Вопрос 7. Государственные стандарты социального обслуживания на территории Омской области
Утверждены постановлением Правительства Омской области от 28 октября 2009 г. N 206-п
«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ» (в ред. Постановлений Правительства Омской области от 26.01.2011 N 6-п, от 27.03.2013 N 58-п)
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", статьей 6 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", статьей 65 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан Правительство Омской области постановляет:
1. Утвердить государственные стандарты социального обслуживания на территории Омской области:
1) государственный стандарт стационарного социального обслуживания (приложение N 1);
2) государственный стандарт предоставления реабилитационных услуг (приложение N 2);
(подп. 2 в ред. Постановления Правительства Омской области от 26.01.2011 N 6-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) государственный стандарт предоставления консультативной помощи (приложение N 3);
(подп. 3 в ред. Постановления Правительства Омской области от 26.01.2011 N 6-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) государственный стандарт социального обслуживания на дому (приложение N 4);
5) государственный стандарт срочного социального обслуживания и предоставления материальной помощи (приложение N 5);
(подп. 5 в ред. Постановления Правительства Омской области от 26.01.2011 N 6-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) государственный стандарт полустационарного социального обслуживания в отделениях дневного пребывания (приложение N 6);
7) исключен. - Постановление Правительства Омской области от 26.01.2011 N 6-п;
(см. текст в предыдущей редакции)
8) государственный стандарт социального обслуживания в виде предоставления временного приюта (приложение N 8);
9) государственный стандарт полустационарного социального обслуживания в отделениях ночного пребывания(приложение N 9).
2. Государственные стандарты социального обслуживания на территории Омской области (далее - государственные стандарты) распространяются на социальные услуги, предоставляемые в государственной и негосударственной системах социальных служб Омской области, и устанавливают основные требования к объему, качеству, порядку и условиям оказания социальных услуг.
3. Утвердить перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываемых в государственной системе социальных служб Омской области (приложение N 10).
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Омской области от 26.01.2011 N 6-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Исключен. - Постановление Правительства Омской области от 26.01.2011 N 6-п.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В постановлении Правительства Омской области от 6 июля 2005 года N 78-п "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Омской области" пункты 1, 2 исключить.
6. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Омской области от 28 декабря 2004 года N 91-п "О перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной системе социальных служб Омской области";
2) постановление Правительства Омской области от 31 декабря 2004 года N 106-п "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания на территории Омской области".
7. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Тема 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛУГ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Вопрос 8. Основные понятия в области оценки качества и эффективности социальных услуг
Основной спектр методологических вопросов оценки качества касается определения таких понятий, как "качество", "эффективность" и "результативность" социальной услуги, а также определения собственно "социальной услуги" как таковой.
Идеальный образ качественной услуги подразумевает связанные между собой процесс, результат, сопоставимость цели и результата (результативность), достижение цели с наименьшими затратами (эффективность). Таким образом, качество вбирает в себя массу факторов и аспектов, находящихся между собой в тесной связке, но при этом требующих особых разновидностей методологии и методики подсчета.
Национальный стандарт определяет качество социальной услуги как совокупность свойств социальной услуги, определяющую ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию. В целом качество услуги понимается как степень соответствия полезных свойств услуги потребностям и предпочтениям потребителей и включает следующие параметры: полнота предоставления в соответствии с требованиями (стандартами); доступность; своевременность; эффективность и результативность предоставления услуги.
Необходимо учесть очень важный момент, касающийся адекватного определения предмета оценки. Идет ли речь о качестве социальной услуги или о качестве социального обслуживания — этот вопрос заставляет исследователей обращаться к поиску совершенно разных, порой не соотносящихся друг с другом методик расчета.
Оценка качества услуги подразумевает разовый по своей сути характер анализа, в то время как оценка качества социального обслуживания неминуемо нацелена на оценку процесса предоставления услуг.Отсутствие четких определений в том, что собственно мы оцениваем, приводит к абсолютно разным трактовкам полученных результатов.
Такие же вопросы могут возникнуть при определении соотношения качества социального обслуживания и качества деятельности учреждения социального обслуживания. Последнее подразумевает оценку управленческого аспекта, материально-технической оснащенности, качества персонала учреждения и других сторон работы обеспеченности социальной службы.
Результативность социальной услуги включает следующие параметры:
- степень решения материальных или финансовых проблем клиента, оцениваемую непосредственным контролем результатов выполнения услуги;
- степень улучшения эмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги, оцениваемую косвенным методом, при участии клиента в оценке качества услуги.
Методология оценки результативности тесно связана с определением целей социального обслуживания и, как следствие, соотношения поставленных целей и достигнутых результатов.
Эффективность услуги определяется как степень успешности деятельности по достижению цели с наибольшей экономией затрат, т. е. до какой степени услуга способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед клиентами проблем с наименьшими затратами ресурсов разного рода. Здесь стоит более подробно остановиться на разновидностях определения эффективности, ибо от выбора определения применительно к анализу социальной работы будет зависеть весь характер работы по нахождению единиц подсчета, критериев эффективности, объектов анализа и т. д.
Эффективность в смысле продуктивности, производительности, экономичности (Efficiency) — это показатель эффективности деятельности, отражающий сумму выработки на единицу затрат. Чем меньше ресурсов затрачено на достижение запланированных результатов, тем выше продуктивность. Это понятие нередко отождествляют с эффективностью, подразумевая ее экономический смысл. Говоря об оптимизации системы социального обслуживания населения, подразумевают наиболее эффективное управление ресурсами, которое позволило бы повысить работоспособность системы при уменьшении затрат.
Эффективность в смысле действенности (Effectiveness) — это способность производить эффект (результат) неких действий, которая не всегда может быть измерена при помощи количественных показателей. Данный показатель может подразумевать учет долговременных проявлений результатов Деятельности, что в принципе применимо к сфере социального обслуживания населения (например, в социальной работе с семей и детьми).
Эффективность в смысле результативности, оптимальности (Efficacy) — это способность производить намеченный Результат в желаемом объеме, может выражаться мерой (процентное соотношение) фактически произведенного результата к нормативному/запланированному. Эта мера фокусируется на достижении как таковом, а не на ресурсах, затраченных на достижение желаемого эффекта (Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / Под ред. П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой. Серия "Научные доклады: независимый экономический анализ". — М.: Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и тендерных исследований, 2007. — С. 41).
В соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальная услуга определяется как действие по оказанию отдельным категориям граждан помощи, предусмотренной действующим законодательством.
Также закон определяет виды услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые, ограничивая их предоставление критерием наличия трудной жизненной ситуации.