Тема 2. Личность в организации
Цели изучения материала:
- Дать определение личности.
- Общее понятие о характере и его природе.
- Понятие о способностях и их развитии.
- Понятие об индивидуальном стиле деятельности.
Основные вопросы
1. Функциональная роль личности в организации.
2. Индивидуальные свойства и психологические особенности работников организации..
3. Психические процессы, свойства и состояния личности.
4. . Факторы, определяющие поведение личности
5. Психотипы поведения работников.
6. Самоподача, самооценка и самореализация личности.
Задание
1. Назовите личные качества и профессиональные способности сотрудников, выполняющих функции менеджеров и администраторов фирм.
2. По каким внешним признакам можно определить деловые качества человека?
Требования к уровню подготовленности студента.
Студент должен знать:
· свойства личности, общие понятия о характере и его структуре;
· понятие о способностях и их развитии;
· понимать:
· факторы, определяющие поведение личности в организации;
· влияние свойств личности на адаптацию и трудовое поведение.
Основные понятия:
Темперамент. Характер. Сангвиник. Флегматик. Холерик. Меланхолик. Сенсорика. Интуиция. Экстраверсия. Интроверсия. Аттракция. Логик. Этик. Рационалист. Иррационалист.
Краткие выводы.
Личность и установка представляют собой две важные, когнитивно ориентированные переменные в теории ОП. Понятие «личность» представляет «человека в целом». Это понятие включает восприятие, научение, мотивацию и др. Установка представляет собой также сложный когнитивный процесс и имеет три составляющие: эмоциональную, информационную и поведенческую. Установки выполняют четыре основных функции в процессе адаптации личности:
1. Помогают людям приспособиться к своему окружению
2. Помогают защитить свое представление о самом себе
3. Дать основу для выражения своих убеждений
4. Способствуют выработке норм и стандартов
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятия «личность».
2. Какое отношение имеет личность к организационному поведению?
3. Методы получения знаний о личности.
4. Какие черты и характеристики личности влияют на поведение в организации?
Тема 3. Индивидуальное поведение
Цели изучения материала:
- Показать особенности развития личности в процессе социализации.
- Раскрыть понятие модели организационного поведения.
- Объяснить роль «восприятия» в понимании и воспроизведении жизни организации.
- Сравнить сущность понятий «способность « и «мастерство».
- Раскрыть понятия и взаимосвязь «удовлетворенности» и «рабочей результативности».
- Объяснить процесс формирования установок, функции, которые они выполняют, а также процесс их изменения.
Основные вопросы:
5. Особенности индивидуального поведения человека в современной организации.
6. Модели поведения. Теория Х и Теория У Д. Макгрегора.
7. Факторы, определяющие поведение. Усвоение. Убеждения, научение и отношения.
8. Психотипы поведения руководителей и подчиненных в организации.
Задание:
1. Назовите отличительные черты поведения следующих стереотипов: «психологический человек», « технологический человек», «Этический человек».
2. Определите основные сегменты организационного поведения « экономического человека»
Основные понятия:
«Экономический человек». «Психологический человек». «Технологический человек». «Этический человек». Коммуникация. Адаптация. Идентификация. Психологические роли. Мотив. Потребность. Конформист. Аттракция. Стресс. Экстраверты. Интроверты. Логики. Рационалы.
Краткие выводы.
В своей работе менеджеры должны учитывать личностные различия людей и не пытаться изменить личность для ее соответствия модели идеального труженика. Эффективность работы зависит от умелого распределения обязанностей и максимального использования человеческого потенциала.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.
1. Некоторые считают, что чрезмерное внимание к индивидуальным различиям может вызвать хаос в организации. Вы согласны с этим? Почему?
2. Что должен знать менеджер о понятии самодостаточности при отборе кандидатов на должность?
3. Почему управляющий должен действовать по-разному при руководстве подчиненным, который считает источником управления самого себя, и при руководстве подчиненным, который считает источником управления внешние силы?