Личность специалиста социальной работы
При рассмотрении личностных качеств социального работника, важно учитывать его «профессиональную компетентность» и «профессионализм».
Профессиональная компетентность содержит:
1. Управленческую компетентность, включающую теоретические и практические знания или социальный опыт.
2. Психолого-педагогическую компетентность, которая складывается на основе знаний психологии и педагогики.
Отметим несколько пониманий «профессионализма». Безусловно, это высокий уровень знаний, позволяющий достичь эффективности в профессиональной деятельности. Профессор Бодалев считает, что это нестандартное владение умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности.
Профессор Зазыкин считает, что профессионализм связан с индивидуальным стилем деятельности, высоким уровнем мотивации. Профессор Шмелева связывает профессионализм со стабильностью и результативностью деятельности.
На основе этих исследований выделены показатели профессионализма личности и деятельности социального работника:
1. Показатели объективного и субъективного характера.
Объективные показатели – это насколько человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику. Это решение проблем клиента, оказание помощи, профессиональные знания и умения, осуществление посреднической миссии между клиентом и государственными структурами, умение быть организатором, координатором.
2. Субъективные показатели – это насколько профессия соответствует требованиям личности, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью. Субъективным показателем профессионализма является его устойчивая профессионально-гуманистическая направленность.
3. Процессуально-результативные показатели – это достижение личностно желаемых результатов в труде. Критериями эффективности деятельности социального работника может быть: анализ состояния проблем клиента и результатов их решения, оценка социально-психологической обстановки или микроклимата в социуме.
4. Процессуальные показатели – использование современных социальных методов, приемов, технологий.
5. Нормативно-этические показатели – насколько усвоил социальный работник принципы профессии, умеет соблюдать честь и достоинство профессии.
6. Показатели наличного базиса – это уровень профессионализма личности, знания, умения, качества личности.
7. Прогностические показатели – умение видеть перспективы роста, профессионального развития.
8. Показатели профессиональной обучаемости – стремление к повышению уровня профессиональной квалификации.
9. Показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе – умение заинтересовать общество результатами своего труда.
10. Технологические показатели – это личностно-технологический показатель специалиста по социальной работе, контроль и самоконтроль результатов деятельности.
11. Показатели инновационного характера – это новаторство, творчество в применении различных технологий.
Нововведения или инновационные показатели делятся на:
1) модифицирующие (обновление технологии социальной работы);
2) комбинаторные – личностный подход социального работника, различные методы, приемы;
3) радикальные – изменения подхода в связи с требованиями времени и конкретной ситуацией.
Показателями профессионализма социального работника являются:
1) профессиональная объективность и нейтралитет, чтобы не потерять объективность в отношениях, заинтересованность в решении проблемы клиента;
2) предвидение, активизация и использование возможностей самого клиента – научить клиента использовать собственные жизненные ресурсы;
3) качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом – т.е. между социальным работником и клиентом складывается качественно эффективный уровень взаимоотношений, где социальный работник умеет отстоять активную линию своего поведения.
Профессор Шмелев считает, что профессионалом является социальный работник, который:
1) соответствует требованиям профессии, т.е. своей деятельностью вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику;
2) имеет личностно мотивационную готовность, профессионально необходимые качества, стремится к результативности своего труда;
3) достигает желаемых обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;
4) использует эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты населения;
5) осознает значимость профессии в обществе;
6) использует в своей деятельности творческий, новаторский компонент;
7) повышает квалификацию, самообразование, изучает отечественный и зарубежный опыт;
8) имеет необходимый уровень профессиональных и личностных качеств, знаний, умений;
9) социально активен в обществе, ищет пути решения профессиональных, социальных проблем.
Профессор Лавриненко предлагает классификацию принципов социальной работы:
1. Социальный работник должен сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации.
2. Социальный работник должен заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние.
3. Социальный работник должен вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство, т.е. проявлять человеколюбие.
4. Социальный работник должен видеть в клиенте индивидуальность, уважать его как личность.
5. Социальный работник должен предоставлять клиенту современное видение его проблемы, внушать чувство оптимизма и готовность к сотрудничеству.
6. Социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента, его физических, психологических, социальных потребностей.
7. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его проблем, оказывать содействие и уверенность.
Задачи, поставленные социальным работником перед клиентом:
а) клиент воспринимает социального работника как помощника в решении проблем;
б) клиент видит в социальном работнике специалиста, знания которого может использовать в своих интересах;
в) клиент видит в социальном работнике равного соучастника в решении проблемных ситуаций.
8. Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента, это означает, что:
а) клиент имеет право свободно выбирать пути решения проблем;
б) право свободы соотносится с законом и властью, правилами и инструкциями;
в) это право распространяется на людей, имеющих психические, физические отношения. Ответственность социальный работник берет на себя.
9. Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыки самоуправления с возникающими ситуациями, использовать необходимые средства и помощников.
10. Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально.
Отмечают две формы конфиденциальности:
а) абсолютная – информация, данная клиентом, не может быть никому передана социальным работником. Социальный работник находится под защитой определенных государственных органов, которые дают ему юридическое право самостоятельно принимать решение в связи с полученной информацией;
б) относительная – социальный работник действует в рамках профессионально-этического кодекса существующих законов.
11. Социальный работник должен оставаться верным философии нормализации, т.е. приведение в норму, сведения к минимуму, изоляцию в общественной среде умственно и физически неполноценных людей.
12. Социальный работник должен постоянно оценивать прогресс в деле изменения людей, контролировать и оценивать процесс изменения.