Развитие теории и практики управления в России
Следует отметить, что управленческая мысль в России не только не отставала, а в ряде случаев и опережала развитие менеджмента на Западе. Так, уже в 1860—1870 годах в Московском высшем техническом училище была разработана методика рационализации трудовых процессов, которая была награждена «Медалью преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. Эта методика вызвала интерес за рубежом и стала распространяться в Англии. Аналогичные методики стали разрабатываться американскими представителями школы научного управления (Тейлором, Гилбертом и др.) лишь в начале XX в. В 1911—1912 годах профессор Петербургского политехнического института И. Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством», в котором излагались основы производственного менеджмента.
В советский период можно выделить четыре этапа развития теории и практики управления:
1) 20-е годы — период поиска новых форм и методов управления;
2) 30—50-е годы — формирование и использование жесткой централизованной модели государственного управления;
3) 60—70-е годы — период половинчатых реформ, направленных; на заимствование элементов капиталистической экономики;
4) 80—90-е годы — отказ от социалистических преобразований и; попытки посредством реформ, проводимых сверху, создать современную рыночную экономику.
Самым плодотворным с точки зрения самостоятельности исследований и свободы творчества был первый этап. В 20-х годах сложилось два направления в отечественном менеджменте: организационно-технические концепции и социальные концепции управления. Сторонниками организационно-технических концепций были А.А. Богданов (Малиновский), О.А. Ерманский, А.К. Гастев, сторонниками социальных концепций — П.М. Керженцев, Н.А. Витке и Ф.Р. Дунаевский.
АЛ. Богданов (1873—1920) был выдающимся ученым-естествоиспытателем, философом, экономистом. Он отметил, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя из этого, он разработал основные принципы новой науки о законах организации, действующих в технике (организация вещей), в экономике (организация людей), в политике (организация идей), и заявил о необходимости их изучения. Однако Богданов рассматривал организацию абстрактно, вне тесных связей с социально-экономической стороной деятельности людей, считая, что она полностью определяется техникой. Из-за подобной абстрактности идеи Богданова не получили широкого распространения,
О.А. Ерманский (1866—1941) создал концепцию «физиологического оптимума», в которой он сформулировал предпосылки теории организации труда и рационализации управления, связав их с появлением определенных технико-экономических условий (в виде крупного машинного производства).
Ерманский разработал методологию рационализации крупного машинного производства основанную на комплексном подходе
А.К. Гастев (1882—1941) разработал концепцию узкой базы. Суть этой концепции в том, что работу по научной организации труда надо начинать с отдельного человека, будь то руководитель или рабочий (все это было сформулировано еще до создания теории «человеческих отношений в управлении» Э. Мэйо). Концепция узкой базы сводилась к тому, что «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», а закономерности управления станком можно распространить на предприятие и на государство в целом.
Сотрудники Центрального института труда под руководством Гастева разработали концепцию трудовых установок, которая в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии и эргономики. Составными элементами этой концепции были теория трудовых движений в производственном процессе, организация рабочего места, организация управленческих процессов, методика рационального производственного обучения.
К числу социальных концепций управления следует, прежде всего отнести «теорию организационной деятельности» П.М. Керженцова (Лебедева) (1881-1940). Он выделял в научной организации труда три элемента: труд, производство и управление. Причем последнему элементу Керженцев придавал особое значение и понимал под научной организацией управления изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий, таких, как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и использование кадров, поддержание дисциплины.
Н.А. Витке разработал «социально-трудовую концепцию управления»
производством», в которой четко разграничил управление вещами и
управление людьми. Он видел главную задачу в целесообразной организации людей как главных участников единой трудовой кооперации («управление состоит в целесообразном сочетании людских воль»), Витке рассматривал управление как процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Все эти элементы процесса управления соединяются с помощью административной функции, которой он уделял особое внимание.
К социальным концепциям управления можно отнести и теорию «административной емкости» Ф.Р. Дунаевского (1887—1960). Под административной емкостью он понимал способность управленцев руководить определенным числом подчиненных. Причем эта способность руководителей, по его мнению, незначительно зависит от их личных качеств. Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточных звеньев, связанное с необходимостью компенсировать превышение «административной емкости» центра. Таким образом, Дунаевский выделил нарастание информационного барьера в управлении и предложил некоторые способы его преодоления.
В середине 20-х годов в нашей стране были впервые разработаны и апробированы элементы межотраслевого баланса.
В 1932 г. на одной из ленинградских текстильных фабрик была проведена первая в мире деловая игра. Только в 1957 г. Американская ассоциация управления применила ее идеи при подготовке! менеджеров.
В 30—50 годах в нашей стране был накоплен значительный опыт; централизованного государственного планирования, стратегического планирования и управления. В России впервые была разработана и реализована национальная программа (план ГОЭЛРО). В 30-е годы в СССР сложилась модель централизованного государственного управления экономикой на основе господства государственной собственности на средства производства и государственного планирования, которая выдержала испытания в экстремальных условиях.
Отечественный опыт государственного регулирования экономики на основе программно-целевого управления в целом имел позитивное значение и был позаимствован многими странами.
Между тем система управления, сложившаяся еще в годы «великого перелома», нуждалась в трансформации, но этого не осознавали партийные олигархи. В силу своей ограниченности и оторванности от действительности они не могли разработать и осуществить назревшие преобразования, чтобы привести систему управления в соответствие с требованиями времени, а окружавшая их «ученая челядь» тоже боялась изменений, но пыталась осуществить половинчатые реформы руками своих руководителей.
Можно выделить три этапа таких половинчатых реформ:
1) перестройка управления экономикой по территориальному принципу и создание совнархозов;
2) реформа 1965 г.;
3) реформа 1979 г.
Перестройка управления по территориальному принципу. ЕЕ основные положения были в общих чертах изложены на февральском (1957 г.) Пленуме ЦК КПСС. Суть реформы заключалась в ликвидации отраслевых министерств и создании совнархозов — территориальных органов управления. Советы народного хозяйства (совнархозы) создавались на уровне областей. Для управления ими из центра был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Новая система управления имела отдельные преимущества. В частности, она создавала более благоприятные условия для организации труда и структуры управления на микроуровне, способствовала развитию специализации, и кооперирования производства на уровне регионов, позволяла оптимизировать перевозки и упорядочить развитие транспортной системы.
Вместе с тем территориальная система управления имела и ряд
серьезных недостатков. Прежде всего, она поощряла местничество,
Отдельные реформы пытался проводить Н.С. Хрущев и в аграрном секторе. Так, уже после 1953 г. были предприняты меры по повышению оплаты труда в колхозах. С 1958 г. тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины стали продаваться колхозам и совхозам.
Аграрная политика Н. С. Хрущева, как и многие его начинания, не отличалась последовательностью. Так, сделав некоторые послабления крестьянству, правительство не ввело выдачу паспортов для жителей сельской местности, сохранив тем самым насильственное прикрепление к земле изатруднив переселение в города.
Эксцентричность, непредсказуемость и непоследовательность Н.С. Хрущева вызывали неудовольствие олигархов партии, и 14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС он был освобожден от должности Генерального секретаря ЦК партии, а новым Генеральным секретарем был избран Л.И. Брежнев.
Реформы 1965 г. Послеотставки Н.С. Хрущева были реорганизованы совнархозы и ВСНХ. На макроуровне было восстановлено отраслевое управление через министерства.
Состоявшийся в сентябре 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял решение о проведении реформы по улучшению системы управления
экономикой. В соответствии с этим решением, предприятия получали
определенную самостоятельность, резко сокращалось количество
утверждаемых плановых показателей, изменилось и их качество.
Вместо показателя «валовая продукция» основным показателем планов становился «объем реализуемой продукции». Часть прибыли оставлялась предприятиям. За счет этой прибыли образовывались фонды экономического стимулирования:
• фонд материального поощрения;
• фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;
• фонд развития производства.
Эта реформа дала определенные позитивнее результаты. В частности, с 1965 по 1970 г. валовой общественный продукт увеличился на 42% против 37% в предыдущем пятилетии, а увеличение национального дохода составило соответственно 41 и 32%,
Однако после реформы появились и определенные негативные
изменения в экономике. Возникла «выгодная*: и «невыгодная» (высокорентабельная и нерентабельная) продукция. Началось «вымывание» дешевого ассортимента товаров, что означало скрытый рост
цен.
Реформа 1979 г. В 1979 г. была предпринята еще одна попытка повернуть экономическое развитие страны в русло интенсификации и повысить эффективность производства путем заимствования приемов западного менеджмента.
Отличительные особенности реформы 1979 г. сводились к следующему.
1. Переход в оценке деятельности предприятий по показателю; «объем чистой (нормативной) продукции», который исключал повторный счет прошлого труда и заинтересованность изготовителей в повышении материалоемкости продукции.
Рост производительности труда тоже предлагалось исчислять по чистой (нормативной) продукции.
3. Фонд заработной платы предполагалось начислять по нормативам на рубль чистой (нормативной) продукции.
4. При оценке выполнения плана по выпуску продукции в натуральном выражении предусматривалось учитывать только изделия, поставляемые по договорам.
5. Предусматривались изменения в управлении экономикой на макро- и микроуровнях:
• в процессе разработки планов предприятия и объединения
должны были определять номенклатуру и ассортимент продукции
для заключения договоров;
• министерствам и ведомствам предлагалось в 1979-1980 гг. составить паспорт на каждое предприятие с указанием наличия производственных мощностей, коэффициента сменности, специализации производства и т.п.;
• в целях обеспечения стабильности планов предусматривалось не допускать их корректировки в сторону снижения и подгонку под фактическое выполнение;
• разрабатывать в составе государственных планов целевые комплексные программы (научно-технические, экономические, социальные).
Однако все эти позитивные мероприятия не были реализованы на практике.
Экономическая реформа 1979 г., как и предшествовавшая ей реформа 1965 г., была направлена на конвергенцию (от лат. converge — приближение, схожесть) хозяйственных систем.
Уровень жизни народа с начала 80-х годов практически не повышался, темпы экономического развития СССР снижались, интенсификация экономического развития явно не удавалась. Назревала необходимость реформ, и эта необходимость осознавалась в обществе.
В качестве глашатая таких реформ и выступил М.С. Горбачев, избранный Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1985 г.
Курс на проведение реформ, названных «перестройкой», был объявлен М.С. Горбачевым в 1986 г.
В сфере управления экономикой в годы горбачевском перестройки можно выделить три этапа.
Первый этап был определен как этап ускорения социально-экономического развития (1986—1987). В этот период принимаются решения об ускоренном развитии перспективных отраслей экономики и форсированном внедрении достижений научно-технического прогресса (НТП) в производство. Однако данные решения не были подкреплены экономическими мерами.
Второй этап, характеризовался тем, что радикальная экономическая реформа 1988-1989 гг.) ознаменовалась реализацией набора непродуманных мероприятий в области трансформации экономического развития страны. Получило развитие создание кооперативов. В результате наиболее рентабельные участки производства и цеха объявлялись кооперативами. Кооперативы выплачивали повышенную заработную плату, которая значительно превышала заработную плату работников государственных предприятий, а таких предприятий было большинство.
Начался спад производства, раскручивалась спирать инфляции, стал снижаться уровень жизни народа. На этом этапе происходит демонополизация в банковской сфере и резко ограничивается государственная монополия внешней торговли.
Третий этап — переход к рыночной экономике с 1990 г. г. — ознаменовался полным отказом от централизованного государственного планирования, превращением банков в коммерческие предприятия, созданием бирж, сворачиванием государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и ограничением' государственно монополии внешней торговли, ростом коррупции и сращиванием партноменклатуры с теневой экономикой, которая уже была легализована. При этом еще более снизился уровень жизни народа и усилилась инфляция. Во внутренней политике отмечалась крайняя непоследовательность центральной власти, которая оказалась неспособной: разрешить национальные конфликты и препятствовать разгулу национализма и сепаратизма в так называемых «союзных республиках».
Новый этап углубления и ускорения формирования рыночньх отношений в России был объявлен на V съезде народных депутатов РСФСР, состоявшемся в октябре-ноябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на съезде с Обращением к депутатам и к народу, в котором, в частности, говорил о наличии уникальной возможности за несколько: месяцев стабилизировать экономическое положение и начать процесс оздоровления. Он предложил систему мер, в центре которые были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования.
Для реализации одобренной программы было образовано новое правительство, которое возглавил президент.
Анализ происходящих в начале 90-х годов экономических процессов становления рынка, либерализации цен, состояния бюджет; показал, что ожидаемого самонастроя рыночного механизма и промышленного производства не произошло.
Анализ макроэкономических показателей свидетельствует о том что переходный период можно разделить на два этапа. На первом этапе (1992—1998) российская экономика пребывала в состоянии спада депрессии. На втором этапе (с 1999 г. — по наше время) начался процесс стабилизации и экономического роста. Для России проблем экономического роста имеет чрезвычайно важное значение. Подъем производства, высокие темпы роста экономики страны необходимы для развития научно-технического прогресса в стране и обновления устаревших основных фондов, повышения уровня конкурентоспособности отечественной продукции и решения социальных задач.
Зарождающийся экономический рост в 1999—2003 годах подтверждается динамикой ключевых экономических индикаторов: увеличения валового внутреннего продукта и производства промышленной продукции, роста сельскохозяйственного производства, увеличения розничного товарооборота, роста инвестиций и т.д. И здесь уже видна роль зарождающегося менеджмента новой России.