Характеристика основных категории социальной психологии.
Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленныефактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Социальная психология как наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей; психологические характеристики социальных групп; психология личности (проблемы социальной установки, социализации); практические приложения социальной психологии.
К основным категориям социальной психологии относятся.
Группа - относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и правилами поведения. Принадлежность к группе составляет необходимое условие формирования личности. В различных группах личность играет различные роли.
Общение — установление и развитие контактов между людьми, порожденное необходимостью в совместной деятельности. Характеристики общения определяют качество психологической жизни человека.
Социальная роль - относительно постоянная система поступков, являющаяся нормой поведения для индивида, занимающего определенную социальную позицию. С понятием социальной роли связана проблема социализации и индивидуализации личности, проблема свободы и зависимости. Человек неизменно оказывается перед дилеммой: служить своим собственным интересам или учитывать интересы группы, к которой он принадлежит.
Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Воспитание -организованная социализация. Стихийная социализация - события жизненного пути, разного рода воздействия на личность, происходящие вне воспитания. Механизмами социализации являются имитация, копирование, подражание, идентификация.
Социальная установка - готовность, предрасположенность личности воспринимать других людей определенным образом. Установка выполняет как положительные, так и отрицательные функции.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными,
7.2. Социальные процессы и поведение человека.
Еще более ста лет назад американский психолог Уильям Джеймс сказал: «Мы не только общественные животные, любящие находится на виду у окружающих, мы еще от природы предрасположены добиваться, чтобы на нас обращали внимание, и внимание благосклонное, представители нашего вида. Невозможно придумать более дьявольское наказание, чем освободить человека от общества, так, чтобы в результате прочие члены общества абсолютно перестали его замечать». И действительно, выводы Джеймса снова и снова находят свое подтверждение в данных современных исследований, содержащих документальные свидетельства о боли, причиняемой одиночеством, и о его негативных последствиях. Существуют, например, убедительные доказательства того факта, что показатели смертности по практически любой из главных причин смерти существенно выше именно среди одиноких, неженатых, разведенных и овдовевших.
Потребность быть тесно связанным с окружающими является такой же базовой потребностью, как. любая биологическая потребность. Поведение человека уже с рождения предопределяется социальным окружением. Развивающийся ребенок, в поисках безопасности склонен культивировать и подчеркивать те черты своей личности, которые встречают одобрение окружающих, одновременно искореняя или отрицая те, которые встречают неодобрение. Исследования подростков показывают, что удовлетворительные отношения со сверстниками и самооценка - понятия неразделимые.
Итак, людям нужны люди: чтобы выжить, родившись, чтобы выживать потом, для социализации, для получения удовлетворения. Ни один - ни умирающий, ни отверженный, ни сильный мира сего -не может стать выше потребности в человеческих контактах.
О том, как влияют другие на поведение каждого из нас, свидетельствуют основные социальные процессы.
Социальная фасилитация - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Еще в 1897 году Норманн Триплет провел эксперимент по тестированию велогонщиков в гонке на 25 миль в индивидуальном и групповом вариантах. Участники групповой гонки показали результаты на 5 секунд в милю лучше, чем участники индивидуальной группы. В. Меде нашел, что при коллективной работе выигрывают слабые члены группы, а сильные проигрывают. Ф Олпорт: «Работа в обществе других, хотя бы между ними и не было прямого контакта и общения, создает тем не менее воздействия тормозящего характера». Действительно, в ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других людей ведет к ухудшению результатов деятельности. Данное явление получило название социальной ингибиции. Установлено, что возникновение феномена социальной фасилитации зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные.
Социальное научение осуществляется посредством механизмов заражения, подражания, внушения, подкрепления (см. тему о методах психологии). Наше собственное обучение и. соответственно, развитие возможно исключительно благодаря другим людям. Т.е. обучение -процесс социальный. Чему учиться и как учиться - все это обусловлено ценностями социальной среды и способами передачи общественного опыта. В психологической практике распространенным является метод социального научения, осуществляемый в тренинговой работе. Группы тренинга умений предназначены для обучения приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Основными процедурами социального научения в таких группах выступают моделирование (предъявление образцов адаптивного поведения), репетиция поведения (тренировка, ролевое проигрывание), инструктаж (информация о том, как себя вести, чтобы достигнуть цель), подкрепление (награды, положительные реакции и поощрения, предлагаемые ^^частниками и руководителем группы).
Социальный контроль - система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения. Воздействие социального контроля в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т.е. не отвечающее групповым нормам. Экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и т.д.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и т.д.). Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза самому ее существованию и приводит к немедленному наказанию. Социальный контроль, осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию самоконтроля у членов коллектива.
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Что изучает социальная психология?
2. Каковы основные категории социальной психологии? Дайте им определение.
3. Что такое социальная фасилитация?
4. Что такое социальное научение?
5. В чем сущность понятия «социальный контроль»?
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Чем предмет социальной психологии отличается от предмета общей
ПСИХОЛОГИИ?
2. Почему и как связаны социальные процессы с поведением индивида?
3. Почему присутствие других иногда способствует повышению
эффективности труда, а иногда препятствует?
4. Может ли человек полностью стать независимым от мнений, оценок других
людей? Почему?
5. В чем заключается прикладное значение социальной психологии?
6. Может ли социальное обучение осуществляться неосознанно для субъекта?
Если да, то благодаря каким механизмам воздействия?
7. Покажите на конкретном примере связь социального контроля и
самоконтроля.
8. Может ли сформироваться ответственная личность в условиях, когда
социальный контроль отсутствует?