Список вопросов теста Г. Айзенка

Занятие 16

Исследование структуры темперамента (ОСТ)

Темперамент является одним из проявлений индивидуальности человека и представляет собой совокупность формальных характеристик поведения (темп поведения, скорость возникновения каких-либо реакций, эмоциональная возбудимость и т.п.) в отличие от совокупности содержательных свойств, составляющих особенности личности. Считается, что свойства темперамента определяются особенностями нервной системы и не зависят от особенностей воспитания, мало изменяются с возрастом.

В данном задании для изучения свойств темперамента используется опросник структуры темперамента (ОСТ), разработанный под руководством В.М.Русалова. Этот опросник основан на функционально-системной концепции поведения П.К.Анохина. В ней то или иное поведение человека объясняется иерархией функциональных систем (т.е. особого нейрофизиологического образования). Функциональная система состоит из четырех блоков: афферентного синтеза своеобразного “входа” сигналов от внешних раздражителей), программирования (принятия решения), исполнения действия и обратной связи (сравнения результата с тем, что было намечено). Каждому из этих компонентов соответствует одно свойство темперамента. Первый из них — эргичность — характеризует степень напряженности взаимодействия со средой (широту — узость афферентного синтеза); второй — пластичность — показывает легкость переключения с одних программ поведения на другие; третий — психический темп — отражает скорость выполнения действия; четвертый — эмоциональность — свидетельствует о пороге чувствительности к несовпадению результата и цели действия.

В.М.Русалов также считает, что каждое из этих свойств неодинаково проявляется в предметной сфере (т.е. взаимодействии человека с миром неодушевленных объектов) и коммуникативной сфере (его взаимодействии с окружающими людьми). Таким образом, темперамент характеризуют восемь базовых свойств.

Процедура исследования.

Исследование проводится на одном испытуемом, возраст которого должен быть не менее 17 лет. До начала работы следует приготовить специальный бланк. Он должен состоять из 105 строчек и трех колонок. Первая из них — номер вопроса, вторая — колонка “да”, третья — колонка “нет” (см. образец фрагмента бланка). Также на бланке фиксируются основные данные испытуемого (инициалы, возраст, пол, иные данные, существенные с точки зрения исследования). Этот бланк обязательно сохраняется и прикладывается к отчету.

№ вопроса “да” “нет”
   
   
и т.д.    
   

Далее испытуемому предлагается заполнить опросник ОСТ.

Инструкция. “Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый “естественный” ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет “хороших” или “плохих” ответов. Если Вы выбрали ответ “да”, поставьте крестик (или галочку) в графе “да”. Если Вы выбрали ответ “нет”, то поставьте крестик (или галочку) соответственно в графе “нет””.

Текст опросника ОСТ.

1. Подвижный ли Вы человек?

2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?

3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?

4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

6. Ранимый ли Вы человек?

7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поспорили с друзьями?

8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?

9. В разговоре с другими людьми Ваша речь очень часто опережает Вашу мысль?

10.Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?

11.Чувствовали ли бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

12.Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

13.Нравится ли Вам быстро бегать?

14.Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

15.Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

16.Трудно ли Вам говорить очень быстро?

17.Часто ли Вы испытываете тревоги, что выполнили работу не так, как нужно?

18.Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

19.Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

20.Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

21.Испытываете ли Вы чувство беспокойства, если Вас неправильно поняли в разговоре?

22.Охотно ли Вы выполняете сложную, ответственную работу?

23.Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

24.Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?

25.Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?

26.Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

27.Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?

28.Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

29.Любите ли Вы сидячую работу?

30.Легко ли Вам общаться с разными людьми?

31.Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и, лишь потом, высказаться?

32.Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

33.Быстры ли у Вас движения рук?

34.Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?

35.Легко ли Вам переключиться с одного варианта решения задачи на другой?

36.Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких Вам людей?

37.Разговорчивый ли Вы человек?

38.Вам обычно легко выполнить дело, требующее мгновенных реакций?

39.Вы обычно говорите свободно, без запинок?

40.Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?

41.Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши личные недостатки?

42.Испытываете ли Вы тягу к напряжённой ответственной деятельности?

43.Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?

44.Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

45.Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?

46.Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?

47.Легко ли Вы «генерируете» новые идеи, связанные с работой?

48.Сосёт ли у Вас под ложечкой перед ответственным разговором?

49.Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?

50.Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?

51.Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

52.Если вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете своё обещание, независимо от того, удобно ли Вам это или нет?

53.Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

54.Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

55.Любите ли Вы игры в быстром темпе?

56.Много ли в Вашей речи длительных пауз?

57.Легко ли Вам внести оживление в компанию?

58.Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?

59.Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?

60.Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?

61.Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?

62.Любите ли Вы бывать в большой компании?

63.Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?

64.Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

65.Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

66.Склонны ли Вы решать много задач одновременно?

67.Держитесь ли Вы свободно в большой компании?

68.Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?

69.Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

70.Медленны ли Ваши движения, когда вы что-то мастерите?

71.Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?

72.Быстро ли Вы читаете вслух?

73.Вы иногда сплетничаете?

74.Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?

75.Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?

76.Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?

77.Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

78.В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

79.Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?

80.Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?

81.Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать свое мнение?

82.Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

83.Обычно Вы предпочитаете лёгкую работу?

84.Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?

85.Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?

86.Испытываете ли Вы тягу к людям?

87.Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?

88.Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?

89.Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

90.Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?

91.Склонны ли Вы преувеличивать в своём воображении неудачи, связанные с работой?

92.Нравится ли Вам быстро говорить?

93.Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

94.Предпочитаете ли Вы работать медленно?

95.Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?

96.Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?

97.Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?

98.Способны ли Вы успешно выполнять длительную, трудоёмкую работу?

99.Можете ли Вы, недолго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

100.Часто ли Вас беспокоит чувство уверенности в себе при общении с людьми?

101.Легко ли Вы берётесь за выполнение новых заданий?

102.Устаёте ли Вы, когда вам приходится говорить долго?

103.Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

104.Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

105.Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

Обработка результатов.

Ответы испытуемого надо сравнить с ключом, приведенным ниже. За каждое совпадение начисляется один балл по соответствующей шкале. Обработка начинается с шкалы контрольных вопросов, которые выявляют степень откровенности испытуемого. Если по данной шкале испытуемый получил больше 4 баллов, то есть основания усомниться в искренности его ответов. Далее обрабатываются результаты по восьми основным шкалам.

Ключ опросника ОСТ.

Эргичность (Эр). Да – вопросы № 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 98; нет – вопросы № 27, 83, 103.

Социальная эргичность (Сэр). Да – вопросы № 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86; нет – вопросы № 3, 34, 74, 90, 105.

Пластичность (П). Да – вопросы № 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104; нет – вопросы № 54, 59.

Социальная пластичность (СП). Да – вопросы № 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99; нет – вопросы № 31, 81, 87, 93.

Темп (Т). Да – вопросы № 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77; нет – вопросы № 29, 43, 70, 94.

Социальный темп (СТ). Да – вопросы № 24, 37, 39, 51, 72, 92; нет – вопросы № 5, 10, 16, 56, 96, 102.

Эмоциональность (Эм). Да – вопросы № 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

Социальная эмоциональность (СЭм). Да – вопросы № 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

Контрольные вопросы на социальную желательность (К). Да – вопросы № 32, 52, 89; нет – вопросы № 12, 23, 44, 65, 73, 82.

По результатам обработки строится профиль. На оси Х (горизонтальная ось) обозначены шкалы, а на оси Y (вертикальная ось) — значения, показывающие выраженность того или иного свойства.

Список вопросов теста Г. Айзенка - student2.ru

Рисунок. Образец профиля структуры темперамента.

Интерпретация результатов.

При интерпретации результатов принимают во внимание, что, если испытуемый получил по любой шкале оценку от 0 до 3 баллов, то можно говорить о низкой степени выраженности свойства. Если он получает от 9 до 12 баллов, то это свидетельствует о высокой выраженности свойства. Оценки, попадающие в интервал от 4 до 8 баллов, не позволяют говорить о степени выраженности свойства. Поэтому при интерпретации в первую очередь надо сосредоточиться на высоких и низких значениях. Средние значения принимаются в расчет для уточнения общей картины структуры темперамента.

Приведем краткую характеристику каждого из свойств темперамента.

Предметная эргичность (Эр). Низкие значения по этой шкале свидетельствуют о том, что у испытуемого низкий уровень потребности в освоении предметного мира. Такие люди обычно характеризуются низкой активностью в работе (умственной или физической), расслабленностью, низким жизненным тонусом, быстрой утомляемостью в труде или учебе. Высокие значения предполагают жажду деятельности, постоянной стремление к напряженному умственному и физическому труду. Их отличает избыток сил, высокая работоспособность. Таких людей в быту часто называют “трудоголиками”.

Социальная эргичность (Сэр). Низкие значения по этой шкале имеют люди замкнутые, предпочитающие узкий круг контактов. Они не проявляют сами инициативы в общении, стремятся уйти от социальных контактов, предпочитают занимать незаметные позиции в группе. Высокие значения свойственны людям, которые стремятся к общению, любят находиться в обществе (компании). У них много знакомых и они стремятся к расширению круга своих контактов. В группе стремятся занимать лидерские позиции.

Предметная пластичность (П). Низкие значения по этой шкале характерны для людей, которые предпочитают монотонную и однообразную работу. Они медленно приспосабливаются к новым способам выполнения деятельности, трудно переключаются с одной работы на другую, применяют однотипные способы решения задач. Высокие значения свойственны людям, стремящимся к разнообразию видов и способов деятельности. Они быстро переходят от одного способа работы к другому, легко адаптируются к изменяющимся условиям среды, им требуется мало времени, чтобы применить новый способ решения задач.

Социальная пластичность (СП). Низкие значения по этой шкале характерны для людей, которые испытывают трудности при вступлении в новые социальные контакты, в процессе общения медленно переключаются с одного содержания на другое, от одного собеседника к другому. Поэтому формы их взаимодействия с другими людьми однообразны и стереотипны. Высокие значения свойственны людям, быстро вступающим в новые социальные контакты, они легко переключаются с одного предмета общения на другой, быстро приспосабливаются к манере общения незнакомого собеседника. В то же время им свойственна некоторая импульсивность, расторможенность в общении.

Предметный темп (Т). Низкие значения по шкале свойственны людям с замедленными движениями и действиями. Они склонны медленно выполнять какую-либо работу. Высокие значения по шкале характерны для людей с высокой скоростью выполняющих какую-либо деятельность.

Социальный темп (СТ). Низкие значения по шкале характеризуют людей с медленной, неторопливой речью, небогатой мимикой и жестикуляцией в разговоре. Высокие значения свойственны людям, которые быстро говорят, и так же хорошо воспринимают быструю речь собеседника. Мимика и жестикуляция в разговоре более выражены.

Эмоциональность (Эм). Низкие значения по шкале свидетельствуют о невысокой чувствительности (безразличии) к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и реальным результатом. Такие люди спокойны, уверены в себе при выполнении любого дела; они меньше переживают неудачи, для них характерно отсутствие тревоги, беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения работы. Высокие значения по шкале означают повышенную чувствительность к расхождению между планируемым действием и его результатами. Таким людям присуще постоянное ощущение неполноценности продукта своей деятельности; они проявляют высокий уровень беспокойства, неуверенности, тревоги по поводу работы; им свойственна высокая чувствительность к неудачам в работе (учебе).

Социальная эмоциональность (СЭм). Низкие баллы по шкале свидетельствуют об относительном безразличии к неудачам в общении. Такие люди чувствуют себя спокойно и уверенно в общении с окружающими; они мало чувствительны к малозаметным аспектам, нюансам социального взаимодействия. Высокие баллы по шкале характеризуют людей высокочувствительных к неудачам в общении. Им нередко свойственно ощущение беспокойства, неуверенности, тревоги в процессе общения, высокая ранимость, но вместе с тем чуткость к окружающим.

При интерпретации важно обратить внимание не только на выраженность отдельных свойств, но и проанализировать их взаимосвязь. Прежде всего можно рассмотреть, есть ли различия в выраженности свойств, относящихся к разным сферам (предметной и коммуникативной). При этом шкалы эргичности, пластичности и темпа образуют общий интегральный показатель — активность. Кроме того, данные опросника могут быть соотнесены с классической типологией темпераментов. Низкие значения по всем шкалам соответствуют темпераменту флегматика; низкие значения по первым шести шкалам и высокие по остальным отвечают темпераменту меланхолика; высокие значения по первым шести шкалам и низкие по остальным указывают на темперамент сангвиника; высокие значения по всем шкалам свидетельствуют о темпераменте холерика.

Для ориентировки приведем профиль типичных представителей каждого из темпераментов.

Занятие 17

ТЕСТ_ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

Если бы кто_либо удосужился провести сравнение по использованию психологических методик, то можно было бы не сомневаться, что первое место в нем (по частоте использования) уверенно занял бы тест опросник EPI, созданный английским психологом Г. Айзенком. Данный автор, проанализировав материалы обследования 700 солдат_невротиков,

пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и

невротизма. Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально_психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность,

замкнутость, социальная пассивность (при доста точно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации. Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство_состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных

вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента

Список вопросов теста Г. Айзенка

(да — нет)

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? («да — нет»)

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, выразить сочувствие?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли вам трудно отказываться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите и не тратите ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у вас когда_нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для того не было?

10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам

не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас иногда такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствует сильную вялость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких людей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают напряжены до предела?

27. Считают ли вас человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей? 30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится оттого, что разные мысли лезут вам в голову?

32. Верно ли, что вам часто приятнее и легче прочесть о том, что вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что вы всегда говорите о знакомых вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что вы раздражительны?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы такой любитель поговорить,

что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

49. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

50. Могли бы вы сказать, что вы уверенный человек?

51. Трудно ли получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже

других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Код опросника

Искренность:ответы «да» на вопросы 6, 24, 36;

ответы «нет» на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Экстраверсия:ответы «да» на вопросы 1, 3, 8, 10,

13, 17, 22, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

ответы «нет» на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37,

41, 51.

Невротизм:ответы «да» на вопросы 2, 4, 7, 9, 11,

14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50,

52, 55, 57.

Занятие 18

Исследование склонности к риску(по Пашуковой)

Цель исследования: оценить склонность к риску.

Материал и оборудование: опросник А.Г.Шмелева, бланк для ответов и ручка.

Процедура исследования

При исследовании возможен как индивидуальный, так и групповой варианты. В последнем случае важно обеспечить независимость ответов испытуемых. Каждый получает текст опросника с инструкцией и бланк для ответов, состоящий из номеров вопросов и расположенной рядом графы для ответов.

Инструкция испытуемому. "Перед Вами набор утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Если верно, то в листе ответов против номера этого утверждения, поставьте знак "плюс" (+), а если неверно – "минус" (-).

Опросник

1. Я часто говорю до того, как обдумать сказанное.

2. Мне нравится быстрая езда.

3. Я часто меняю свои интересы и увлечения.

4. Лучший способ приобрести настоящих друзей – говорить людям то, что о них думаешь.

5. Во множестве случаев вопрос на экзамене может быть поставлен так, что он оказывается совершенно не связанным с программой, и вся подготовка оказывается бесполезной.

6. Жизнь без опасностей мне не кажется слишком скучной.

7. Если хочешь занять высокое положение по службе, следуй пословице "Тише едешь – дальше будешь".

8. Азартные игры мешают развитию у человека чувства ответственности за то, чтобы принимать продуманные решения.

9. Я быстрее испытываю скуку от какого-либо занятия, чем большинство людей, делающих то же самое.

10. Я лучше пройду пешком две-три остановки, когда тороплюсь, а автобуса долго нет, хотя знаю, что автобус меня догонит, вместо того, чтобы ждать.

11. Мне интересно сделать так, чтобы подзадорить кого-нибудь.

12. Только неожиданные обстоятельства и некоторое чувство опасности позволяют мне мобилизовать свои силы.

13. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

14. Только по-настоящему смелые действия позволяют человеку получить известность и признание.

15. Мне неприятны те лица, которые из-за собственной прихоти превращают серьезные дела в легкомысленные игры.

16. Когда я вырабатываю конкретный план действий, я почти всегда уверен (уверена), что мне удастся его осуществить.

17. Когда на небе светит солнце, я никогда не беру с собой на прогулку зонт, даже если прогноз обещает дождь.

18. Я часто стремлюсь испытать возбуждение.

19. Мне неприятно, когда мне навязывают пари, даже если я полностью уверен (уверена) в своем мнении по данному вопросу.

20. В некоторых случаях я не остановлюсь перед тем, чтобы солгать, если мне нужно произвести хорошее впечатление.

21. По-настоящему умный человек избегает скороспелых решений – он умеет дождаться таких моментов, когда действовать можно наверняка.

22. Я не считаю, что трюки, выполняемые цирковыми акробатами, без страховочного пояса, выглядят более впечатляющими.

23. Я предпочитаю работу, включающую перемены к путешествиям, даже если она может быть небезопасной.

24. Я всегда плачу за провоз багажа на транспорте, даже если не опасаюсь проверки.

25. Я думаю, что стоит верить в свой шанс, даже когда перевес не на моей стороне.

26. В творческом деле главное – это дерзкий замысел, пусть даже в результате нас ждет неудача из-за нелепых случайностей.

27. Я не пожалею денег ради того, чтобы в нужный момент выглядеть состоятельным и привлекательным человеком.

28. Когда при встрече мой знакомый на меня не смотрит, я не стану навязывать ему свое общение и здороваться первым.

29. Большинство людей не понимает, до какой степени их судьба зависит от случая.

30. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и комфортом, с одной стороны, и безопасностью, с другой, я выберу безопасность.

31. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю острое увлечение какой-либо затеей.

32. Я предпочитаю приобретать такую одежду, про которую я твердо знаю, что она надежна и выглядит хорошо независимо от скачков моды.

33. Когда я играю в различные игры, я люблю взять инициативу на себя, даже зная, что противник только и ждет этого.

34. Во время путешествий я люблю отклоняться от известных маршрутов.

35. Я часто попадаю в такие ситуации, из которых мне хочется поскорее выбраться.

36. Если я даю обещание, то практически всегда сдерживаю его, независимо от того, удобно мне это или нет.

37. Если мой непосредственный начальник будет "зажимать" мои новаторские идеи, у меня хватит смелости довести их до сведения руководителя более высокого ранга.

38. Азартные игры развивают у человека способность принимать смелые решения в сложных жизненных ситуациях.

39. Когда я читаю остросюжетную книгу, я никогда не тороплюсь быстрее узнать, чем все кончится, и с удовольствием читаю по порядку.

40. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

41. Лучший способ вызвать искреннее отношение к себе – доверять людям.

42. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю счастливое ощущение покоя и комфорта.

43. Мне бывает гораздо труднее купить одну дорогую вещь, чем ряд дешевых вещей той же суммарной стоимости.

44. Если я играю, то я предпочитаю играть или спорить на что-нибудь.

45. Люди слишком часто безрассудно тратят собственное здоровье, переоценивая его запасы.

46. Если мне не грозит штраф, то я перехожу улицу там, где удобно, а не там, где положено.

47. Я не рискую покупать одежду без примерки.

48. Только смелый человек способен на подлинно благородное отношение к людям, независимо от того, как они относятся к нему.

49. В командной игре важнее всего взаимная подстраховка.

50. В жизни людям на самом деле очень часто приходится играть в опасную игру "пан или пропал".

Обработка результатов

Цель обработки результатов – получить показатель величины склонности к риску как черты характера. Показатель подсчитывают по числу совпадений знаков ответов согласия-несогласия на утверждения шкалы склонности к риску.

№ утверждения и знак ответа
2+, 3+, 4+, 6-, 7-, 8-, 9+, 11+, 12+, 13-, 14+, 15-, 17+, 18+, 19-, 21-, 22-, 23+, 25+, 26+, 27+, 28-, 3-, 31+, 32-, 33+, 34+, 37+, 38+, 39+, 40+, 41+, 42-, 43-, 44+, 45-, 47-, 48+, 49-, 50+.

Для оценки отношения испытуемого к исследованию в опроснике заданы утверждения, согласие с которыми свидетельствует об искренности отвечающего, а несогласие – о неискренности.

Шкала искренности: Ответы "Неверно" ("-") по пунктам: 1, 5, 10, 16, 20, 24, 29, 35, 36, 46.

Показатель совпадений ответов по второй шкале, равный 8, 9 или 10, свидетельствует о недостоверности результатов тестирования. В этом случае тестирование нужно повторить, обратив дополнительное внимание испытуемого на инструкцию.

Анализ результатов

Анализ склонности к риску как черты характера имеет важное значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности. В ходе анализа результатов следует ориентироваться на то, что показатель склонности к риску может варьировать от 0 до 40. Чем больше величина показателя, тем больше склонность к риску.

Если показатель склонности к риску составляет 30 и более единиц, то ее уровень является высоким, такого человека можно назвать рискующим при условии, что его ответы были достаточно искренними. Если показатель в границах от 11 до 29 – то склонность к риску средняя, а если меньше, чем 11, то уровень риска низкий, такой человек не любит рисковать, и его можно назвать осмотрительным.

Во время интерпретации результатов следует принять во внимание, что большая склонность к риску свидетельствует не только о решительности, но может вести и к авантюризму.

Занятие 19

Наши рекомендации