Влияние стиля одежды на восприятие человека

Итак, разберем более подробно факторы, от которых зависит первое впечатление.

Одежда – вот первое, что бросается в глаза, когда человека видят в первый раз. Особенно велика роль одежды при кратковременных контактах. С одежды начинается формирование первого впечатления, даже если через некоторое время мы забыли, во что человек был одет.

Выбор стиля одежды воспринимается как свидетельство того, каких эталонов-стереотипов он придерживается, что считает правильным, приличным, красивым. Человеку «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят.

Определенные виды одежды традиционно ассоциируются с определенным социальным положением, политической ориентацией, мерой консервативности взглядов на отношения между полами, степенью общительности и т.д. Хорошо известно влияние стиля одежды на восприятие физической привлекательности и сексуальности человека. Доказана связь стиля одежды и таких характеристик человека, как снобизм, робость, застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или неестественность. Символизм в восприятии манеры одеваться связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир. Так, жесткость одежды символически ассоциируется с физической силой, «вертикальность» линий – с моральной чистотой и стойкостью, тесная, плотно прилегающая одежда может символизировать жесткий контроль человека над собой, свободность и неряшливость ассоциируются с аморальностью.

Замечено воздействие одежды на поведение носящего ее человека.

Особенности кроя и посадки изделия на фигуре не только «задают» осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктуют определенную манеру держать себя в обществе. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и как бы определяет стиль своего поведения. Так, женщина в халате или фартуке, в спортивном костюме или в бальном платье не только воспринимается, но и ведет себя по-разному.

При виде человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Униформа ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны воспринимаемого и со стороны воспринимающего, и со стороны носящего (так, от человека в белом халате мы ожидаем одного поведения, в военной форме – другого).

Не только люди, чья профессия предполагает ношение формы: военные, полицейские, прокуроры и др., – ограничены в выборе одежды. В настоящее время многие люди одеваются в соответствии с правилами социального или профессионального сообщества, придерживаются так называемого «дресс-кода». Согласитесь, прийти на серьезные переговоры в спортивном костюме, по меньшей мере, нелепо, это вызовет настороженность и недоверие. Но также нелепо появиться в сообществе байкеров в строгом костюме с белой рубашкой и галстуком.

Обращают внимание и на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Одежда является неким «социальным сигналом», своего рода «визитной карточкой». Усвоение неписаных правил того, как надо одеваться, – неотъемлемая часть искусства делать карьеру.

Стереотипы в восприятии одежды весьма устойчивы: представители деловых кругов и руководители высокого ранга предпочитают так называемый консервативный стиль одежды, причем как мужчины, так и женщины. Это касается не только костюма, но и всех деталей облика человека: марки часов, сумок, зажигалок, галстуков и пр. Этим иногда успешно пользуются мошенники: человек, на котором хорошо сидит дорогой строгий деловой костюм, воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, у него неудобно спросить документы.

Молодежь и представители творческих профессий склонны с помощью стиля одежды подчеркивать свою индивидуальность, нестандартность и независимость. Отклонения от этих стереотипов могут вызвать недоумение и недоверие, отношение к человеку как к «чужаку».

Сильно привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро испортят впечатление, если, конечно, это не специальный стиль (хиппи, панк, гранж). Бедно одетый человек может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо – брезгливость.

Остановимся несколько подробнее на так называемом деловом стиле, потому что сейчас многие люди хотели бы его использовать, но совершают ошибки при выборе одежды, тем самым, нанося вред своему образу и деловой репутации. В свою очередь, неправильное «чтение» делового «дресс-кода» мешает созданию адекватного образа партнера.

Деловой стиль – это стиль, не идущий на острие моды, но и не противоречащий ей, подтянутый, но не чопорный. Деловой стиль исключает «особо модные», вызывающие детали одежды, яркую косметику, обилие украшений (не важно, дешевых или очень дорогих). Но также недопустима небрежность, неряшливость, неаккуратность в одежде. Строгие, официальные костюмы предназначены свидетельствовать о моральной установке, чистоте помыслов носящего, отражают его деловой настрой. Подтянутый пояс – символ дисциплинированности, застегнутые пуговицы – закрытости. Элегантная, дорогая одежда отличается от дешевой не фасоном, а качеством ткани и пошива, а также единством стиля деталей. Одежда должна сидеть безупречно.

Резюме

Главное, к чему следует стремиться при соблюдении делового стиля, - это общее впечатление опрятности, аккуратности, даже некоторой педантичности одежды и привычки к хорошим вещам. Таким образом, у окружающих подсознательно создается впечатление, что человек столь же аккуратен и педантичен в делах. Деловой стиль также косвенно указывает на материальную состоятельность. Явная демонстрация бросающегося в глаза богатства – необычная одежда, обилие дорогих украшений – производит впечатление «нувориша», т.е. человека, который никак не наиграется со случайно свалившимся на него богатством и толком не знает, что он будет с ним делать дальше. К деловому стилю это отношению не имеет.

ПРАКТИКУМ

Заполните пробелы:

1. Первое впечатление складывается в течение нескольких ………….

2. Целью самопрезентации является ……………. внимание окружающих к своим достоинствам.

3. В основе самопрезентации находятся эффекты …………… и …………….

4. Состояние аттракции вызывается …………… причинами.

5. Обращение к человеку, не называя его по имени, - это «………….. …».

6. Символизм в восприятии манеры одеваться связан с общим явлением переноса особенностей ………. облика человека на его ………….. мир.

7. Внимание к личности – это ………………. личности.

8. Способ формирования аттракции – это комплимент на фоне ………… себе.

9. Вид одежды ассоциируются с определенным ………….. ………………..

10. Стереотипы в восприятии одежды весьма ………………..

Выберите правильный ответ:

1. Человек всегда стремится к тому, кто:

а) считается красивым;

б) вызывает положительные эмоции;

в) много знает.

2. Стиль одежды - свидетельство:

а) каких эталонов-стереотипов придерживается человек;

б) уровня доходов;

в) считает правильным, приличным, красивым.

3. Вид одежды ассоциируются с

а) уровнем образования;

б) уровнем власти;

в) социальным положением.

4. Руководители высокого ранга предпочитают так называемый:

а) деловой стиль одежды;

б) официальный стиль одежды;

в) демократический стиль одежды.

5. Проявления симпатии, готовности к общению:

а) фасцинация;

б) аттракция;

в) перцепция.

Наши рекомендации