Назови животного и его детеныша.

Задание направлено на выявление уровня сформированности словар­ного запаса ребенка.

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 246—255.

Методика обследования: ребенку показывают картин­ку с изображением одного из животных и предлагают на­звать его и его детеныша. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ответить: «Это кошка, а у нее дете­ныш — котенок. А это собака. Как называется ее дете­ныш?»

Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.

ПОДБЕРИ СЛОВО.

Задание направлено на выявление умения подбирать слова, обозначающие качество дей­ствия.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать словосочетание и подобрать к не­му нужное слово. Например: «Конь бежит (как?) быст­ро». Предлагаются следующие словосочетания: ветер дует ... (сильно), собака лает ... (громко), лодка плывет ... (медленно), девочка шепчет ... (тихо).

Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова, обозначающие качество действия.

СЕРИЯ 4

Задания направлены на выявление сформированности слоговой структуры слова.

НАЗОВИ.

Задание направлено на проверку сформиро­ванности умения ребенка изолированно произносить слова различной слоговой структуры.

Оборудование: картинки: жираф, космонавт, экскава­тор, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художни­ца, фотограф, земляника, сковородка, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 256—271.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку называть изображения на картинках (предметы, персона­жи, растения, насекомые, животные), при затрудне­нии взрослый просит повторить за ним соответствующие слова.

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры.

ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.

Задание направлено на провер­ку сформированности умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.

Оборудование: сюжетные картинки: милиционер стоит на перекрестке; золотые рыбки плавают в аквариуме; фо­тограф фотографирует детей; Саша сушит мокрое белье на веревочке; часовщик чинит часики; птичка вывела птенцов в гнезде; мотоциклист едет на мотоцикле; повар печет блинчики на сковородке.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 272—279.

Методика обследования: взрослый показывает ребенку картинку и предлагает повторить следующие предложе­ния: «Милиционер стоит на перекрестке. Золотые рыбки плавают в аквариуме». И т. д.

Фиксируются: понимание инструкции, умение ребенка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры в предложениях.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на выявление сформированности активной речи ребенка.^

РАССКАЖИ КАКОЙ.

Задание направлено на выявле­ние умения использовать при описании предметов слова, обозначающие существенные признаки.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать об игрушке (предмете). Предлагаются для опи­сания следующие слова: елка, зайчик, мячик, яблоко, ли­мон. При затруднении взрослый уточняет: «Расскажи, что ты знаешь о елке. Какая она бывает? Где ты ее видел?»

Фиксируется: умение ребенка правильно употреблять слова-признаки при описании предметов.

СОСТАВЬ РАССКАЗ.

Задание направлено на выявле­ние уровня сформированности связной речи.

Оборудование: три картинки с изображением серии по­следовательных событий: «Кошка ловит мышку».

Наглядный материал: набор № 4, рис. 280—282.

Методика обследования: взрослый непоследовательно раскладывает перед ребенком картинки и предлагает: «Рас­смотри картинки и разложи их так, чтобы было понятно, что вначале случилось, что потом и чем завершилось дей­ствие. Составь рассказ».

Фиксируются: понимание ребенком последовательности событий, изображенных на картинках; умение составить связный рассказ.

ПОДУМАЙ И СКАЖИ.

Задание направлено на выяв­ление умений устанавливать причинно-следственные зави­симости, рассуждать.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и закончить предложения: «Ма­ма взяла зонтик, потому что на улице ... (идет дождь). Тает снег, потому что ... (пригревает солнце, наступила весна). Цветы засохли, потому что их ... (не поливали). В лесу появилось много грибов, потому что ... (прошел дождь). На деревьях появляются молодые листочки, пото­му что ... (наступила весна)».

Фиксируются: умения ребенка правильно устанавли­вать причинно-следственные зависимости и рассуждать.

СЕРИЯ 6

Задания направлены на выявление уровня сформиро­ванности грамматического строя речи.

ПРЯТКИ.

Задание направлено на выяснение понима­ния и активное использование ребенком предлогов (меж­ду, из-за, из-под).

Оборудование: игрушки — зайка, две машинки.

Методика обследования: ребенку предлагают выпол­нить ряд действий и ответить на вопросы, например: «Спрячь зайку между машинками. Куда спрятал зайку? Спрячь зайку за машинку. Откуда выглядывает зайка?»

Фиксируются: понимание инструкции; понимание и употребление ребенком предлогов.

УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.

Задание направлено на выявле­ние умения образовывать имена существительные множе­ственного числа в именительном и родительном падежах.

Оборудование: картинки со следующими изображения­ми: глаз — глаза, ведро — ведра, рот — рты, лев — львы, перо — перья, окно — окна, ухо — уши, дере­во — деревья, стол — столы, лист — листья, кресло — кресла, дом — дома.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 283—294.

Методика обследования: ребенку показывают картин­ки и просят назвать то, что на них изображено, в един­ственном и во множественном числе.

Если ребенок справился с первой частью задания, то ему предлагают ответить на вопросы:

У тебя ведра, у меня нет (чего?) ... (ведер).

У тебя львы, у меня нет (кого?) ... (львов).

У тебя деревья, у меня нет (чего?) ... (деревьев).

У тебя яблоки, у меня нет (чего?) ... (яблок).

У тебя кресла, у меня нет (чего?) ... (кресел).

Фиксируется: состояние грамматического строя речи.

НАЗОВИ ЛАСКОВО.

Задание направлено на выявле­ние умения образовывать имена существительные с умень­шительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 295—302.

Методика обследования: ребенку предлагают назвать ласково предметы, изображенные на картинках.

Окно — ... окошечко.

Зеркало — ...

Дерево — ...

Ящик — ...

Лопата — ...

Петля — ...

Колокол — ...

Платье — ...

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

НАЗОВИ.

Задание направлено на выявление сформи­рованное™ правильного употребления падежных форм су­ществительных .

Методика обследования: ребенку предлагают ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты видел в зоопарке, цирке? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т. п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)»

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребен­ка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.

СЕРИЯ 7

Задания направлены на определение состояния звукопроизношения.

НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.

Задание направлено на про­верку звукопроизношения.

Оборудование: картинки.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 303—350.

Методика обследования: ребенку предлагают повторить

следующие слова:

НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.

Задание направлено на про­верку звукопроизношения.

С: сад, коляска, глобус. Съ:василек, такси. 3: замок, Незнайка. Зъ: земляника, обезьяна. Ц: цапля, кольцо, индеец. Ш: шашки, ошейник, карандаш. Ж: жаба, жук, лыжи. Щ: щука, щенок, плащ. Ч: чайник, печенье, мяч. Л: лампа, волк, стол. Ль:лимон, плита, соль. Р: рак, марки, мухомор. Рь: река, пряники, фонарь. И: лейка, яблоко, еж, крылья. К: куртка, скрипка, шкаф. Г: грабли, грелка, виноград. X: хлеб, сухарь.

Фиксируется: возможность ребенка правильно произ­носить различные звуки в начале, середине, конце слова.

ПОВТОРИ ПРАВИЛЬНО.

Задание направлено на про­верку звукопроизношения.

Оборудование: сюжетные картинки.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 351—358.

Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие предложения: «У Зины зонт. У сома усы. Куз­нец кует цепь. Шапка да шубка — вот и весь Мишутка. У ежа ежата. Дятел долбит ель. К нам во двор забрался крот. Майя и Юра поют».

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка правильно произносить звуки в предложениях.

СЧИТАЛКИ.

Задание направлено на проверку правиль­ности звукопроизношения в процессе проговаривания тек­ста считалки.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я расскажу считалку, а ты внимательно слу­шай, потом повторишь». Взрослый, ритмично произнося текст, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка:

Начинается считалка: на дубу скворец и галка, Улетел домой скворец, и считалочке конец.

Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, Но охотник не попал, серый зайчик ускакал.

За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, Сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?

(Каждую считалку повторять не более двух-трех раз.)

Фиксируются: умения ребенка включиться в совмест­ную со взрослым речевую деятельность, ритмично произ­носить текст; состояние звукопроизношения.

СЕРИЯ 8

Задания направлены на обследование артикуляционно­го аппарата, сохранность его иннервации. Обследование проводится по той же методике, что и для детей 3— 5 лет.


Наши рекомендации