Обучение написанию сжатого изложения
Обучение написанию сжатого изложения
(урок русского языка в 7 классе)
Урок русского языка в 7 классе по теме «Обучение написанию сжатого изложения» проводится после изучения темы «Наречие. Слова категории состояния». В календарном планировании он выпадает на конец января. Этим объясняется выбор тематики текста «Дети блокадного Ленинграда». Разработка содержит план урока и презентацию, с помощью которой можно сразу проводить урок, так как на каждом слайде размещена отдельная микротема, а на следующем слайде предлагается правильный готовый вариант для самоконтроля. Текст демонстрируется на экране или интерактивной доске, таким образом удобно отрабатывать приёмы содержательной компрессии (способы сжатия текста). Проводится работа по подготовке обучающихся к ГИА.
Цель урока: обучить основным приёмам содержательной компрессии текста.
Задачи: создать благоприятный психологический климат работы; выявить индивидуальные подходы написания сжатого изложения школьников; раскрыть ученикам ценность собственного опыта; воспитывать чувство патриотизма на примерах исторических событий и художественных произведений.
План урока:
I. Организационный момент. Постановка цели урока.
II. Эмоциональный настрой (слайды 2 – 6).
III. Слушание текста (приложение 1).
IV. Работа с микротемами (слайды 7 – 18).
V. Пересказ по плану (слайд 19).
VI. Написание изложения.
VII. Итоги урока.
Текст для изложения взят из книги А.И. Приставкина «Солдат и мальчик», гл.31.
Текст изложения
Андрей увидел, как из узких вагонных дверей с вертикальными неудобными ступенями какие – то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в черных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.
-Блокадные… Ленинградские… Из Вологды привезли, - было произнесено в толпе, рядом с Андреем. Никто никак не среагировал на эти слова. Все знали, что такое блокада и что такое Ленинград. Но было в детях что – то такое, что люди, и не слышавшие последних слов, останавливались и замирали, не в силах оторвать глаз. А за ними подходили все новые и так стояли, выстроившись на краю платформы и забыв про свой поезд.
Люди видели на войне все. Их ничем ни удивить, ни поразить было нельзя. Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах. Ибо хоть это были дети войны, жалкие обгарки на черном пепелище, но это были живые дети, спасенные и вынесенные из гибели пламени, а это означало возрождение и надежду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни и у этих, также разных на платформе людей.
Дети были разные. Но что-то их всех объединяло. Не только необычный цвет лица, сливавшийся с выпавшим снегом, не только глаза, в которых застыл, будто заморозился, навсегдашний ужас блокады. Было в них еще одно, общее – и в облике, и в тех же лицах, и в губах, и в глазах, и еще в чем - то, что рассмотреть можно было лишь не поодиночке, а только когда они все вместе, и что выражалось в том, как вели они себя по отношению друг к другу и к взрослым, как стояли, как брались за руки, выстраивались в колонны, - и можно выразить так: дети войны. Страшное сочетание двух противоестественных слов. Дети здесь своим присутствием выражали самую низкую, самую адскую, разрушительную сущность войны: она била в зародыше, в зачатке по всем других детям, которые не были рождены, по всем поколениям, которых еще не было.
Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же! Выжили! Дай-то бог! Они были посланцы оттуда, из будущего, несущие людям, стоящим на другой стороне платформы, на этой, еще военной, стороне жизни, надежду на будущее, несмотря ни на что.
Странной, колеблющейся, тонкой струйкой, вслед за худенькой темной женщиной, потекли блокадные вдоль рельсов все дальше и дальше в сторону города. И в каждом крошечном человечке, закутанном в тряпьё, была, несмотря на робость первых шагов, слабое покачивание, отчего живая струйка то растягивалась, то сжималась, и пульсировала, и рвалась, чтобы снова слиться, - была неразрывная связь с ближними, друг с другом, с кем они сейчас шли, сцепив синие пальцы так, что никто бы не смог их разомкнуть, но и с людьми на платформе, из этой беззвучной станции, и с этой новой обетованной землей, которая их взрастит.
Семя, брошенное в жесткую почву, а взойдешь ли, станешь ли шумящим колосом? (А.И. Приставкин «Солдат и мальчик», гл.31)
Обучение написанию сжатого изложения
При обучении написанию сжатого изложения формируются следующие коммуникативно-речевые умения: умение правильно и логично излагать свои мысли, умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); умение сокращать текст разными способами.
При исключении: Необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст (в меню выбираем функцию выделение и цвет для работы). Слайд 7.