Принцип формирования мыслеобразов
Этот принцип лежит в основе использования в педагогическом процессе таких методов, которые формируют отношение личности к природе прежде всего по когнитивному каналу как с помощью научной информации, так и произведений искусства, а также — анализа лингвистического материала, различных философских теорий и т.п.
Субъектно-этическое отношение к природе не может быть сформировано только на основе экспериментально-логической деятельности школьников, оно опирается также на образы мира природы, возникающие вследствие его эмоционально-эстетического освоения, философского осмысления.
Метод экологических ассоциаций (от латин. — соединение) заключается в педагогической актуализации ассоциативных связей между различными психическими образами в контексте поставленной перед школьниками проблемы.
Примерами реализации метода ассоциаций в процессе развития отношения к природе может служить использование педагогами таких ассоциативных образов, как экологическая «пирамида», «цепи» питания, «джентльменский» вид пингвинов, «танцы» пчел, «брачный» сезон у животных и т.д. Метод ассоциаций часто используется для установления определенной аналогии между какими-либо естественными проявлениями природных объектов и соответствующим социальными проявлениями. Возникающий при этом мыслеобраз способствует развитию субъективного отношения школьников к изучаемому феномену.
Метод экологической лабилизации (от латин. — неустойчивый) заключается в целенаправленном коррекционном воздействии на определенные взаимосвязи в образе мира личности, в результате которого возникает психологический дискомфорт, обусловленный открывшимся пониманием неэффективности сложившихся стратегий индивидуальной экологической деятельности.
Лабилизирующие приемы могут быть самыми различными. Например, зоолог Михаил Пупиныи, при создании биотопных эк-
спозиций в биологическом музее, намеренно «вводил» в природный ландшафт несколько разбросанных окурков, обрывки молочного пакета и т.п. Автор был непосредственным свидетелем психологических реакций посетителей музея, которые любуясь «прекрасным природным пейзажем», вдруг замечали эти «украшения». Люди уже были настроены на любование, а мусор в экспозиции блокировал им этот процесс: возникало внутреннее напряжение, обусловленное невозможностью завершить соответствующий гештальт. Именно в малом объеме музейной витрины особенно остро ощущалась неестественность, чужеродность этих следов индивидуальной человеческой деятельности, посетители ощущали от этого дискомфорт, т.е. у них начинались лабилизационные процессы.
Метод художественной репрезентации природных объектов (от франц. -- представительство) заключается в актуализации художественных компонентов мыслеобразов мира природы средствами искусства.
Согласно данному методу особое значение в процессе развития отношения к природе придается роли литературных произведений, изобразительного искусства, музыки.
Например, отношение школьников к лесу, безусловно, будет формироваться более эффективно, если, наряду с ботанической, зоологической, географической и другой научной информацией, педагогом будут использоваться и средства искусства. Это и стихи, и сказки, и соответствующие отрывки из классических литературных произведений, и творчество писателей-натуралистов, и лесные пейзажи художников, представляющих разные направления живописи, и деревянное зодчество, и музыкальные пьесы и т.д. Такой комплекс образов леса, отражающий все многообразие его восприятия человеком, позволяет наиболее эффективно формировать субъектно-этическое отношение к нему. Особенно важно, что в этом случае представление школьников о лесе не оказывается «сухим», чисто сциентистическим, а становится эмоционально окрашенным, стимулирует субъективную значимость леса для личности, способствует развитию высокоинтенсивного отношения к нему. Лес теперь представляется личности не только «лесным биоценозом», а уже как Мир Леса.