Тема 2. Личность в организации

Цели изучения материала:

- Дать определение личности.

- Общее понятие о характере и его природе.

- Понятие о способностях и их развитии.

- Понятие об индивидуальном стиле деятельности.

Основные вопросы

1. Функциональная роль личности в организации.

2. Индивидуальные свойства и психологические особенности работников организации..

3. Психические процессы, свойства и состояния личности.

4. . Факторы, определяющие поведение личности

5. Психотипы поведения работников.

6. Самоподача, самооценка и самореализация личности.

Задание

1. Назовите личные качества и профессиональные способности сотрудников, выполняющих функции менеджеров и администраторов фирм.

2. По каким внешним признакам можно определить деловые качества человека?

Требования к уровню подготовленности студента.

Студент должен знать:

· свойства личности, общие понятия о характере и его структуре;

· понятие о способностях и их развитии;

· понимать:

· факторы, определяющие поведение личности в организации;

· влияние свойств личности на адаптацию и трудовое поведение.

Основные понятия:

Темперамент. Характер. Сангвиник. Флегматик. Холерик. Меланхолик. Сенсорика. Интуиция. Экстраверсия. Интроверсия. Аттракция. Логик. Этик. Рационалист. Иррационалист.

Краткие выводы.

Личность и установка представляют собой две важные, когнитивно ориентированные переменные в теории ОП. Понятие «личность» представляет «человека в целом». Это понятие включает восприятие, научение, мотивацию и др. Установка представляет собой также сложный когнитивный процесс и имеет три составляющие: эмоциональную, информационную и поведенческую. Установки выполняют четыре основных функции в процессе адаптации личности:

1. Помогают людям приспособиться к своему окружению

2. Помогают защитить свое представление о самом себе

3. Дать основу для выражения своих убеждений

4. Способствуют выработке норм и стандартов

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятия «личность».

2. Какое отношение имеет личность к организационному поведению?

3. Методы получения знаний о личности.

4. Какие черты и характеристики личности влияют на поведение в организации?

Тема 3. Индивидуальное поведение

Цели изучения материала:

- Показать особенности развития личности в процессе социализации.

- Раскрыть понятие модели организационного поведения.

- Объяснить роль «восприятия» в понимании и воспроизведении жизни организации.

- Сравнить сущность понятий «способность « и «мастерство».

- Раскрыть понятия и взаимосвязь «удовлетворенности» и «рабочей результативности».

- Объяснить процесс формирования установок, функции, которые они выполняют, а также процесс их изменения.

Основные вопросы:

5. Особенности индивидуального поведения человека в современной организации.

6. Модели поведения. Теория Х и Теория У Д. Макгрегора.

7. Факторы, определяющие поведение. Усвоение. Убеждения, научение и отношения.

8. Психотипы поведения руководителей и подчиненных в организации.

Задание:

1. Назовите отличительные черты поведения следующих стереотипов: «психологический человек», « технологический человек», «Этический человек».

2. Определите основные сегменты организационного поведения « экономического человека»

Основные понятия:

«Экономический человек». «Психологический человек». «Технологический человек». «Этический человек». Коммуникация. Адаптация. Идентификация. Психологические роли. Мотив. Потребность. Конформист. Аттракция. Стресс. Экстраверты. Интроверты. Логики. Рационалы.

Краткие выводы.

В своей работе менеджеры должны учитывать личностные различия людей и не пытаться изменить личность для ее соответствия модели идеального труженика. Эффективность работы зависит от умелого распределения обязанностей и максимального использования человеческого потенциала.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

1. Некоторые считают, что чрезмерное внимание к индивидуальным различиям может вызвать хаос в организации. Вы согласны с этим? Почему?

2. Что должен знать менеджер о понятии самодостаточности при отборе кандидатов на должность?

3. Почему управляющий должен действовать по-разному при руководстве подчиненным, который считает источником управления самого себя, и при руководстве подчиненным, который считает источником управления внешние силы?

Наши рекомендации