История методологии психологии
В. А. МАЗИЛОВ
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Ярославль
Международная Академия психологических наук
В. А. Мазилов
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Ярославль
Печатается по решению
редакционно-издательского совета Международной Академии
психологических наук
ББК 88.
Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность. Монография. Ярославль: МАПН, 2007. 362 с.
В новой монографии профессора В. А. Мазилова дается характеристика методологических проблем, актуальных для современной психологической науки. Предложена оригинальная авторская концепция методологии психологии. В работе проанализирован процесс формирования методологических оснований научной психологии, рассмотрена история становления методов научной психологии. В соответствии с предложенной структурой методологии, рассматриваются вопросы и когнитивной, и коммуникативной методологии и методологии психологической практики. В монографии обсуждается проблема парадигмального статуса современной психологии. Среди методологических проблем особое внимание уделяется проблеме предмета психологической науки, проблеме метода психологии, проблеме объяснения, проблеме определения методологических основ интеграции психологического знания, методологическим вопросам взаимодействия психологической науки и психологической практики.
Книга адресована профессиональным психологам, может быть использована студентами и аспирантами, изучающими общую психологию в университете, может быть использована практическими психологами.
Рецензенты: Ю. П. Поваренков, доктор психологических наук, профессор;
В. Е. Орел, доктор психологических наук, профессор
Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант 07-06-00442
© В. А. Мазилов, 2007
Введение
Монография «Методологические проблемы психологии» посвящена анализу современного состояния отечественной методологии психологии и содержит результаты методологических исследований, проведенных автором в последние годы.
В первой главе предпринят анализ формирования методологических основ научной психологии, которая впервые заявила о себе как самостоятельной науке в 70-х годах XIX столетия. В этой главе также дается исторический анализ становления методов научной психологии: самонаблюдения и эксперимента.
Во второй главе дается анализ методологического кризиса в психологии, обсуждаются различные подходы к его трактовке и пути выхода из сложившейся ситуации.
В третьей главе предпринимается анализ современного состояния методологии психологии в отечественной науке, выявляются основные направления исследований и разработок. Предлагается структура авторской концепции методологии психологии, которая включает следующие составляющие:
1. Когнитивная (познавательная) методология, описывающая принципы и стратегии исследования психического.
2. Коммуникативная методология, обеспечивающая соотнесение различных психологических концепций и реальное взаимодействие различных направлений и школ в психологии.
3. Методология психологической практики (практико-ориентированной психологии).
Монография не представляет собой изложение авторской концепции методологии психологии в целом, что потребовало бы значительного увеличения объема книги. Основное содержание монографии посвящено обсуждению лишь некоторых наиболее актуальных методологических проблем, представляющих, на наш взгляд, особую значимость для современной психологии.
Глава четвертая посвящена обсуждению проблем когнитивной методологии: обсуждению вопроса о парадигмальном статусе психологии и перспектив основных парадигм, представленных в современной психологической науке, а также других актуальных проблем когнитивной методологии (проблемы предмета и метода научной психологии, проблемы объяснения).
Глава пятая содержит анализ состояния коммуникативной методологии и главной на сегодняшний день проблемы в этой области – проблемы интеграции научного психологического знания.
В шестой главе затрагиваются вопросы методологии психологической практики.
Седьмая глава намечает некоторые перспективные направления дальнейших исследований.
Автор будет признателен за критику, он готов к конструктивному сотрудничеству. Замечания и предложения просьба присылать по E-mail: [email protected].
Автор
ИСТОРИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ