Понятие одаренности
Юркевич Одаренность – высокий уровень нормы (качества обычных детей в усиленной форме)
Одаренность
Общая | Специальная |
Интеллектуальная + творческая | В определенных видах деятельности |
Концепции одаренности:
Рензулли 1984 г.
Компоненты одаренности:
§ Интеллект выше среднего
§ Высокая мотивация, увлеченность задачей
§ Креативность
Критерии одаренности (теория Стенберга)
§ Превосходство (максимальные результаты по тестам)
§ Редкость (необычные проявления для данной среды)
§ Продуктивность ( человек реально действует, применяя знания)
§ Демонстративность ( -достижения проявляются множество раз)
§ Ценности (социокультурный аспект – нужность обществу)
Виды одаренности (Ховард, Гарднер)
Множественность видов одаренности:
§ Лингвистическая
§ Музыкальная
§ Логико-математическая
§ Пространственная
§ Телесно-кинестетичекая
§ Социальная (относительно окружающих – понимание их мотивов, потребностей; касательно самого человека и способности управлять собой, своими эмоциями)
Концепция Холодной.
a) Интеллект выше 135-140 «сообразительные»
b) Блестящие ученики с высокой академической успеваемостью (хорошо запоминают, перерабатывают информацию)
c) Креативы
d) Компетентные – особая форма организации знаний (множество информации, которая хорошо организована и отрефлексирована)
e) Талантливые – экстраординарные интеллектуальные достижения, нашедшие воплощение в общепризнанных формах (талант всегда социален)
f) Мудрые – экстраординарные интеллектуальные способности, анализ, предсказание совпадений обыденной жизни.
Особенности одаренных детей:
Матюшкин
– Высокая избирательность и чувствительность к новизне
– Проблемность (сами ищут противоречия)
– Проблему воспринимают как свою личную.
§ Отличная способность к сосредоточению внимания (поглощенность идеей – перебивают, ничего не слышат)
§ Быстрота мыслительных процессов (предвосхищают информацию)
§ Высокий уровень анализа, синтеза
§ Высокая продуктивность деятельности (любят графики, схемы, обнаруживают скрытые закономерности)
§ Высокий уровень развития памяти , может вести к формализму знаний (усваивают форму, а не содержание)
§ Высокий познавательный интерес (отсутствие игровых интересов – трудности взаимодействия со сверстниками)
§ Неравномерность интеллектуального, физического, социального развития – необходимо подтягивать личность до уровня развития интеллекта.