Психолого-педагогическая коррекция
методические а спекты психолого-педагогической коррекции 429
Экспериментальные исследования показали, что такое рассогласование между относительно низкими уровнями показателей перцептивно-аффективного, когнитивного и практического компонентов, с одной стороны, и относительно высоким показателем поступочного — с другой, достаточно часто встречается среди педагогов, и прежде всего у учителей и студентов-«небиологов». Это явление, связанное с низкой внутренней когерентностью отношения к природе, получило название «эффект педагогического блефа» (Ясвин, 1995).
Если рассматривать совокупность таких компонентов, как пер-цетивно-аффективный, когнитивный и практический в качестве своего рода «интраплана» субъективного отношения личности, поскольку эти компоненты отражают активность, направленную «на самого себя», а поступочный компонент — в качестве «интерплана», поскольку заложенная в его основе активность направлена на изменения внешнего окружения, то согласованность между «ин-трапланом» и «интерпланом» может выступить как критерий «внутренней обоснованности» поступков личности, связанных с объектом отношения. Другими словами, это соотнесение позволяет судить о том, насколько поступки человека, направленные на мир природы или на других людей в природоохранном контексте, детерминированы «внутренними составляющими» отношения: стремлением к эстетическому освоению мира природы, познавательным интересом к нему, заботой о природе и общением с ней. Как тонко отметил Ралф Эмерсон в своем «Эссе»: «Природу любит тот, чьи обращенные вовне и внутрь чувства подлинно соответствуют друг другу».
Таким образом, отмеченный нами «эффект педагогического блефа», в частности, показывает, что активность в организации природоохранной деятельности многих учителей связана с формальным соблюдением ими «правил игры», согласно своей социальной роли, а не личностными потребностями, что, безусловно, существенно снижает доверие учеников к их «экологической активности» и воспитательную эффективность всего педагогического процесса.
Еще одна интересная закономерность развития субъективного отношения к природе у педагогов носит динамический характер. Она заключается в том, что отношение к природе у биологов и «небиологов» при переходе из педвуза к педагогической деятельности в школе развивается в противоположных направлениях: у биологов — интенсивность со временем снижается, а у «небиологов» — возрастает (рис. 63).
Рис. 63. Структура интенсивности отношения к природе: а) у студентов биологического факультета и учителей биологии; б) у студентов физико-математического и филологического факультетов и учителей небиологических специальностей.
Если показатели студентов-биологов в среднем значимо превосходят показатели выборки школьников по перцептивно-аффективному, когнитивному и практическому компонентам, а также по интенсивности в целом, то показатели учителей-биологов — только по перцептивно-аффективному, значимо уступая школьникам по практическому компоненту. Все показатели у учителей биологии ниже, чем показатели у студентов-биологов, причем по когнитивному и практическому компонентам, а также по интенсивности в целом — статистически значимо.