Методика диагностики отношения к болезни ребенка
(В.Е. Каган, И.П. Журавлева)
Назначение теста. Опросник может использоваться в индивидуальной и семейной диагностике отношения взрослых членов семьи к болезни ребенка, оценки эффективности семейной психотерапии, в консультативной работе, а также в научно-практической работе для изучения отношения к болезни ребенка в зависимости от заболевания, типа лечения (амбулаторное, стационарное, полустационарное, санаторное), культурного уровня семьи, качества семейных отношений, мало- и многодетности семьи и т.д. Может быть полезен при изучении формирования здорового образа жизни, формирования и особенностей психосоматических отношений.
Описание теста. Опросник для диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) состоит из 40 пунктов-утверждений, согласие испытуемых с которыми оценивается по 6-балльной шкале.
С целью балансировки опросника, повышающей достоверность результатов:
1) утверждения даны в виде эмоционально-позитивных и эмоционально-негативных суждений;
2) формулируются в 1 и 3 лице;
3) выражают одно и то же качество через отрицательные и через утвердительные ответы.
Инструкция к тесту
Определите свое отношение к приведенным ниже утверждениям используя следующую шкалу:
-3 – совершенно не согласен;
-2 – не согласен;
-1 – скорее не согласен, чем согласен;
+1 – скорее согласен, чем не согласен;
+2 – согласен;
+3 – полностью согласен.
Тестовый материал
· На свете так много разных болезней, что родители просто не в состоянии уберечь от них ребенка.
· Ничто не тревожит меня так, как здоровье моего ребенка.
· Врачи часто преувеличивают тяжесть болезни моего ребенка.
· Правильно поступают те, кто ничего не требует от больного ребенка.
· Дети болеют тогда, когда они обделены заботой и вниманием в семье.
· Все дети болеют, и это не повод для отчаяния.
· Думаю, что здоровье моего ребенка хуже, чем говорят врачи.
· Болезнь – это не повод для ничегонеделания и праздности ребенка.
· Если ребенок болезненный, с этим уже ничего не поделаешь.
· Когда ребенок болен, у меня все валится из рук.
· Болезнь моего ребенка серьезнее, чем может показаться со стороны,
· Не понимаю тех, кто запрещает больному ребенку делать то, что ему по силам.
· У хороших родителей дети почти не болеют.
· Даже когда я знаю, что в болезни ребенка нет ничего страшного, я не могу избавиться от страха за него.
· Не могу согласиться с теми, кто любую болезнь ребенка считает тяжелой.
· Когда ребенок болен, я стараюсь любой ценой избавить его от всяких усилий.
· Каковы бы ни были причины болезней, болеет ребенок или нет – зависит от родителей.
· Не понимаю родителей, которые при заболевании ребенка теряют голову от страха.
· Нет легких болезней у детей, а есть легкомысленное отношение родителей к ним.
· Из-за болезни ребенок не должен забрасывать учебу.
· Чем меньше бережешь ребенка от болезней, тем он здоровее.
· В жизни ребенка не бывает периодов, когда можно быть спокойным за его здоровье.
· Чаще всего я думаю, что болезнь ребенка не слишком тяжела.
· Ребенок в отличие от взрослого не может активно бороться с болезнью.
· Болезни детей – следствие несовершенства медицины.
· Детские болезни совсем не так опасны, как о них порой говорят.
· Врачи слишком привыкают видеть больных детей и потому часто недооценивают тяжесть болезни.
· Всегда стараюсь, чтобы ребёнок и во время болезни жил полноценной и активной жизнью.
· Если бы воспитатели и учителя были так же заботливы, как родители, то дети бы не болели.
· Мой ребенок не так здоров, чтобы можно было не тревожиться за его будущее.
· Обследование детей чаще всего слишком поверхностно, чтобы увидеть как серьезно болен ребенок.
· Есть обязанности, от которых ребенок не освобождается и во время болезни,
· Не понимаю тех, кто винит себя в болезни ребенка.
· Я не могу позволить себе впадать в панику из-за болезней ребенка.
· За хорошим самочувствием ребенка слишком часто кроются серьезные болезни.
· Лишать больного ребенка посильных для него дел – значит делать его еще более больным.
· Болеет ребенок или нет – зависит от судьбы и случая.
· Многие завидуют моей способности сохранять самообладание, когда ребенок болен.
· Считаю, что мой ребенок нуждается в более серьезном лечении,
· За редкими исключениями абсолютный покой во время болезни больше вредит ребенку, чем помогает.
Ключ к тесту
· Интернальность: 1+, 5-, 9+, 13-, 17-, 21-, 25+, 29+, 33+, 37+;
· Тревога: 2+, 6-, 10+, 14+, 18-, 22+, 26-, 30+, 34-, 38-;
· Нозогнозия: 3-, 7+, 11+, 15-, 19-, 23-, 27+, 31+, 35+, 39+;
· Контроль активности: 4+, 8-, 12-, 16+, 20-, 24+, 28-, 32-, 36-, 40-.
· Общая напряженность рассчитывается как суммарный показатель по всему опроснику в целом.
Для удобства сопоставления с частными шкалами общую напряженность (О) удобнее определять как их среднее арифметическое. Тогда максимальный разброс по каждой из пяти шкал составляет от +30 до -30.