Назови животного и его детеныша.
Задание направлено на выявление уровня сформированности словарного запаса ребенка.
Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 246—255.
Методика обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ответить: «Это кошка, а у нее детеныш — котенок. А это собака. Как называется ее детеныш?»
Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.
ПОДБЕРИ СЛОВО.
Задание направлено на выявление умения подбирать слова, обозначающие качество действия.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать словосочетание и подобрать к нему нужное слово. Например: «Конь бежит (как?) быстро». Предлагаются следующие словосочетания: ветер дует ... (сильно), собака лает ... (громко), лодка плывет ... (медленно), девочка шепчет ... (тихо).
Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова, обозначающие качество действия.
СЕРИЯ 4
Задания направлены на выявление сформированности слоговой структуры слова.
НАЗОВИ.
Задание направлено на проверку сформированности умения ребенка изолированно произносить слова различной слоговой структуры.
Оборудование: картинки: жираф, космонавт, экскаватор, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 256—271.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку называть изображения на картинках (предметы, персонажи, растения, насекомые, животные), при затруднении взрослый просит повторить за ним соответствующие слова.
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры.
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.
Задание направлено на проверку сформированности умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.
Оборудование: сюжетные картинки: милиционер стоит на перекрестке; золотые рыбки плавают в аквариуме; фотограф фотографирует детей; Саша сушит мокрое белье на веревочке; часовщик чинит часики; птичка вывела птенцов в гнезде; мотоциклист едет на мотоцикле; повар печет блинчики на сковородке.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 272—279.
Методика обследования: взрослый показывает ребенку картинку и предлагает повторить следующие предложения: «Милиционер стоит на перекрестке. Золотые рыбки плавают в аквариуме». И т. д.
Фиксируются: понимание инструкции, умение ребенка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры в предложениях.
СЕРИЯ 5
Задания направлены на выявление сформированности активной речи ребенка.^
РАССКАЖИ КАКОЙ.
Задание направлено на выявление умения использовать при описании предметов слова, обозначающие существенные признаки.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать об игрушке (предмете). Предлагаются для описания следующие слова: елка, зайчик, мячик, яблоко, лимон. При затруднении взрослый уточняет: «Расскажи, что ты знаешь о елке. Какая она бывает? Где ты ее видел?»
Фиксируется: умение ребенка правильно употреблять слова-признаки при описании предметов.
СОСТАВЬ РАССКАЗ.
Задание направлено на выявление уровня сформированности связной речи.
Оборудование: три картинки с изображением серии последовательных событий: «Кошка ловит мышку».
Наглядный материал: набор № 4, рис. 280—282.
Методика обследования: взрослый непоследовательно раскладывает перед ребенком картинки и предлагает: «Рассмотри картинки и разложи их так, чтобы было понятно, что вначале случилось, что потом и чем завершилось действие. Составь рассказ».
Фиксируются: понимание ребенком последовательности событий, изображенных на картинках; умение составить связный рассказ.
ПОДУМАЙ И СКАЖИ.
Задание направлено на выявление умений устанавливать причинно-следственные зависимости, рассуждать.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и закончить предложения: «Мама взяла зонтик, потому что на улице ... (идет дождь). Тает снег, потому что ... (пригревает солнце, наступила весна). Цветы засохли, потому что их ... (не поливали). В лесу появилось много грибов, потому что ... (прошел дождь). На деревьях появляются молодые листочки, потому что ... (наступила весна)».
Фиксируются: умения ребенка правильно устанавливать причинно-следственные зависимости и рассуждать.
СЕРИЯ 6
Задания направлены на выявление уровня сформированности грамматического строя речи.
ПРЯТКИ.
Задание направлено на выяснение понимания и активное использование ребенком предлогов (между, из-за, из-под).
Оборудование: игрушки — зайка, две машинки.
Методика обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы, например: «Спрячь зайку между машинками. Куда спрятал зайку? Спрячь зайку за машинку. Откуда выглядывает зайка?»
Фиксируются: понимание инструкции; понимание и употребление ребенком предлогов.
УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.
Задание направлено на выявление умения образовывать имена существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.
Оборудование: картинки со следующими изображениями: глаз — глаза, ведро — ведра, рот — рты, лев — львы, перо — перья, окно — окна, ухо — уши, дерево — деревья, стол — столы, лист — листья, кресло — кресла, дом — дома.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 283—294.
Методика обследования: ребенку показывают картинки и просят назвать то, что на них изображено, в единственном и во множественном числе.
Если ребенок справился с первой частью задания, то ему предлагают ответить на вопросы:
У тебя ведра, у меня нет (чего?) ... (ведер).
У тебя львы, у меня нет (кого?) ... (львов).
У тебя деревья, у меня нет (чего?) ... (деревьев).
У тебя яблоки, у меня нет (чего?) ... (яблок).
У тебя кресла, у меня нет (чего?) ... (кресел).
Фиксируется: состояние грамматического строя речи.
НАЗОВИ ЛАСКОВО.
Задание направлено на выявление умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 295—302.
Методика обследования: ребенку предлагают назвать ласково предметы, изображенные на картинках.
Окно — ... окошечко.
Зеркало — ...
Дерево — ...
Ящик — ...
Лопата — ...
Петля — ...
Колокол — ...
Платье — ...
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
НАЗОВИ.
Задание направлено на выявление сформированное™ правильного употребления падежных форм существительных .
Методика обследования: ребенку предлагают ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты видел в зоопарке, цирке? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т. п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)»
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.
СЕРИЯ 7
Задания направлены на определение состояния звукопроизношения.
НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.
Задание направлено на проверку звукопроизношения.
Оборудование: картинки.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 303—350.
Методика обследования: ребенку предлагают повторить
следующие слова:
НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.
Задание направлено на проверку звукопроизношения.
С: сад, коляска, глобус. Съ:василек, такси. 3: замок, Незнайка. Зъ: земляника, обезьяна. Ц: цапля, кольцо, индеец. Ш: шашки, ошейник, карандаш. Ж: жаба, жук, лыжи. Щ: щука, щенок, плащ. Ч: чайник, печенье, мяч. | Л: лампа, волк, стол. Ль:лимон, плита, соль. Р: рак, марки, мухомор. Рь: река, пряники, фонарь. И: лейка, яблоко, еж, крылья. К: куртка, скрипка, шкаф. Г: грабли, грелка, виноград. X: хлеб, сухарь. |
Фиксируется: возможность ребенка правильно произносить различные звуки в начале, середине, конце слова.
ПОВТОРИ ПРАВИЛЬНО.
Задание направлено на проверку звукопроизношения.
Оборудование: сюжетные картинки.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 351—358.
Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие предложения: «У Зины зонт. У сома усы. Кузнец кует цепь. Шапка да шубка — вот и весь Мишутка. У ежа ежата. Дятел долбит ель. К нам во двор забрался крот. Майя и Юра поют».
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка правильно произносить звуки в предложениях.
СЧИТАЛКИ.
Задание направлено на проверку правильности звукопроизношения в процессе проговаривания текста считалки.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я расскажу считалку, а ты внимательно слушай, потом повторишь». Взрослый, ритмично произнося текст, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка:
Начинается считалка: на дубу скворец и галка, Улетел домой скворец, и считалочке конец.
Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, Но охотник не попал, серый зайчик ускакал.
За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, Сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?
(Каждую считалку повторять не более двух-трех раз.)
Фиксируются: умения ребенка включиться в совместную со взрослым речевую деятельность, ритмично произносить текст; состояние звукопроизношения.
СЕРИЯ 8
Задания направлены на обследование артикуляционного аппарата, сохранность его иннервации. Обследование проводится по той же методике, что и для детей 3— 5 лет.