Наиболее типичные причины отказа при приеме на работу
Низкая успеваемость во время учебы;
недостаток опыта;
незрелость, незнание корпоративной культуры;
нежелание начинать карьеру «снизу» ,слишком завышенные требования к зарплате;
нежелание оставаться сверхурочно, ездить в командировки;
нежелание посещать корпоративные семинары и тренинги;
отсутствие интереса к компании;
отсутствие плана продвижения по службе;
презрительное отношение к предыдущему работодателю;
излишняя активность, давление на собеседника, поведение всезнайки;
невыдержанность, недостаток вежливости;
неопределенность ответов, неискренность, лживость;
нерешительность, безынициативность, несамостоятельность;
вялое рукопожатие, слабый голос, плохая дикция;
опоздание на встречу, неумение ценить чужое время;
не слишком подходящий внешний вид;
нежелание смотреть в глаза собеседнику;
неудачная личная жизнь или слишком запутанное семейное положение.
44.Прочитайте текст, представляющий собой диалог между студентом, который ищет работу, и консультантом, проводящим собеседование. Отметьте знаком – неудачные ответы и знаком + удачные.
Студент ищет работу
Консультант: Вы хотите временную работу, на лето?
Студент: Нет, хотелось бы работать и учиться.
К: Т.е. на два года?
С: Да
К: Нам нужен специалист службы IT поддержки. Именно эту вакансию мы будем сегодня обсуждать.
Скажите, как вы выбирали ВУЗ ,почему пошли в МИФИ?
С: У меня родители закончили факультет кибернетики МИФИ, и я решил тоже пойти в МИФИ.
К: Как сейчас родители относятся к вашему желанию пойти работать?
С: Положительно.
К: Кем сейчас вы хотели бы работать?
С: Данная вакансия ,я думаю, мне очень подходит, потому что за компьютером я сижу с 89 года и довольно быстро учусь.
К: Вы говорили, что хотите работать по специальности, это кем бы вы хотели стать?
С: Я занимаюсь магнитно-резонансной томографией. Было бы неплохо пойти работать оператором томографа, но без опыта работы я нигде по такой специальности не нужен.
К: Вы в своем резюме пишете, что вы ответственный человек. Что вам дает основания считать себя таковым?
С: Если работа сулит мне какие-то перспективы, если есть карьерный рост, то вся моя ответственность будет направлена именно на то, чтобы как-то расти, как-то развиваться, чтобы росла и ответственность, росли обязанности, соответственно чтобы росла зарплата.
К: Хорошо. Представим, что вы получили эту работу, сидите на своем рабочем месте ,до конца рабочего дня остается буквально несколько минут. При этом вы собираетесь пойти в кино с вашей девушкой. Тут звонит бухгалтер, говорит что компьютер завис ,что все данные, которые она внесла, пропали.
Ваши действия?
С: Я, наверное, вежливо объясню бухгалтеру ,что в ближайшие 10 минут буду в ее полном распоряжении ,но через 10 минут рабочий день закончится, я с удовольствием приду завтра и починю ее сломанный компьютер.
К: А если она будет настаивать, чтобы ей помогли не откладывая?
С: Я думаю, на следующей день проблема будет решена вполне.
К: Понятно. Жестко соблюдаем график работы. Давайте промоделируем другую ситуацию. Вам звонит руководитель клиентского департамента и предлагает ассистировать ему в важном клиентском мероприятии. Для вас это шанс карьерного роста. Что вы ему ответите?
С: Я отвечу, что с удовольствием поассистирую ему.
К: А своего непосредственного руководителя уведомите об этом?
С: Обязательно. Мой непосредственный начальник должен быть в курсе, что я буду делать в рабочее время.
К: Но сначала вы дадите согласие руководителю клиентского департамента?
С: Скорее всего да.
К: Хорошо. Представим, что вам поручили сделать отчет и в помощь вам дали младшего секретаря. Девушка напутала важные данные, и в этом виде отчет попал к руководителю. Ваш начальник начинает вас отчитывать за ошибки секретаря.
Как вы себя поведете?
С: Я буду признавать все свои ошибки, потом подойду к секретарю и объясню ей ее ошибки. Потом возьму и переделаю этот отчет.
К: Хорошо. Теперь скажите, по каким критериям вы будете выбирать работу, что для вас в работе будет важным, что второстепенным?
С: Важным, наверное, в работе, будет карьерный рост, чтобы было к чему стремиться, чтобы я не просидел на одной позиции, делая одну и ту же монотонную работу, очень хотелось бы, чтобы росли мои обязанности, а вместе с ними и зарплата.
К: А какие у вас зарплатные ожидания?
С: Для начала что-нибудь 500 долларов в месяц.
К: Как вы пришли к этой цифре?
С: Сложно сказать. Некоторые мои знакомые именно так и получают за подобную работу.
К: Как вы собираетесь распоряжаться деньгами?
С: Многие люди живут для того, чтобы работать, а многие работают для того чтобы жить. Я отношусь ко второй категории, мне деньги нужны для того, чтобы жить, чтобы их тратить и радоваться жизни.
К: Хорошо. У нас в данный момент есть возможность предложить вам на выбор одну и ту же работу, но в разных компаниях, обе – это мультинациональные компании. В обоих случаях это работа в службе IT- поддержки. Одна из них полностью соответствует вашим ожиданиям – это 500 долларов в месяц. Но эта компания находится в Химках. Другая дает денег на 40 % меньше, но находится недалеко от вашего вуза. Какую вы будете рассматривать?
С: Наверное, ту, которая ближе к моему вузу.
К: Значит, вы решаете в пользу удобного размещения. А сколько времени в неделю вы предполагаете уделять работе, учась на дневном факультете?
С: Часов 16-24 в неделю.
К: Понятно. Каким вы представляете идеального руководителя?
С: Наверное, это должен быть приятный в общении человек, не нападающий на меня в случае моих ошибок, главное, чтобы этот человек не выходил из себя.
К: Завершающий вопрос. Как вы думаете, с какими сложностями вам придется столкнуться, когда вы приступите к работе?
С: Наверное, будут сложности влиться в коллектив, понять, что мне нужно делать. Устроюсь - увидим.
К: Т.е. никаких особых сложностей не предполагаете?
С: Я довольно быстро учусь.
45. Сделайте заключение по итогам собеседования. Вы приняли бы этого молодого человека на работу? Сравните свой ответ с мнением специалиста (См. Приложение)
46. Какие вопросы следует задать менеджеру по работе с персоналом, чтобы получить ответы, данные справа. Сравните свои ответы с материалом, данным в Приложении.
1. | 1. Студент должен показать, что полностью находится в рынке и не переоценивает своих возможностей. |
2. | 2. Работая на фирме ,студент прежде всего получает понятие о трудовой дисциплине, приобретает чувство ответственности за порученное дело, учится согласовывать свои действия с руководством. |
3. | 3. Фирмы знакомятся со студентами на 3-4 курсах, предлагают им временную работу, курируют их, а затем предлагают настоящую полноценную работу |
47.Прочитайте данный текст. Выскажите свое мнение в связи с поднятой в нем проблемой. Поделитесь своим опытом трудоустройства.
Падение на первой ступени
Институт закончен, диплом получен. Впереди - новая жизнь. Первый самостоятельный шаг - поиск работы. Работодатели неохотно принимают в штат вчерашних «дипломников», и студенческая безработица составляет 20% по Москве.
- Цвет диплома для меня не имеет никакого значения, - говорит директор одной известной фирмы.- Гораздо важнее личность соискателя, лидерские качества, карьерные запросы, способность учиться. К сожалению, большинство выпускников не могут соотнести свои амбиции и реальные возможности.
Запросы студентов, как правило, не соответствуют их умению и знаниям. Они не хотят начинать карьеру с низкой стартовой позиции - обычным менеджером или инженером. Все хотят сразу руководящую должность с большим окладом.
- Ко мне приходит молодой человек с дипломом крутого экономического вуза и говорит, что хочет зарплату 2000 долларов, - делится своими наблюдениями один кадровик.- Я спрашиваю: «Ты умеешь составлять баланс?»- «Конечно, мы это проходили».- «Составь». - «А как?»
Неумение применить на практике знания - один из главных недостатков российских выпускников. По диплому он инженер, а реально- в лучшем случае техник.
Для руководителей крупных фирм не столь важна институтская подготовка выпускника. Их даже не интересует специальность, записанная в дипломе. Гораздо важнее гибкость, умение решать поставленные задачи. Бизнесмены готовы доучивать специалиста на месте, «затачивать» под профиль своей фирмы. К сожалению, молодые люди не хотят учиться, повышать уровень знаний.
Еще один существенный недостаток выпускников: они не привыкли работать в коллективе, играть в одной команде. Да и вообще корпоративную культуру, этику отношений в бизнес - среде знают слабо.