Тема «Влияние среды на формирование личности. Социализация личности»

a) Социализация-взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация к ней).

b) Социализация-процесс формирования и становление личности через овладение его социальным опытом.

Результаты социализации:

a) Усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, традиций.

b) Формирование системы ценностных ориентаций и нравственных качеств.

c) Развитие навыков социального взаимодействия.

Источники социализации:

1) Вооружение индивида достижениями человека культуры, через специальные социальные институты – органы образования и воспитательные учреждения.

2) Социальное взаимодействие людей в процессе поведенческой социальной коммуникации.

3) Воздействие на личность разных малых и больших социальных групп.

А) Социальная адаптация – согласование требований и ожидания социальной среды по отношению к человеку, с его установками и социальным поведением.

Б) Социальная адаптация – принятие человеком культурных ценностей социально-значимых форм и правил взаимодействия в обществе.

Стадии развития личности в процессе социализации:

1) Стадия адаптации (от рождения, до подростка) - происходит овладение знаковыми системами, элементарными нормами и правилами поведения. Социальными ролями, освоение основных видов деятельности.

2) Индивидуализация (подростковый и юношеский возраст) - способствует проявлению у человека индивидуальных особенностей, от другого, у подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.

3) Интеграция – период личностного и профессионального становления, предполагает достижение определённого баланса между человеком и обществом, появляется желание найти своё место в обществе.

4) Трудовая– период зрелости человека характерен тем что, человек не только усваивает социальный опыт, но воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду и общество через, свою деятельность.

5) После трудовая стадия (пожилой возраст) – основной задачи которой для личности выступает – передача социального опыта новым поколениям.

Механизмы социализации: подражание, идентификация, копирование.

Социализация имеет свои издержки:

1) Личность, которая адаптируется в новых социальных условиях, может потерять индивидуальность.

2) Может приводить к асоциальному поведению.

Разновидности дивиантного (асоциальное) поведения:

1) Деликвинтонное – характеризуется склонностью к правонарушению.

2) Адекватное – использование веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Особенности личности в обществе

Возрастной период Ведущая деятельность Направленность деятельности Сфера психики Новообразование
Младенческий (0-1)   Непосредственно-эмоциональное общение На познание отношений Личностная (потребностно-мотимотивационная) Потребность в общении, эмоциональное отношение
Раннее детство (1-3) Предметно-малипутивное Опознание предмета Познавательные процессы Речь, наглядно-действенное
Дошкольный (3-6) Ролевая игра Познание отношений Личностная (потребно-мотивационная) Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности
Младше-школьный(6-11) учение На познание начало наук Интелектуально-познавательная Стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни
Подростковый (11-15) Интимное общение Опознание личностная Стремление к взрослению, самооценка
Старше-школьный (15-17) Учебно-профессиональная деятельность Познание профессий познавательная Мировозрение, профессиональные интересы  

Педагогический процесс

Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Главная характеристика педагогического процесса является целостность.

Функции педагогического процесса
Образовательная Воспитательная Развивающая
· Формирование мотивации к учёбе · Опыт практической и творческой деятельности · Освоение научных ЗУМ · Освоение ценностных ориентаций, выстраивание отношений · Формирование отдельных качеств, свойств и отношений личности · Формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств человека  

1) Образовательный процесс реализуется в процессе обучения во внеклассной работе. Учреждение дополнительного образования.

2) Воспитательный процесс реализуется в процессе взаимодействия преподавателя и воспитанников, и отражается в тех изменениях, которые происходят в личности учащегося, также проявляются в учебных планах, программах, формах, методов и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

3) Развивающий процесс проявляется в формировании новых качеств, новых умений.

Основные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса:

1) Сплочение ученического коллектива и развитие в нём воспитательных функций; 2) Преподавание; 3)Организация детского труда;4) Организация вне учебной творческой деятельности по интересам.

Тема «Дидактика»
Дидактика – наука о теориях образования и технологиях обучения.

Предмет дидактики:закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы, содержащие образование, методы, формы, средства обучения.

Дидактика занимается изучением (разработкой) проблем:

· Для чего учить? (цель образования, обучения)

· Кого учить? (субъекты)

· Какие способы обучения наиболее эффективные? (принципы обучения)

· Чему учить? (содержание образование, обучения)

· Как учить? (методы обучения)

· Как организовывать обучение? (формы организованного обучения)

· Какие необходимы средства обучения (учебники, ПК программы)

· Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения)

· Как проконтролировать и оценить результат обучения? (методы контроля и оценки результатов обучения)

Задачи дидактики:

Отвечает на вопросы: зачем, чему и как обучать.

· Описывает и объясняет процесс и усвоение обучения.

· Исследуют сущность закономерности и принципы обучения в связи воспитания.

· Обучением учащихся, их творческой самореализации и развитием способностей.

· Определяет педагогические основы содержание образования.

· Разрабатывает новые обучающие системы образования, технологии, формы, методы и приёмы обучения.

· Конструирует систему диагностики, контроля и оценки образовательных результатов.

· Предсказывает и прогнозирует результаты обучения.

1) Методы обучения – способ достижения цели и задачи достижений.

2) Методы обучения – система последовательных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся.

3) Методы обучения – способы, обучающие работы учителей и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемого материала.

Методы При решении каких задач этот метод приминается наиболее успешным При каком содержании учебного материала особенно применяется При каких особенностях учащихся применяется этот метод Какие возможности должен иметь учитель
По источнику знаний Словесный (объяснение, рассказ, диспут) При формировании теоретических и фактических знаний и решений всех задач обучения Когда материал носит преимущественно теоретический и информационный характер Когда учащиеся готовы к усвоению информации при помощи данных методов Когда учитель владеет данным методом лучше чем другими    
Наглядная (наблюдение, иллюстративные) Для развития наблюдательности , повышения внимания к изучаемым вопросам Когда содержание учебного материала представлено в наглядном виде Когда имеются наглядные пособия доступные учащимся Когда учитель располагает необходимыми пособиями или может изготовить их самостоятельно
Практические( упражнение, чтение, работа с книгой, реферат, изложение, конспект) Для развития практических умений и навыков Когда содержание учебного материала включают практические упражнения, выполнение трудовых задач, проведение опытов Когда учащиеся готовы к выполнению соответствующих практических заданий Когда учитель располагает пособиями, дидактическими материалами, для организации соответствующих практических упражнений
По типу познавательной деятельности Репродуктивные (объяснительно-иллюстративный) Для формирования знаний, умений, навыков) Когда содержание слишком сложно или весьма просто Когда учащиеся не готовы к проблемам изучению данной темы Когда учителю нет времени для проблемного изучения темы
Проблемное изложение (частично-поисковый) Для развития самостоятельного мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу Когда содержание материала имеет средний уровень сложности Когда учащиеся подготовлены к проблемному изучению данной темы Когда учитель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковым
По типу организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности Индуктивные (рассуждение от фактов, наблюдений, опытов, экспериментов к синтезу) Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключение( от частного к общему) (умение синтезировать) Когда содержание темы в учебнике изложено индуктивно ( из частных фактов выводится общее) Когда учащиеся подготовлены к индуктивным рассуждениям и затрудняется в дедуктивных Когда учитель владеет индуктивным методом обучения
Дедуктивные (рассуждение, ново положение выводится чисто логическим путём от предшествующих) Для развития умения, осуществляются дедактивные умозаключения ( от общего к частному) и развивать анализ явления Когда содержание темы изложено дедуктивно, если его рационально излагать, от общих сведений к частным фактам Когда учащиеся подготовлены к дедуктивным рассуждениям Когда учитель лучше владеет дедуктивными методами обучения
Самостоятельная работа или под руководством учителя (все методы кроме проблемного изложения) Для развития самостоятельности в учёбе, навыков учебного труда Когда материал доступен или доступен в большей степени для самостоятельного изучения, когда учащиеся выезжают на соревнования или на ОТС Учащиеся готовы самостоятельно изучать тему Имеются дедактические материалы для самостоятельной работы ( конспект, схемы, таблицы)

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.Бабанский Ю.К.

Тема «Влияние среды на формирование личности. Социализация личности» - student2.ru

Средст­во обучения - это материальный или идеальный объект, который исполь­зован учителем и учащимися для усвоения знаний. Пидкасистый П.И.

Тема «Влияние среды на формирование личности. Социализация личности» - student2.ru Тема «Влияние среды на формирование личности. Социализация личности» - student2.ru

Тема «Влияние среды на формирование личности. Социализация личности» - student2.ru Тема «Формы обучения»

Наши рекомендации