ГЛОССАРИЙ. АДАПТАЦИЯ(от лат. Adapto — приспособляю) — процесс приспособления, реакции объекта управления на изменения внешней или внутренней среды
АДАПТАЦИЯ(от лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления, реакции объекта управления на изменения внешней или внутренней среды. С позиций кибернетики функции А. обеспечиваются отрицательными обратными связями самоуправляющейся системы, целесообразно реагирующей на изменяющиеся условия. Процессы А. характерны и для человека и общества, чье реактивное поведение позволяет гибко приспосабливаться к изменениям внешней среды.
АМБИЦИИ— чувство чести, благородства; претензии, притязания на что-нибудь; завышенная оценка своих интеллектуальных и духовных возможностей, самомнение, непомерное честолюбие.
АРГУМЕНТАЦИЯ— система доказательств истинности суждения. В искусстве воздействия на оппонента успешная А. зависит от разумного построения алгоритма последовательного выдвижения доводов в защиту своего суждения и корректного парирования возражений.
БЕЗОПАСНОСТЬ— в теории и искусстве управления одна из базовых потребностей личности (по известной пирамиде А. Маслоу), без удовлетворения которой стремление к более высоким потребностям становится весьма проблематичным. Эта потребность включает в себя не только стремление к физической безопасности (война, покушение на свою жизнь, жизнь родных и близких, болезнь, угроза безработицы и т.п.), но и опасения за свою духовную, нравственную свободу, за свою честь и достоинство.
БЕЗРАБОТИЦА— социально-экономическое явление, при котором часть работоспособного населения не может применить свои знания и опыт в общественном производстве. Б. усиливается в периоды экономических кризисов и последующих социальных депрессий в результате сокращения спроса на специалистов ряда профессий и рабочую силу. Одним из достижений СССР была успешная борьба с Б., хотя скрытая Б. была присуща и социалистическому обществу.
БИХЕВИОРИЗМ(от англ. behaviour — поведение) — одно из основных направлений психологии первой половины XX столетия (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер), формально и терминологически опирающееся на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Б. считает основой человеческой психики поведение, совокупность двигательных и эмоциональных реакций на воздействия внешней среды ("стимул — реакция").
БЛАГО –все, что способно удовлетворить жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.
ВЕРБАЛЬНОСТЬ(от лат. verbalis — словесный) — процесс установления речевых, словесных контактов друг с другом, устный обмен мнениям, диалог.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – обмен веществом, энергией и информацией между двумя или более объектами, имеющие регулярный (как в естественных системах) или нерегулярный, но целенаправленный (в искусственных образованиях) характер; философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.
ВЛАСТЬ— возможность осуществлять свою волю, воздействовать на поведение и деятельность людей с помощью каких либо методов или средств (авторитета, воли, насилия, закона).
ВЫГОДА – получение определенных преимуществ, дополнительного дохода, прибыли; польза, преимущество.
ГОМЕОСТАЗ— постоянство свойств внутренней среды, устойчивость основных функций системы. Г. является одним из основных понятий, характеризующее состояние динамического равновесия сложных саморегулирующихся систем, сохраняющих стабильность основных параметров.
ДЕГРАДАЦИЯ – постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение.
ДЕДУКЦИЯ— метод логики, позволяющий получить вывод, умозаключение от общего, базисного к частному, один из методов построения научного знания, способ получения доказательства. Если накопленные эмпирические знания (посылки) истинны, то истинными будут и частные выводы. Методы дедукции формализованы аппаратом математической логики.
ДЕЗИНФОРМАЦИЯ— создание и распространение заведомо ложных или тенденциозно искаженных сведений для достижения пропагандистских или корыстных целей (в военном искусстве один из способов введения противника в заблуждение).
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ —передача руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Д. п. позволяет освободить руководителя от менее сложных, рутинных дел и способствует повышению квалификации, чувства ответственности и самостоятельности сотрудников.
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ— в теории и практике управления один из основных методов руководства коллективом, при котором руководитель значительную часть своих полномочий передает непосредственным исполнителям, что стимулирует инициативу, освобождает членов коллектива от докучливой опеки, полнее раскрывает потенциальные возможности личности. Однако при Д. возникает опасность появления признаков анархии, хаоса.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ— распространение хозяйственно-сбытовой деятельности корпораций и фирм на новые рынки сбыта и сферы производства за счет расширения номенклатуры продукции и видов услуг. Для Д. характерны концентрация производства на межотраслевом уровне и расширение рынков сбыта своей продукции.
ЕДИНОНАЧАЛИЕ— одно из проявлений централизации управления, когда вся полнота власти сосредоточивается в одних руках Основополагающий принцип построения воинской системы управления; Е. оправданно также при обеспечении управления в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, пожар и т.п.).
ЗНАНИЕ– совокупность закрепленныx в сознании и мышлении фактов действительности, относящиxся к той или иной ее области.
ИНДЕНТИФИКАЦИЯ— признание тождественности наблюдаемых объектов, в психологии и социологии — интеллектуальная и эмоциональная общность личности с другим человеком или образцом для подражания.
ИНТЕРЕС(лат. interest – имеет значение, важно) реальная причина, предмет – социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей; свойство человека, отражающие его способность формировать потребность; форма проявления осознанной потребности работника в осуществлении той или иной деятельности, активизирует личность на развитие.
ИЕРАРХИЯ— расположение частей или элементов системы в порядке от высшего уровня к низшему; в теории и практике управления иерархические организационные структуры являются предметом пристального изучения и совершенствования.
ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — наведение) — создание гипотезы, представления на основе анализа и сопоставления фактов, один из основных методов логического построения умозаключений.
ИННОВАЦИЯ – нечто новое, новшество обновление в технике, технологии, организации и управлении, основанное на новых знаниях и обеспечивающее коммерческий успех.
ИНТЕЛЛЕКТ - способность мышления, рациональности, понимания.
ИНТУИЦИЯ— способность человека к мысленному определению связей между явлениями и конструктивным выводам ("озарение"), основанная на опыте и определенных способностях интеллекта.
ИНФОРМАЦИЯ— совокупность сведений, данных, знаний об изучаемом объекте или явлении. В теории управления И. — совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей ее среде, которая уменьшает степень неопределенности знаний о ходе процесса управления; предмет, средство и продукт управленческого труда.
КАЧЕСТВО –философская категория, выражающая неотъемлемую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом; существенный отличительный признак предмета; степень ценности.
КИБЕРНЕТИКА(от греч. kybernetike — искусство управления) — наука об управлении, регулировании, связи, приеме, обработке и выдаче информации в любых сложных динамических системах.
КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ – взаимодополняемость, обеспечивающая эффективное взаимодействие субъектов.
КОМПРОМИСС— достижение соглашения путем взаимных уступок и согласования спорных позиций, взглядов, мнений.
КОНТРОЛЬ— комплекс методов, позволяющих сравнить достигнутые результаты с запланированными. Основные требования к К. — оперативность, гласность и объективность; в психологическом аспекте К. должен выполнять не только карательные функции, но и должен быть формой проявления внимания к труду работника, фактором мотивации его трудовой деятельности.
КОНФЛИКТ— столкновение мнений, оценок, позиций, противоборствующих сил, очевидное свидетельство неблагополучия в коллективе.
КОНФОРМИЗМ(от лат. conformis — подобный) — социально-психологический феномен, выражающийся в готовности человека соглашаться с мнением коллектива, приспосабливаться к общественному мнению, избегать проявления своего несогласия и споров, пассивно принимать существующий порядок вещей.
КВАЛИФИКАЦИЯ –свойство работника, отражающее его способность – понимание, знание, умение, навык – выполнять профессиональные обязанности определенной сложности.
КОМЕТЕНТНОСТЬ –свойство работника, отражающее его способность – понимание, знание, умение, навык – выполнять свою функцию в заданных параметрах.
КОМПЕТЕНЦИЯ –сочетание квалификации работника и полномочий, делегированных ему в виде права на выполнение функции и использование необходимых ресурсов.
КОНТРАКТ –устное или письменное соглашение, по которому каждая из сторон берет обязательство что-либо сделать для другой стороны на определенных условиях; формализованное, закрепленное в соглашении состояние.
КОНКУРЕНЦИЯ –столкновение, состязание между экономическими субъектами, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждых из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.
КОНЦЕПЦИЯ – система взглядов на то или иное явление; определенный способ понимания, трактовки какого-либо представления, процесса,основания, точка зрения на предмет.
КРИТЕРИЙ(от греч. kriterion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило; признак, на основании которго принимается решение, проводится классификация и оценка качества процесса, объекта.
ЛИЦЕНЗИЯ(от лат. licentia — право, свобода) — разрешение на выполнение какого-нибудь вида деятельности.
МАРКЕТИНГ— наука управления предприятием, изучающая методы наиболее полного удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах в условиях рыночных отношений.
МЕНЕДЖМЕНТ(от англ. to manage — управлять) — управление производством, промышленно-торговой фирмой в условиях рыночной экономики.
МЕНТАЛИТЕТ – мировосприятие, умонастроение, образ мыслей; совокупность умственныx навыков и дуxовныx установок, присущиx отдельному человеку или общественной группе.
МЕТОД – способ изучения, исследования явлений природы и общественной жизни, достижения цели в практической деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ –учение о принципах и способах организации теоретической и практической деятельности, основанное на концепциях, доктринах, учениях, парадигмах, теориях.
МЕХАНИЗМ – устройство для передачи движения, в котором одни звенья (тела) преобразуют движение других звеньев, позволяющее небольшие усилия преобразовать в значительные; совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое либо явление.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ— система обобщенных взглядов на окружающую действительность, убеждения, идеалы, принципы, формирующая нормы поведения, интересы и отношение к обществу.
МОДЕЛИРОВАНИЕ— исследование явлений, процессов путем создания их моделей, один из основных методов теории познания; в теории управления особую роль играют методы экономико-математического моделирования, которые позволяют провести многовариантный анализ ситуации или процесса и разработать для реализации оптимальный план действий.
МОДЕЛЬ –уменьшенное, или увеличенное, или в натуральную величину воспроизведение или схема какого-нибудь явления или физического объекта.
МОНОПОЛИЯ— исключительное право на какой-либо вид деятельности, на промышленное производство или торговую деятельность.
МОТИВАЦИЯ— внутренняя детерминация поведения и деятельности, которая может быть обусловлена и внешними раздражителями окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация – процесс псиxический, преобразующий внешнее воздействие во внутреннее побуждение.
МОТИВЫ – (от лат. moveo - двигаю) – совокупность внутренних психологических условий, вызывающих, направляющих и управляющих человеческими действиями.
НАВЫК– доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задач, делать что-либо.
НОРМА УПРАВЛЕНИЯ— установленное экспериментально и организационно оформленное среднее количество сотрудников, подчиненных одному руководителю. Н. у. зависит от сложности управляемого процесса, оснащенности труда руководителя техническими средствами управления, знаний и опыта руководителя.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ –обязанность экономического субъекта отвечать по принятым им обязательствам, выполнять договоры , соблюдать законы, платить налоги, компенсировать ущерб, нанесенный чужой собственности, окружающей среде; способность сформировать базовые ценности, которые являются граничными условиями реализации других его свойств.
ОТНОШЕНИЕ –сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная (неблагоприятная) оценка индивидом процесса, идеи, действия; соотношение, сравнение двух величин, чисел.
ОРГАНИЗАЦИЯ— обеспечение взаимодействия частей целого. О. как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях; совокупность людей, групп, объединенныx для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерарxической структуры.
ПАРАМЕТР – величина, показатель, характеризующие какое-либо свойство, устройства, процесса, вещества; характеристика процесса или объекта, существенная для его функционирования.
ПЕРСОНАЛ –категория работников, объединенных по признаку принадлежности организации (аппарату управления, службе, лаборатории, цеха и др.) или к профессии.
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ – установление личной, персональной ответственности работников; представление природного явления, отдельныx человеческиx свойств, отвлеченныx в образе человека (в мифологии, сказкаx, притчаx)
ПЛАНИРОВАНИЕ— разработанный порядок, последовательность осуществления каких-либо мероприятий, выполнения работ. В управлении П. является важнейшим этапом подготовки и реализации программы действий, который определяет цели, а также методы и средства, необходимые для выполнения поставленных задач.
ПОДСИСТЕМА— выделенная из системы часть целого (декомпозиция), обладающая информационными связями с другими подсистемами управленческой структуры.
ПОКАЗАТЕЛЬ –числовое, графическое выражение каких-либо измерений; числовое выражение параметра явления, процесса, объекта.
ПОЛНОМОЧИЯ – делегированные работнику права на выполнение функции и использование ресурсов.
ПОНИМАНИЕ –способность уяснить себе содержание, смысл, значение чего-нибудь.
ПОТЕНЦИАЛ – степень возможного проявления какой-либо действия, какой-либо функции; совокупность всеx средств, запасов, источников, которые могут быть использованы.
ПРАГМАТИЗМ(от греч. pragmatos — дело, действие) — практическая полезность деятельности, направленная на решение практических задач и удовлетворяющая лишь основные потребности личности или общества.
ПРЕДПРИЯТИЕ – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности; имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ – труд, природные ресурсы, капитал, применяемые для производства товаров и услуг.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – совокупность материальныx экономическиx отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребителя.
ПРОФЕССИЯ(от лат. professio – объявляю своим делом) – вид трудовой деятельности, требующий определенных понимания, знаний, умения, навыков, приобретаемых в результате профессинальных обучения и накопления опыта.
ПРИНЦИП - основное, исxодное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации, личности; убеждение, взгляд на вещи; основная особенность в устройстве чего-нибудь.
ПРИОРИТЕТ(от лат. prior — первый, старший) — первенство во времени в осуществлении какой-либо деятельности, первенство в реализации изобретений, открытий и новых технологий.
РАЗВИТИЕ– небратимое, направленное, закономерное изменение материальныx и идеальныx объектов, обеспечивающее иx переxод из одного состояния в другое, более совершенное.
РЕКЛАМА(от лат. reclamо — выкрикиваю) — выдача потребителю информации о потребительских свойствах товара.
РИСК –опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайными изменениями условий экономической деятельности, неблагоприятными, в том числе форс-мажорные обстоятельствами
РУКОВОДИТЕЛЬ –лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию иx выполнения.
САМООРГАНИЗАЦИЯ –соxранение или повышение уровня жизнеспособности предприятия путем самостоятельного его преобразования на основе организации нового воздействия, элементов и структуры в целом с изменяющейся внешней и внутренней средой.
СБЫТ— система организационных, маркетинговых и торговых мероприятий по реализации на рынке каких-либо товаров.
СВОЙСТВО – качество, признак, составляющие отличительную особенность чего, кого-нибудь.
СВЯЗЬ– взаимообусловленность существования явлений, разделенныx в пространстве и во времени: то что объединяет элементы системы в одно целое.
СИНЕРГИЯ(от греч. synergos — совместный, согласованный) — особенность сложных систем, в которых сумма составляющих ее элементов, свойства и возможности целого превышают свойства и возможности ее частей. Это уникальное свойство больших систем особенно ярко выражается в их самоорганизации и возможности влиять на поведение системы путем воздействия на ограниченное число параметров.
СИСТЕМА- множество элементов, наxодящиxся во взаимоотношенияx, связяx, и благодаря этому представляющая собой целостность.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ –конкретная область действия рыботника в пределах профессии.
СТИМУЛ –внешний побудитель человека к действиям, труду.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ— подготовка и реализация генеральной, основной программы, направленной на достижение цели в любой области деятельности. С. у. обеспечивает способы и формы планирования, подготовки, а также методы осуществления управляющего воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.
СТРУКТУРА –совокупность элементов и устойчивыx связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е соxранение основныx свойств при различныx внешниx и внутренниx измененияx.
СУЩНОСТЬ –внутреннее содержание предмета, явления, выражающееся в единстве их многообразных свойств и отношений.
ТЕОРИЯ –форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности – объекта данной теории.
ТИПОЛОГИЯ— способ расчленения и классификации объектов системы по какому-то основному, кардинальному признаку, что позволяет установить общность связей, функций элементов исследуемой управленческой структуры.
ТОВАР — продукт труда, изготовленный для продажи. Товаром может быть физический предмет, услуга, технология — важно, что этот товар необходим покупателю и продавец стремится удовлетворить спрос на товар возможно более полно.
ТОВАРНЫЙ ЗНАК— система символов, легко узнаваемых знаков и эмблем, объединяемых понятием торговая марка, и обеспеченная правовой защитой.
ТРУД –осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной, деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы.
УМЕНИЕ –способность делать что-либо, приобретенная знанием, обучением, опытом.
УПРАВЛЕНИЕ – элемент, функция организованныx систем различной природы (биологической, социальной),обеспечивающие соxранение иx определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации иx программ;целенаправленное воздействие на организованную систему, обеспечивающее сохранение ее определенной структуры, поддержание режима и достижение цели деятельности.
УЧЕТ — сбор и обработка информации о наличии и рациональном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов предприятия для оптимизации планирования и управления.
ФАКТОР –движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности; один из основных ресурсов производственной деятельности предприятия и экономики в целом: земля, труд, капитал, предпринимательство.
ФРАНЧАЙЗИНГ— юридически оформленные долговременные партнерские отношения между крупной "материнской" компанией (франчайзер) и фирмой-оператором, реализующей продукцию (франчайзи). Пример франчайзинга — компания "Макдоналдс", передающая владельцам ресторанов отлаженную технологию и мобильную рекламу.
ФУНКЦИЯ –действие, направленное на достижение цели; предназначение системы, явления; определяет структуру и обеспечивает реализацию свойств системы
ХАРИЗМА(от греч. charisma — милость, божественный дар) — исключительная одаренность, обаяние; X. личность — авторитетный человек, обладающий исключительными качествами: мудростью, праведностью, смелостью.
ЦЕНА –стоимость продукции, услуги, выраженной в денежной форме или через стоимость другой продукции, услуги.
ЦЕННОСТЬ –положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяется не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой деятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.
ЭВОЛЮЦИЯ –необратимое историческое развитие живой природы. Определятся изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов. Сопровождается приспособлением их к условиям существования, образованием и вымиранием видов, преобразованием биогеоценозов и биосферы в целом. Каждое новое состояние объекта имеет по сравнению с предшествующим более высокий уровень организации и дифференциации функций.
ЭКОНОМИКА(греч. oikos - дом, хозяйство; nomos – правило, закон; в совокупности – правила веления хозяйства) – хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда.
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ— метод, допускающий распространение выводов, полученных при изучении части целого, на другую его часть, что позволяет установить общие тенденции развития изучаемого явления.
ЭНТРОПИЯ –понятие, в первые введенное в термодинамике для определения меры необратимого рассеяния энергии.
ЭФФЕКТ –достигаемый результат в его материальном, денежном, социальном выражении.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ –результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение.
ЯВЛЕНИЕ –то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования.
* описание эксперимента приводится по книге Р. Олдкорна «Основы менеджмента»/7/.