Влияние стиля одежды на восприятие человека
Итак, разберем более подробно факторы, от которых зависит первое впечатление.
Одежда – вот первое, что бросается в глаза, когда человека видят в первый раз. Особенно велика роль одежды при кратковременных контактах. С одежды начинается формирование первого впечатления, даже если через некоторое время мы забыли, во что человек был одет.
Выбор стиля одежды воспринимается как свидетельство того, каких эталонов-стереотипов он придерживается, что считает правильным, приличным, красивым. Человеку «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят.
Определенные виды одежды традиционно ассоциируются с определенным социальным положением, политической ориентацией, мерой консервативности взглядов на отношения между полами, степенью общительности и т.д. Хорошо известно влияние стиля одежды на восприятие физической привлекательности и сексуальности человека. Доказана связь стиля одежды и таких характеристик человека, как снобизм, робость, застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или неестественность. Символизм в восприятии манеры одеваться связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир. Так, жесткость одежды символически ассоциируется с физической силой, «вертикальность» линий – с моральной чистотой и стойкостью, тесная, плотно прилегающая одежда может символизировать жесткий контроль человека над собой, свободность и неряшливость ассоциируются с аморальностью.
Замечено воздействие одежды на поведение носящего ее человека.
Особенности кроя и посадки изделия на фигуре не только «задают» осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктуют определенную манеру держать себя в обществе. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и как бы определяет стиль своего поведения. Так, женщина в халате или фартуке, в спортивном костюме или в бальном платье не только воспринимается, но и ведет себя по-разному.
При виде человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Униформа ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны воспринимаемого и со стороны воспринимающего, и со стороны носящего (так, от человека в белом халате мы ожидаем одного поведения, в военной форме – другого).
Не только люди, чья профессия предполагает ношение формы: военные, полицейские, прокуроры и др., – ограничены в выборе одежды. В настоящее время многие люди одеваются в соответствии с правилами социального или профессионального сообщества, придерживаются так называемого «дресс-кода». Согласитесь, прийти на серьезные переговоры в спортивном костюме, по меньшей мере, нелепо, это вызовет настороженность и недоверие. Но также нелепо появиться в сообществе байкеров в строгом костюме с белой рубашкой и галстуком.
Обращают внимание и на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Одежда является неким «социальным сигналом», своего рода «визитной карточкой». Усвоение неписаных правил того, как надо одеваться, – неотъемлемая часть искусства делать карьеру.
Стереотипы в восприятии одежды весьма устойчивы: представители деловых кругов и руководители высокого ранга предпочитают так называемый консервативный стиль одежды, причем как мужчины, так и женщины. Это касается не только костюма, но и всех деталей облика человека: марки часов, сумок, зажигалок, галстуков и пр. Этим иногда успешно пользуются мошенники: человек, на котором хорошо сидит дорогой строгий деловой костюм, воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, у него неудобно спросить документы.
Молодежь и представители творческих профессий склонны с помощью стиля одежды подчеркивать свою индивидуальность, нестандартность и независимость. Отклонения от этих стереотипов могут вызвать недоумение и недоверие, отношение к человеку как к «чужаку».
Сильно привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро испортят впечатление, если, конечно, это не специальный стиль (хиппи, панк, гранж). Бедно одетый человек может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо – брезгливость.
Остановимся несколько подробнее на так называемом деловом стиле, потому что сейчас многие люди хотели бы его использовать, но совершают ошибки при выборе одежды, тем самым, нанося вред своему образу и деловой репутации. В свою очередь, неправильное «чтение» делового «дресс-кода» мешает созданию адекватного образа партнера.
Деловой стиль – это стиль, не идущий на острие моды, но и не противоречащий ей, подтянутый, но не чопорный. Деловой стиль исключает «особо модные», вызывающие детали одежды, яркую косметику, обилие украшений (не важно, дешевых или очень дорогих). Но также недопустима небрежность, неряшливость, неаккуратность в одежде. Строгие, официальные костюмы предназначены свидетельствовать о моральной установке, чистоте помыслов носящего, отражают его деловой настрой. Подтянутый пояс – символ дисциплинированности, застегнутые пуговицы – закрытости. Элегантная, дорогая одежда отличается от дешевой не фасоном, а качеством ткани и пошива, а также единством стиля деталей. Одежда должна сидеть безупречно.
Резюме
Главное, к чему следует стремиться при соблюдении делового стиля, - это общее впечатление опрятности, аккуратности, даже некоторой педантичности одежды и привычки к хорошим вещам. Таким образом, у окружающих подсознательно создается впечатление, что человек столь же аккуратен и педантичен в делах. Деловой стиль также косвенно указывает на материальную состоятельность. Явная демонстрация бросающегося в глаза богатства – необычная одежда, обилие дорогих украшений – производит впечатление «нувориша», т.е. человека, который никак не наиграется со случайно свалившимся на него богатством и толком не знает, что он будет с ним делать дальше. К деловому стилю это отношению не имеет.
ПРАКТИКУМ
Заполните пробелы:
1. Первое впечатление складывается в течение нескольких ………….
2. Целью самопрезентации является ……………. внимание окружающих к своим достоинствам.
3. В основе самопрезентации находятся эффекты …………… и …………….
4. Состояние аттракции вызывается …………… причинами.
5. Обращение к человеку, не называя его по имени, - это «………….. …».
6. Символизм в восприятии манеры одеваться связан с общим явлением переноса особенностей ………. облика человека на его ………….. мир.
7. Внимание к личности – это ………………. личности.
8. Способ формирования аттракции – это комплимент на фоне ………… себе.
9. Вид одежды ассоциируются с определенным ………….. ………………..
10. Стереотипы в восприятии одежды весьма ………………..
Выберите правильный ответ:
1. Человек всегда стремится к тому, кто:
а) считается красивым;
б) вызывает положительные эмоции;
в) много знает.
2. Стиль одежды - свидетельство:
а) каких эталонов-стереотипов придерживается человек;
б) уровня доходов;
в) считает правильным, приличным, красивым.
3. Вид одежды ассоциируются с
а) уровнем образования;
б) уровнем власти;
в) социальным положением.
4. Руководители высокого ранга предпочитают так называемый:
а) деловой стиль одежды;
б) официальный стиль одежды;
в) демократический стиль одежды.
5. Проявления симпатии, готовности к общению:
а) фасцинация;
б) аттракция;
в) перцепция.
Терминологический словарь:стиль одежды, стереотип.
Темы рефератов
1. Характеристика делового стиля общения.
2. Изучение личности с помощью психогеометрического теста.
3. Стиль одежды как основа создания имиджа.
4. Внешний вид человека как отражение индивидуальности личности.
Список литературы
1. Аверченко, Л.К., Залесов, Г.М., Мокшанцев, Р.И., Николаенко, В.М. Психология управления [Текст]/ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко. – М.: Инфра-М, 2007.
2. Айзенберг, М.Н. Менеджмент рекламы [Текст]/М.Н. Айзенберг. – М.: ТОО «Интел-Тех», 2006.
3. Бодалев, А.А. Личность в общении [Текст]/А.А. Бодалев.- М.: Педагогика, 2005.
4. Буева, Л.П. Социальная среда и создание личности [Текст]/Л.П. Буева. – М., 2005.
5. Дейвис, Ф. Ваш абсолютный имидж [Текст]/Ф.Дейвис. – М., 2007.
6. Рудзинский, Е.В. Психотехнология общения менеджера [Текст]/Е.В. Рудзинский. – Новосибирск, 2004.
7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]/Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005.
8. Шаляпин, Ф.И. Маска и душа [Текст]/Ф.И. Шаляпин. – М., 1989.
9. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст]/Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.