Ис­то­рия ме­то­до­ло­гии пси­хо­ло­гии

В. А. МА­ЗИ­ЛОВ

МЕ­ТО­ДО­ЛО­ГИЯ ПСИ­ХО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКОЙ НАУ­КИ:

ИС­ТО­РИЯ И СО­ВРЕ­МЕН­НОСТЬ

Яро­славль

Ме­ж­ду­на­род­ная Ака­де­мия пси­хо­ло­ги­че­ских на­ук

В. А. Ма­зи­лов

МЕ­ТО­ДО­ЛО­ГИЯ ПСИ­ХО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКОЙ НАУ­КИ:

ИС­ТО­РИЯ И СО­ВРЕ­МЕН­НОСТЬ

Яро­славль

Пе­ча­та­ет­ся по ре­ше­нию

ре­дак­ци­он­но-из­да­тель­ско­го со­ве­та Ме­ж­ду­на­род­ной Ака­де­мии

пси­хо­ло­ги­че­ских на­ук

ББК 88.

Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность. Монография. Ярославль: МАПН, 2007. 362 с.

В новой монографии профессора В. А. Мазилова дается харак­теристика методологических проблем, актуальных для современ­ной психологической науки. Предложена оригинальная авторская концепция методологии психологии. В работе проанализирован процесс формирования методологических оснований научной психологии, рассмотрена история становления методов научной психологии. В соответствии с предложенной структурой методологии, рассматриваются вопросы и когнитивной, и коммуникативной методологии и методологии психологической практики. В моногра­фии обсуждается проблема парадигмального статуса современной психологии. Среди методологических проблем особое внимание уделяется проблеме предмета психологической науки, проблеме метода психологии, проблеме объяснения, проблеме определения методологических основ интеграции психологического знания, методологическим вопросам взаимодействия психологической науки и психологической практики.

Кни­га ад­ре­со­ва­на про­фес­сио­наль­ным пси­хо­ло­гам, мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на сту­ден­та­ми и ас­пи­ран­та­ми, изу­чаю­щи­ми об­щую пси­хо­ло­гию в уни­вер­си­те­те, мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на прак­ти­че­ски­ми пси­хо­ло­га­ми.

Ре­цен­зен­ты: Ю. П. По­ва­рен­ков, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских на­ук, про­фес­сор;

В. Е. Орел, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских на­ук, про­фес­сор

Ра­бо­та вы­пол­не­на при под­держ­ке Рос­сий­ско­го гу­ма­ни­тар­но­го на­уч­но­го фон­да, грант 07-06-00442

© В. А. Ма­зи­лов, 2007

Вве­де­ние

Мо­но­гра­фия «Ме­то­до­ло­ги­че­ские про­бле­мы пси­хо­ло­гии» по­свя­ще­на ана­ли­зу со­вре­мен­но­го со­стоя­ния оте­че­ст­вен­ной ме­то­до­ло­гии пси­хо­ло­гии и со­дер­жит ре­зуль­та­ты ме­то­до­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных ав­то­ром в по­след­ние го­ды.

В пер­вой гла­ве пред­при­нят ана­лиз фор­ми­ро­ва­ния ме­то­до­ло­ги­че­ских ос­нов на­уч­ной пси­хо­ло­гии, ко­то­рая впер­вые зая­ви­ла о се­бе как са­мо­стоя­тель­ной нау­ке в 70-х го­дах XIX сто­ле­тия. В этой гла­ве так­же да­ет­ся ис­то­ри­че­ский ана­лиз ста­нов­ле­ния ме­то­дов на­уч­ной пси­хо­ло­гии: са­мо­на­блю­де­ния и экс­пе­ри­мен­та.

Во вто­рой гла­ве да­ет­ся ана­лиз ме­то­до­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са в пси­хо­ло­гии, об­су­ж­да­ют­ся раз­лич­ные под­хо­ды к его трак­тов­ке и пу­ти вы­хо­да из сло­жив­шей­ся си­туа­ции.

В треть­ей гла­ве пред­при­ни­ма­ет­ся ана­лиз со­вре­мен­но­го со­стоя­ния ме­то­до­ло­гии пси­хо­ло­гии в оте­че­ст­вен­ной нау­ке, вы­яв­ля­ют­ся ос­нов­ные на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток. Пред­ла­га­ет­ся струк­ту­ра ав­тор­ской кон­цеп­ции ме­то­до­ло­гии пси­хо­ло­гии, ко­то­рая вклю­ча­ет сле­дую­щие со­став­ляю­щие:

1. Ког­ни­тив­ная (по­зна­ва­тель­ная) ме­то­до­ло­гия, опи­сы­ваю­щая прин­ци­пы и стра­те­гии ис­сле­до­ва­ния пси­хи­че­ско­го.

2. Ком­му­ни­ка­тив­ная ме­то­до­ло­гия, обес­пе­чи­ваю­щая со­от­не­се­ние раз­лич­ных пси­хо­ло­ги­че­ских кон­цеп­ций и ре­аль­ное взаи­мо­дей­ст­вие раз­лич­ных на­прав­ле­ний и школ в пси­хо­ло­гии.

3. Ме­то­до­ло­гия пси­хо­ло­ги­че­ской прак­ти­ки (прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ной пси­хо­ло­гии).

Мо­но­гра­фия не пред­став­ля­ет со­бой из­ло­же­ние ав­тор­ской кон­цеп­ции ме­то­до­ло­гии пси­хо­ло­гии в це­лом, что по­тре­бо­ва­ло бы зна­чи­тель­но­го уве­ли­че­ния объ­е­ма кни­ги. Ос­нов­ное со­дер­жа­ние мо­но­гра­фии по­свя­ще­но об­су­ж­де­нию лишь не­ко­то­рых наи­бо­лее ак­ту­аль­ных ме­то­до­ло­ги­че­ских про­блем, пред­став­ляю­щих, на наш взгляд, осо­бую зна­чи­мость для со­вре­мен­ной пси­хо­ло­гии.

Гла­ва чет­вер­тая по­свя­ще­на об­су­ж­де­нию про­блем ­ ког­нитив­ной ме­то­до­ло­гии: об­су­ж­де­нию во­про­са о па­ра­диг­маль­ном ста­ту­се пси­хо­ло­гии и пер­спек­тив ос­нов­ных па­ра­дигм, пред­став­лен­ных в со­вре­мен­ной пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке, а так­же дру­гих ак­ту­аль­ных про­блем ког­ни­тив­ной ме­то­до­ло­гии (про­бле­мы пред­ме­та и ме­то­да на­уч­ной пси­хо­ло­гии, про­бле­мы объ­яс­не­ния).

Гла­ва пя­тая со­дер­жит ана­лиз со­стоя­ния ком­му­ни­ка­тив­ной ме­то­до­ло­гии и главной на се­го­дняш­ний день про­бле­мы в этой области – про­бле­мы ин­те­гра­ции на­уч­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го зна­ния.

В шес­той гла­ве за­тра­ги­ва­ют­ся во­про­сы ме­то­до­ло­гии пси­хо­ло­ги­че­ской прак­ти­ки.

Седь­мая гла­ва на­ме­ча­ет некоторые пер­спек­тив­ные на­прав­ле­ния даль­ней­ших ис­сле­до­ва­ний.

Ав­тор бу­дет при­зна­те­лен за кри­ти­ку, он го­тов к кон­ст­рук­тив­но­му со­труд­ни­че­ст­ву. За­ме­ча­ния и пред­ло­же­ния прось­ба при­сы­лать по E-mail: [email protected].

Ав­тор

ИС­ТО­РИЯ МЕ­ТО­ДО­ЛО­ГИИ ПСИ­ХО­ЛО­ГИИ

Наши рекомендации