Правовое регулирование охраны и использования животного мира и ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира.

Животный мир - дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и другие), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющие территорию республики.

Контроль за охраной и использованием животного мира - деятельность компетентных государственных органов и общественных объединений, направленную на организацию рационального использования животного мира, его учета и охраны, соблюдение иных норм законодательства.

Минприроды:

• организовывает проверки соблюдения требований законодательства об охране и использовании животного мира;

• утверждает лимиты изъятия объектов животного мира,

• согласовывает проекты размещения, строительства и реконструкции населенных пунктов, предприятий, сооружений и иных объектов, оказывающих влияние на состояние животного мира;

Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь

• осуществление государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях;

• координация деятельности государственных органов и иных организаций по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства.

• осуществляет контроль за состоянием рыбозащитных сооружений, проведением на водных объектах, в прибрежных полосах и водоохранных зонах работ, оказывающих воздействие на состояние объектов животного и растительного мира, за возмещением вреда, причиненного объектам животного и растительного мира;

• запрашивает у республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на Государственную инспекцию;

• осуществляет международное сотрудничество;

• привлекает к административной ответственности.

Минлесхоз

• обеспечивает охрану государственного охотничьего фонда в лесах, находящихся в его ведении,

• организует комплексное ведение охотничьего хозяйства и осуществляет контроль за охраной и рациональным использованием государственного охотничьего фонда,

• выдаёт лицензии на ведение охотничьего хозяйства.

Минсельхозпрод– выдаёт лицензии на промысловый лов рыбы.

Местные Советы депутатов и исполкомы – контроль за использованием охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении административно-территориальной единицы.

Нарушения в этой области можно классифицировать на две группы:

1. нарушения права государственной собственности на животный мир (самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на животный мир);

2. нарушения права пользования животным миром (самовольное пользование объектами животного мира; нарушения правил охоты, рыболовства и других видов пользования животным миром; нарушения правил охраны среды обитания и путей миграции животных; нарушения правил хранения и применения средств защиты растений, причинившие ущерб животному миру; нарушения правил ввоза объектов животного мира и т.д.).

Субъекты отношений в области охраны и использования животного мира несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь за:

• нарушение права государственной собственности на животный мир;

• нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;

• производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов;

• нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а также за самовольное переселение, акклиматизацию и скрещивание животных;

• уничтожение полезной фауны;

• нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру и среде его обитания;

• уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных либо совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных;

• невыполнение обязательных к исполнению указаний (предписаний) об устранении нарушений в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.

Административная ответственность наступает за:

Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных

Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру

Нарушение порядка осуществления пользования животным миром в заповедниках и на других особо охраняемых территориях

Нарушение правил рыболовства, охраны рыбных ресурсов и водных животных

Незаконная охота

Уголовная ответственность наступает за:

Незаконная добыча рыбы или водных животных

Незаконная охота

Нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных

Гражданско-правовая ответственность выражается в обязанности юридических и физических лиц возмещать вред, причиненный нарушением законодательства об охране и использовании животного мира.

Наши рекомендации