Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования

Отечественные периодизации развития человека.

Периодизация развития человека как субъекта труда (по Е.А.Климову. 1996)

1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет)

2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет)

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет)

4. Стадия "оптации" (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет)

5. Стадия адепта

6. Стадия адаптанта

7. Стадия интернала

8. Стадия мастера

9. Стадия авторитета

10. Стадия наставника

В периодизации отечественного психолога Е.А. Климова профессиональное самоопределение (стадия "оптации") занимает период от 11-12 до 14-18 лет, а у американского психолога Д. Сьюпера аналогичная стадия (этап "разведки") - от 14 до 25 лет.

Западные периодизации развития человека.

В западной психологии достаточно хорошо известна периодизация американского психолога Дональда Сьюпера на основе переосмысления исследований, проведенных еще в 1951 г. Э. Гинзбургом, а также исследований Д. Миллера и В. Форма.

Сама периодизация Д. Сьюпера включает следующие этапы:
1. Этап роста, когда происходит развитие основных интересов и способностей (от рождения до 14 лет). При этом представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фантазии (4-10 лет), затем - осознания собственных интересов (11-12 лет), а позже - и на основании осознания своих способностей (13-14 лет).
2. Этап исследования своих сил и устремлений, этап "разведки". Здесь происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Здесь возможно даже временное (но не основное) занятие определенной профессией (15-17 лет). В переходный период (18-21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведения в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая и временные подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой (примерно 22-24 года). Заметим, что западные системы подготовки специалистов в большей степени ориентированы на практику, поэтому возможность попробовать свои силы в реальной трудовой деятельности, совмещаемой с учебой, гораздо большие, чем в нынешней России.
3. Пробный этап. Здесь человек "пробует" себя в качестве полноценного специалиста, способного "конкурировать" с более опытными работниками (25-30 лет). Как известно, именно конкуренция в стремлении к жизненному успеху (к карьере) является важнейшим смыслом существования в цивилизованном обществе. Поэтому, молодой специалист, прежде всего, осваивает именно эту "науку". При этом предполагается, что стремление к успеху - это важнейший стимул и высокопроизводительного труда, и личностного развития…
4. Этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста. Этот этап часто предполагает дальнейшее профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе и в своей фирме (от 30 до 44 лет);
5. Этап поддержания, сохранения достигнутых позиций (в ходе карьерных усилий). Человек на данном этапе стремится создать устойчивое профессиональное и социальное положение. Именно здесь решается вопрос - получится ли построить желаемый образ жизни и добиться успеха, т.е. состоится ли карьера вообще (от 45 до 64 лет).
6. Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более).
Общество дает человеку время для выбора профессии, для получения более серьезного образования и для того, чтобы вообще разобраться со смыслами своей будущей профессиональной деятельности.

Основные кризисы взрослого человека (Г.Шихи, 1999):

1. Кризис "вырывания корней" (18-22 лет) характеризуется следующим: позиция молодого человека часто выражается в девизе: "Я знаю, чего хочу!".

2. "Искания в двадцать лет" (23 - 30 лет).

Типичное заблуждение двадцатилетних - "убеждение в том, что выбор, который они сделали, является окончательным".
3.Попытка "осознать свои тридцать" (30 - 35 лет). Здесь нередко происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцатые годы оказался неудачным.

4. Кризис "середины жизни" (35-37 лет) - наиболее тяжелый, рубежный кризис. Часто происходит "утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей.

5. Обновление или покорность ("проблема 45 лет").

6. Новый кризис появится где-то к 50-ти годам. (Предпенсионный кризис).

3. Понятие адаптации и ее составляющие.

Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

Процесс адаптации

Воздействие факторов среды

Восприятие этого субъектом

Актуализация сформировавшихся сторон жизнедеятельности

Достижение адаптации вследствие приспособления за счет актуализированных средств.

Процесс адаптации профессионала включает в себя два аспекта – профессиональнаяи социально-психологическая адаптация.

Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

Социально-психологическаяадаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, вхождений в сложившуюся в нем систему отношений, позитивном взаимодействии с его членами.

Адаптационный потенциал -степень открытых возможностей индивида включаться в новые меняющиеся условия (в т. ч. социальной) среды.

Наши рекомендации