Влияние сознания и самосознания личности на ее поведение в организации.

Сознание– высшая комплексная форма отражения предметов и явлений окружающего мира.

Влияние сознания и самосознания личности на ее поведение в организации. - student2.ru

Потребность– состояние нужды в чем-либо.

Мотивы – побудительные причины поведения и действий человека.

Желание– состояние актуализированной потребности.

Стремление – желание и готовность действовать определенным образом.

Ожидание – предвосхищение человеком будущих событий, отражает представление человека о результатах действий.

Цель – воображаемый и предполагаемый результат деятельности.

Установка – готовность чувствовать и вести себя определенным образом.

Ценности – нравственные и этические императивы, выработанные культурой, усвоенные личностью в виде субъективной значимости явлений.

Убеждения– элементы мировоззрения, духовные устои.

Культура – система приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, традиций, норм и правил.

Жизненный опыт – совокупность усвоенных навыков, умений, знаний, полученных в результате практического взаимодействия личности с миром.

Социальные факторы – принадлежность к социальной группе, образование, правовые условия, семейное положение и др.

Экономические факторы – благосостояние семьи, уровень заработной платы, профессионализм и др.

Самосознание– особая форма сознания личности, при которой она одновременно является и объектом, и субъектом. В результате этого процесса формируется Я-концепция человека, или Я-образ. Я-концепция – динамическая система внутренних идентичностей.

В состав Я-концепции входят «Я» возможное – представление индивида о том, каким он может и хотел бы стать; «Я» прошлое – каким он был; «Я» динамическое – каким бы он хотел стать; «Я» идеальное – каким он должен быть; «Я» социальное – его роли в обществе; «Я» профессиональное – виденье себя как члена профессионального сообщества, а также другие образы «Я».

Важнейшей составляющей самосознания является самооценка личности – эмоционально-ценностное отношение к себе, предполагающее оценку своих способностей, качеств, поступков, своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной.

С понятием самооценки тесно связано понятие уровня притязаний. Уровень притязаний – степень трудности целей, достижение которых является для человека привлекательным, максимальный успех, которого стремиться достичь человек в том или ином виде деятельности. Уровень притязаний также бывает заниженным, завышенным и адекватным.

Типы поведения личности.

Американский психолог Макгвайр выделил 16 типов поведения, классифицируя их по следующим критериям: цель, потребность, ситуация.

1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, заключающейся в классификации и упрощении существующей информации, которая одновременно может привести и к потере значимой информации.

2. Защитное поведение– поведение, определяемое включением механизмов психологической защиты личности (отрицанием, замещение, проекцией, регрессией и др.), которые позволяют сохранить позитивное мнение о самом себе и защититься от проблем, не имеющих решения в данный момент.

3. Индуктивное поведение– восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

4. Привычное поведение– воспроизведение знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях, обусловленное положительным подкреплением этих вариантов поведения в аналогичных ситуациях.

5. Утилитарное поведение– стремление решить практическую проблему с максимальным достижением целей (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

6. Ролевое поведение– поведение, обусловленное требованиями социальной роли, которые могут не соответствовать личным устремлениям.

7. Сценарное поведение – поведение, определяемое правилами, существующими в данной культуре, обществе, и статусом человека.

8. Моделирующее поведение– многовариантное поведение людей в малых или больших группах, плохо контролируемое ими и окружающими и обусловленное такими механизмами, как подражание, внушение и др.

9. Уравновешивающее поведение– предполагает наличие у человека одновременно противоречащих друг другу мнений, оценок, установок, которые он пытается «примирить», согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

10. Освобождающее поведение – человек стремится обезопасить себя физически или социально от реальных или кажущихся проблем, сохранить свою эмоциональную стабильность за счет внешних действий: уступчивости, отказа от среднепривлекательных целей, избегания неудач.

11. Атрибутивное поведение– активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.

12. Экспрессивное поведение– проявляется в тех случаях и сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и степени удовлетворенности, при стабильно высокой самооценке, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором его повседневного поведения.

13. Автономное поведение– предполагает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели под влиянием чувства свободы выбора и контроля своих поступков.

14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершение своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.

15. Исследовательское поведение– стремление к новизне физического и социального окружения, готовность переносить информационную неопределенность, освоение различной внешней информации в форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.

16. Эмпатическое поведение– учет и охват эмоционально окрашенной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия, способности чувствовать, понимать и сопереживать другому человеку.

Тема 4. Групповое поведение

Наши рекомендации