Тема 7. Влияние семейных взаимоотношений на формирование самосознания личности
Учебно-методический комплект
для обеспечения
контролируемой самостоятельной работы студентов (КСР)
по учебной дисциплине «Психология современной семьи»
Для специальности 1 – 01 01 02 – 06 Дошкольное образование. Практическая психология. | |
Всего КСР –12часов, 8 семестр Из них: Лекции –4 часа Семинарские занятия – 8 часов | Материалы подготовлены Кубанская Л. Л., старшим преподавателем кафедры психологии (в соответствии с Положением о контролируемой самостоятельной работе студентов БарГУ, утвержденным 18.08.2009 № 341) |
Барановичи 2012
СОДЕРЖАНИЕ
(темы, выносимые на КСР, в соответствии с учебным планом дисциплины)
Тема 5. Функционирование семейной системы
Закон гомеостаза и закон развития семейной системы, структура семейных ролей, внешние и внутренние границы семейной системы (С. Минухин, И. Фишман). Представление о семье и её членах, межличностные коммуникации (Э. Г. Эйдемиллер). Механизмы интеграции семьи: реструктурирование позиций, мотивационное обеспечение семейной эвристики. Характеристика дисфункциональных семей Е. А. Личко.
Тема 6. Ребенок как субъект семьи и семейного воспитания
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (19 ноября 1993 г.).
Усилия, направленные на защиту прав личности ребенка.Основные задачи в содержании семейного воспитания. Зарождение традиций и методов семейного воспитания в белорусском народе. Модели родительско-детских отношений в народной психологии развития. Типология стилей родительского отношения к ребёнку: принятие, кооперация, симбиоз, отношение к неудачам (А. Я. Варга, В. В. Столин). Диагностика типов негармоничного воспитания (потворствующая и доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение, гипопротекция).
Психологические критерии моральности, воспитанности ребенка как личности: отношение к труду, любовь и уважение к матери и отцу, их языку и вере; умение и готовность организовать свою будущую семейную жизнь и др.
Изучение культуры, истории, наследия дедов и отцов; участие родителей и детей в совместной трудовой деятельности; подготовка и проведение белорусских народных праздников и обрядов (Рождество, Новый год, Масленица, Пасха, Троица и др.).
Тема 7. Влияние семейных взаимоотношений на формирование самосознания личности.
Формирование адекватной самооценки вследствие обратной связи в родительско-детских отношениях. Образ-Я ребёнка в повторнобрачных семьях. Исследования психологов о корреляции самооценки детей и матерей в гармоничных семьях (К. Розенберг, Э. Куперсмит). Факторы формирования самооценки. Основные условия действенности родительского требования.Особенности физического развития и самовосприятие в подростковом и юношеском возрасте.