Методические рекомендации. Изучение темы направлено на раскрытие сущности коммуникации в менеджменте
Изучение темы направлено на раскрытие сущности коммуникации в менеджменте. В рамках данной темы внимание уделено функциональной составляющей коммуникации, модели коммуникаций, основные элементы коммуникационного процесса, каналы коммуникации, межличностные коммуникации, коммуникационная политика, а также коммуникационные барьеры.
Коммуникация (единовременный акт) — это процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего.
Осуществление коммуникаций в организации или в группе приводит к выполнению и реализации следующих функций коммуникации, из которых ни одна не имеет приоритета над другой:
1) информативная функция — передача истинных или ложных сведений, играющая определенную роль в процессе принятия решений, так как позволяет предоставлять необходимую информацию для принятия решений, для идентификации и оценки альтернативных решений;
2) мотивационная функция побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением, убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.;
3) контрольная функция — отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;
4) экспрессивная функция способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности.
В зависимости от перечисленных подходов и различаются следующие модели коммуникаций:
1. Коммуникация как действие ориентирована на выполнение ряда операций, обеспечивающих передачу определенной информации от одного субъекта к другому.
2. Коммуникация как взаимодействие предполагает введение элемента обратной связи.
3. Современная модель коммуникации является более полной, так как отражает коммуникацию как процесс.
Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель, сообщение, канал передачи, получатель.
Каналы коммуникации – способы передачи информации. Выбор канала зависит от содержания и объема информации. Классифицировать каналы можно по их пропускной способности.
Межличностные коммуникации могут возникать в любом из рассмотренных видов коммуникаций и предполагают прямой межличностный обмен информацией, в котором преимущественно используется канал устной речи.
Коммуникационная политика включает определение целей коммуникации, пути их достижения, содержание распространяемой на различные аудитории информации, планирование обратной связи.
Барьер - это определенное отношение элементов, оказывающее воздействие на систему. Специфика этого воздействия заключается в торможении, сопротивлении, противодействии, блокировании, лишении и т.д. Понятие «барьер» можно определить как отношение между элементами системы, которое ограничивает свободу одного из них.