I. Выберите правильный ответ
1. Совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергетики и направленность поведения, понимается как:
А) мотивация;
Б) мотив;
В) направленность;
Г) потребностное состояние.
2. Понятие «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:
А) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»;
Б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»;
В) эти понятия – синонимы;
Г) понятие «мотив» является разновидностью понятия «мотивация».
3. Одной из теорий мотивации является теория:
А) двух факторов Ч. Спирмена;
Б) инструментальная;
В) доминанты А.А. Ухтомского;
Г) ценностного обмена.
4. Теория мотивационного контроля Д. Хайленда не является своего рода обобщением идей и концепций, сформировавшихся в недрах:
А) кибернетики;
Б) теории управления;
В) психологии;
Г) физиологии.
5. Автором теории баланса является:
А) К. Роджерс;
Б) А. Маслоу;
В) Ф. Хайдер;
Г) Г. Олпорт.
6. По мнению большинства классических бихевиористов, основным механизмом мотивации является принцип:
А) постоянства;
Б) реальности;
В) гомеостаза;
Г) удовольствия.
7. Положение теории поля К. Левина о том, что мотивация возникает в неравновесной «системе напряжений», основывается на принципе:
А) гомеостаза;
Б) реальности;
В) постоянства;
Г) кибернетики.
8. Основы изучения каузальной атрибуции заложил:
А) Я.Морено;
Б) Л. Фестингер;
В) Ф. Хайдер;
Г) Дж. Келли.
9. Зависимость эффективности деятельности личности от силы её мотивации (активации нервной системы) на эту деятельность выражает закон:
А) экономики;
Б) Йеркса-Додсона;
В) Эммерта;
Г) эмоциональной константности.
10. Основателем исследований в области мотивации достижений считается:
А) Д.С. Мак-Клелланд;
Б) Р. Аткинсон;
В) Х. Хекхаузен;
Г) К, Роджнрс.
11. Исследования мотивации достижения начались:
А) в 1930-х гг.;
Б) в 1940-х гг.;
В) в 1950-х гг.;
Г 1960-х гг.
12. Закон оптимума мотивации принято называть законом:
А) Рибо;
Б) Йеркса-Додсона;
В) Ллойда-Моргана;
Г) Хика.
13. Чем сложнее для субъекта деятельность, тем более низкий уровень мотивации для нее оптимален согласно закону:
А) прегнантности;
Б) Блонделя;
В) Йеркса-Додсона;
Г) эмоциональной константности.
14. Уровень мотивации, при котором деятельность максимально успешна, называется:
А) экстремумом мотивации;
Б) оптимумом мотивации;
В) минимумом мотивации;
Г) вершиной мотивации.
15. В большинстве экспериментальных и корреляционных исследований в области психологии мотивации получается зависимость:
А) логарифмическая;
Б) нелинейная U- образного типа;
В) сложная квазипериодическая;
Г) инвертированная U- образного типа.
16. Графически закон оптимума мотивации можно представить в виде:
А) прямой линии;
Б) логарифмической кривой;
В) колоколообразной кривой;
Г) сложной квазипериодической зависимости.
II. Дайте ответ на следующие вопросы
1.Сущность понятия «мотивировка» __________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
2. Каково смысловое значение и в чем различия понятий: мотив, мотивация, мотивирование, стимулирование? ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
3. В чем различие внешней и внутренней мотивации?____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какова структура мотивационной сферы человека? ____________________________________
________________________________________________________________________________________
5. В чем сущность концепции иерархии потребностей А. Маслоу? ________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
6. В чем сущность концепции мотивации Д. МакКлелланда? _____________________________
________________________________________________________________________________________________________
7. Какова взаимосвязь уровней мотивации достижения с уровнем рискованности? ___________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Напишите краткую характеристику процессуальных теорий мотивации:
А) теории созданий В. Врума_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Б) теории справедливости С.Адамса___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
В) теории трудовых инвестиций Портера-Лоулера_______________________________________
________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г) метода партисипативного управления ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________
9.Дайте краткую характеристику теорий трудовой мотивации:
А) теории У. Тейлора_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) концепции «человеческих отношений»______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) теории мотивации исполнительской деятельности «Х», «У», «Z» (Мак_Грегор, Шелдон, Оучи)_____________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г) двухфакторной теории мотивации Ф. Херцберга ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________
10. В чем сущность понятия хоторнский эффект?________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие изменения в понимании мотивации труда вносит теория К. Альдерфера? ___________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12. Перечислите основные положения теории ожиданий__________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
13. Сформулируйте основные положения теории справедливости__________________________
______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
14. В комплекс мотивов входят:______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.К группе мотиваторов (стимулирующих факторов)относятся:___________________________
______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Типы трудовой мотивации: _______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
16. Виды материального стимулирования:______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________
17. Какие современные системы морального и материального стимулирования работников вы знаете? ________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Перечислите основные рекомендации работников по технологии мотивирования труда персонала_________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
III. Опишите схемы
1. Мотивационная сфера деятельности человека имеет следующую характеристику:
По структуре:
А) потребности_____
________________________________________________________________________________________
Б) мотивы_________
________________________________________________________________________________________
В) цели___________
________________________________________________________________________________________
По содержанию:
А) материальная____
________________________________________________________________________________________
Б) социальная______
________________________________________________________________________________________
В) сознательная, бессознательная_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________
По развитости:
А) широта_________
________________________________________________________________________________________
Б) гибкость________
________________________________________________________________________________________
В) иерархизированность_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
2. Этапы формирования мотивов деятельности человека: