Методика диагностики межличностных отношения Т. Лири

Цель: определение особенностей межличностных отношений

Оборудование: опросник, бланк протокола

Методика работы: Испытуемому предлагается бланк опросника, определяется задание.

Инструкция: «Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «Да», то в бланке ответов поставьте метку в клетке, соответствующей порядковому номеру характеристики. Если «Нет» или сомневаетесь - то не делайте никаких меток в бланке ответов. Старайтесь быть максимально внимательными и откровенными.»

Итак, можно ли утверждать, что Вы являетесь человеком, который ... (далее вопросы из опросника)?

1.Умеет нравится 2.Производит впечатление на окружающих  
3.Умеет распоряжаться, приказывать 4.Умеет настоять на своем  
5.Обладает чувством собственного достоинства 6.Независимый
7.Способен сам позаботиться о себе 8.Может проявить безразличие  
9.Способен быть суровым 10.Строгий, но справедливый  
11.Может быть искренним 12.Критичен к другим  
13.Любит поплакаться 14.Часто печален  
15.Способен проявлять недоверие 16.Часто разочаровывается  
17.Способен быть критичным к себе 18.Способен признать свою неправоту  
19.Охотно подчиняется 20.Покладистый  
21.Благодарный    
22.Восхищающийся и склонный к подражанию 23.Уважительный  
24.Ищущий одобрения    
25.Способен к сотрудничеству, взаимопомощи.  
26.Стремится ужиться с другими 27.Доброжелательный  
28.Внимательный и ласковый 29.Деликатный  
30.Ободряющий 31.Отзывчивый к призывам о помощи  
32.Бескорыстный 33.Способен вызывать восхищение  
34.Пользуется у других уважением 35.Обладает талантом руководителя  
36.Любит ответственность 37.Уверен в себе  
38.Самоуверен и напорист 39.Деловитый, практичный  
40.Соперничающий 41.Стойкий и крутой, где надо  
42.Неумолимый, но беспристрастный  
43.Раздражительный 44.Открытый и прямолинейный  
45.Не терпит, чтобы им командовали 46.Скептичен  
47.На него трудно произвести впечатление  
48.Обидчивый, щепетильный 49.Легко смущается  
50.Неуверенный в себе 51.Уступчивый  
52.Скромный 53.Часто прибегает к помощи других  
54.Очень почитает авторитеты 55.Охотно принимает советы  
56.Доверчив и стремится радовать других  
57.Всегда любезен в обхождении 58.Дорожит мнением окружающих  
59.Общительный и уживчивый 60.Добросердечный  
61.Добрый, вселяющий уверенность 62.Нежный и мягкосердечный  
63.Любит заботиться о других 64.Щедрый  
65.Любит давать советы    
66.Производит впечатление значительности  
67.Начальственно-повелительный 68.Властный  
69.Хвастливый 70.Надменный и самодовольный  
71.Думает только о себе 72.Хитрый  
73.Нетерпим к ошибкам других 74.Расчетливый  
75.Откровенный 76.Часто недружелюбен  
77.Озлоблен 78.Жалобщик  
79.Ревнивый 80.Долго помнит обиды  
81.Склонный с самобичеванию 82.Застенчивый  
83.Безынициативный 84.Кроткий  
85.Зависимый, несамостоятельный 86.Любит подчиняться  
87.Предоставляет право другим принимать решения  
88.Легко попадает впросак 89.Легко поддается влиянию друзей  
90.Готов довериться любому 91.Благорасположен ко всем без разбора  
92.Всем симпатизирует 93.Прощает все  
94.Переполнен чрезмерным сочувствием  
95.Великодушен и терпим к недостаткам  
96.Стремиться помочь каждому 97.Стремится к успеху  
98.Ожидает восхищения от каждого 99.Распоряжается другими  
100.Деспотичный    
101.Относится к окружающим с чувством превосходства  
102.Тщеславный 103.Эгоистичный  
104.Холодный, черствый 105.Язвительный, насмешливый  
106.Злой, жестокий 107.Часто впадает в состояние гнева  
108.Бесчувственный, равнодушный 109.Злопамятный  
110.Проникнут духом противоречия 111.Упрямый  
112.Недоверчивый и подозрительный  
113.Робкий 114.Стыдливый  
115.Услужливый 116.Мягкотелый  
117.Почти никому не возражает 118.Навязчивый  
119.Любит, чтобы его опекали 120.Чрезмерно доверчив  
121.Стремится снискать расположение каждого  
122.Со всеми соглашается 123.Всегда со всеми дружелюбен  
124. Всех любит    
125.Слишком снисходителен к окружающим  
126.Старается утешить каждого 127.Заботится о других в ущерб себе  
128.Портит людей чрезмерной добротой.  
     

Интерпретация полученных ответов

по октантам в зависимости от количества набранных баллов

(А - 3-4балла; Б - до 12 баллов; В - свыше 12 баллов)

I октант - Властный - лидирующий

А - способность наставника и организатора

Б - нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей

В - догматизм и деспотичность

II октант - Независимый - доминирующий

А - склонность к соревновательности, соперничеству

Б - обособленность позиции в группе

В - самодовольство, чувство превосходства по отношению к окружающим.

III октант - Прямолинейный - агрессивный

А - настойчивость в достижении цели

Б - чрезмерное упорство, недружелюбие

В - несдержанность и вспыльчивость

IV октант - Недоверчивый - скептический

А - реалистичность базы суждений

Б - обидчивость и недоверчивость, склонность к критицизму

В - недовольство окружающими, подозрительность

V октант - Покорно-застенчивый

А - охотное выполнение чужих обязанностей

Б - повышенное чувство вины, самоуничижение

В - полная покорность

VI октант - Зависимый - послушный

А - потребность в помощи

Б - сверхконформность

В - полная зависимость от мнения окружающих

VII октант - Сотрудничающий - конвенциальный

А - дружелюбие

Б - компромиссное поведение

В - несдержанность в излияниях своего дружелюбия

VIII октант - Ответственно-великодушный

А - мягкосердечность, сверхобязательность

Б - гиперсоциальные установки

В - подчеркнутый альтруизм.

На основании полученных результатов составьте психодиагностограмму особенностей Вашего взаимодействия с окружающими людьми.

Методика диагностики межличностных отношения Т. Лири - student2.ru

Первые четыре типа межличностных отношений I, II, III и IV - характеризуются преобладанием не конформных тенденций и склонностью к конфликтным проявлениям, большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию.

Другие четыре октанта - V, VI, VII и VIII - представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, неуверенностью в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

Интерпретация данных методики Лири в основном должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими, и в меньшей степени - на абсолютные величины.

СОЦИОМЕТРИЯ И ОЦЕНКА ГРУППЫ

Термин «социометрия» означает измерение взаимоотношений в группе и предложен американским ученым Дж Морено.

Цель методики:исследование взаимоотношений в группе, выделение лидера и «отверженных» в группе, изучение структуры группы. Эксперименту предшествуют наблюдения за взаимоотношениями учащихся, за тем, кто из них пользуется наибольшим авторитетом и влиянием, а кто фактически оказывается вне коллектива, как те и другие реагируют на его положение Эксперимент проводится со всем составом класса.

Методика:Сначала определяется значимый критерий для оценки той или иной стороны межличностного взаимодействия. Для этого формулируются вопросы, относящиеся к определенной реальной ситуации, например: «С кем из школьных товарищей ты бы хотел играть в команде?», «Кого из членов вашего класса (группы) ты бы хотел иметь соседом по квартире?», «Кого бы ты пригласил на день рождения?» и т.п.

Вопрос, не связанный с конкретной деятельностью, например: «Кто из членов класса (группы) вам товарищ?» - является слабым критерием. Таких неконкретных формулировок следует избегать.

Инструкция:Подумай и ответь на мой вопрос (экспериментатор зачитывает вопросы). Например: «Ребята, в следующей четверти, я хочу рассадить Вас с учетом Ваших пожеланий. Для этого на листке бумаги напишите свою фамилию, а также три фамилии учеников, с кем бы Вы хотели сидеть вместе; последовательность записи - в порядке предпочтения. Учитывая, что я, возможно, не смогу удовлетворить все Ваши просьбы, особо укажите, с кем бы Вы хотели сидеть в первую очередь».

Время выполнения 10-15 минут. Если ученик не захотел выбирать товарища, то дает листок только с указанием своей фамилии.

Фиксация результатов:Вопросы заносятся на специальную карточку и сообщаются устно, при этом на карточку заносятся только ответы, т.е. фамилии (или их кодовые обозначения) выбранных членов группы Число выборов может соответствовать количеству членов обследуемой группы, но может быть ограниченным до 3—5 выборов

Например: Сверху справа указывается фамилия (или кодовый знак) того, кто выбирал, слева - фамилии (или кодовые обозначения) тех, кого выбирали в порядке очередности.

1. Кузнецов В. Лебедев А.
2. Иванов А.  
3. Александров О.  

Обработка результатов: способы графической обработки результатов - социоматрица и социограмма.

Социоматрица внешне напоминает турнирную таблицу спортивных соревнований По вертикали записываются под номерами по алфавиту фамилии (или кодовые обозначения) всех членов изучаемой группы, по горизонтали - только их номера На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 и т.д. обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2 ю, 3-ю очередь. Взаимный выбор обводится кружком Один из видов социоматрицы представлен в таблице.

Таблица

№№ пп. Ф.И.О.
А        
Б        
В        
Г      
Д      
Кол-во выборов
Кол-во взаимных выборов

Социограмма - карта социометрических выборов - имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. В первом круге располагаются испытуемые, получившие 6 и более выборов, во втором - 3-5 выборов, в третьем - 1-2 выбора, в четвертый круг попадают не получившие ни одного выбора.

Концентрическая социограмма представлена на рисунке.

В таблице и социограмме обозначаются: Л - мальчики. О - девочки. Девочек укажите в левой части социограммы, мальчиков — в правой. Односторонние выборы обозначьте прерывистой линий со стрелкой в сторону выбранного, взаимные выборы — сплошной. Треугольники и кружки, обозначающие членов актива, заштриховываются цветным карандашом.

Проанализируйте полученные данные с точки зрения количества и состава малых групп по признаку выбора, взаимоотношений мальчиков и девочек, соотношения данных вашим предварительным оценкам, обоюдности выбора.

Таким образом, учащиеся, расположившиеся в первом и втором кругах, занимают благоприятное положение в группе, а ученики, оказавшиеся в третьем и особенно в четвертом круге, находятся в неблагоприятном положении. Следовательно, чем ближе к центру круга располагается член группы, тем выше его положительный статус, и наоборот.

Для выяснения мотива выбора проведите индивидуальную беседу с каждым испытуемым. С целью воздействия на взаимоотношения и упрочения положения в коллективе каждого индивида, особенно «неблагоприятных» и «пренебрегаемых», сделайте соответствующие разъяснения, обратив внимание на раскрытие их положительных качеств.

Для определения устойчивости межличностных отношений и эффективности воспитательных мер воздействия, эксперимент следует повторить через 4 — 6 месяцев.

Подводя первые итоги исследования, выясните следующее:

1. Что обеспечивает тому или иному ученику определенное место в структуре межличностных отношений в классе?

2. Влияет ли положение отдельных ребят на коллектив в целом?

3. Является ли «звезда» фактическим лидером данной группы? Чем объясняется ее влияние в данной группе?

4. Чем объясняется положение в коллективе тех, кого никто не выбрал?

5. Чем вызвано наличие обособленных группировок? Что в них объединяет детей?

6. Какова роль группировок в жизни класса?

7. В каком отношении находятся официальные и действительная структуры коллектива?

Методика диагностики межличностных отношения Т. Лири - student2.ru

Рис. Вариант социограммы:

односторонний выбор. - - взаимный выбор,

порядковый номер члена группы

Наши рекомендации