. И все же во взаимодействии теоретических знаний и методов первичными оказываются те или иные объективные связи, отношения объективного мира, зафиксированные в человеческих знаниях».
21. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения:
«Метод — это та же теория, но повернутая своим острием на процесс дальнейшего познания и преобразования мира».
22. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения:
«Метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит никаких ценных, точных знаний».
23. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения:
«С непогрешимой достоверностью я различаю только свои ощущения, свои мысли и чувства, ни о чем другом я не имею такого отчетливого знания, как о порождениях собственной души — незримых для других психических продуктах».
24. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения:
«Мыслящий индивид не может расщепиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждениями».
25. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения:
«Поскольку психика — это особый, замкнутый в себе внутренний мир, особая духовная субстанция, не связанная с внешним миром, то ее познание возможно только единственным способом — внутренним зрением, интроспекцией».
26. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения:
«Объективный метод в психологии требует, чтобы объяснение субъективного как вторичного, производного шло из того объективного, что является по отношению к психике первичным».
27. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения:
«Все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психические же переживания субъекта есть единственная первичная, непосредственная данность. И поэтому данные интроспекции абсолютно достоверны, безошибочны».
28. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения:
«Метод самонаблюдения, как один из наиболее частных и специфических методов, имеет достаточно узкую, хотя и разнообразную, сферу применения. Его едва ли целесообразно использовать как самостоятельный метод. Вместе с тем он может быть эффективным дополнением и источником ценного материала в структуре психологического исследования в комплексе с другими методами... Ни один из психологических методов не гарантирует получения совершенно достоверных и ценных научных данных».