Факторы, определяющие управленческую структуру

Для выполнения функций управления производством создается управляющая система — аппарат управления. Под структурой аппарата управления производством понимается количество и состав звеньев и ступеней управления, их соподчиненность и взаимная связь. Структура аппарата управления оказывает активное воздействие на процесс функционирования системы управления развитием производства.
На структуру аппарата управления оказывают воздействие следующие факторы:

  • характер производства и его отраслевые особенности: состав производимой продукции, технология изготовления, масштаб и тип производства, уровень технической оснащенности производства;
  • формы организации управления производством: линейная, линейно-функциональная, матричная;
  • степень соответствия структуры аппарата управления иерархической структуре производства;
  • соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;
  • соотношение между отраслевой и территориальными формами управления (по продукту, по региону);
  • уровень механизации и автоматизации управленческих работ, квалификация работников, эффективность их труда;
  • соответствие иерархической структуре производства как управляемой системе.

В иерархической структуре производства (под которой понимается соотношение между различными ступенями и звеньями производства по формам их связи и субординации) различают две взаимно дополняющие друг друга подструктуры: организационную и производственную, характеризующие с разных сторон строение объекта управления — управляемой системы. Каждая из подструктур выступает как самостоятельная по отношению к другой структуре.
Организационная структура определяет состав и соотношение различных уровней в организации производства, а также формы этой организации.
Под производственной структурой понимаются состав и мощность производственных подразделений, их соотношение и формы взаимосвязи на каждой ступени (уровне) организации производства.
Производственная структура предприятия показывает состав цехов и служб, их мощность, формы построения. Она подразделяется:
по видам структуры — технологическая, предметная, смешанная;
по типу производства — массовое, серийное, единичное.
Производственная структура концерна характеризует состав фирм (предприятий), входящих в концерн: по мощности, характеру и формам специализации и кооперирования, признакам производимой продукции.

Организационные структуры управления производством ориентированы на выполнение следующих задач: создание условий для производства и сбыта высококачественной продукции и услуг при одновременном повышении уровня эффективности производства; обеспечение разработки, освоения и поставки на рывок новых видов изделий.
Увеличение масштабов производства и его усложнение в условиях использования автоматизированных систем сбора и обработки информации обуславливают развитие новых организационных структур. В -основе этого развития — переход к структурам, обеспечивающим быструю реакцию на изменения, происходящие в производстве.
Большинство фирм непрерывно совершенствует свои организационные структуры. Сейчас число управленческих уровней сокращается: от 8—12 до 4—5, т.е. сокращается число промежуточных звеньев между главным управляющим и сотрудниками, непосредственно работающими с клиентом. Это заставляет каждого менеджера ориентироваться на удовлетворение запросов потребителей в качестве первоочередной задачи.
Основными направлениями совершенствования организационных структур управления, форм и методов руководства производственно-сбытовым циклом являются:

  • децентрализация производственных и сбытовых операций;
  • нововведенческая экспансия; поиск новых рынков, диверсификация операций;
  • систематическое повышение творческой и производственной отдачи персонала, в частности, путем распределения акций среди персонала и образования предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников;
  • переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления;
  • превращение пирамидальных организационных структур управления в плоские с минимальным числом уровней между высшим руководителем и непосредственными исполнителями;
  • отказ от использования административных рычагов координации и контроля;

12. Управленческое взаимодействие: коммуникационные каналы и структуры.

Звенья управленческой структуры соединœены системой коммуникационных каналов. В совокупности они образуют вертикальный срез управленческой структуры. Посредством коммуникационных кана­лов осуществляется взаимодействие между ними.

Классификация взаимодействий˸

1. По содержанию та­кое взаимодействие должна быть˸

- информационным, в рамках которого участники управлен­ческого процесса обмениваются сведениями, необходимыми для принятия решений;

- административ­ным, в процессе которого вышестоящие зве­нья управленческой структуры передают нижестоящим полномочия, распоряжения, инструкции, рекомендации, осуществляют контроль.

По своему назначению административное взаимодействие быва­ет координационным и интеграционным. С помощью первого обеспечивается согласование интересов отдельных звеньев управления и их самостоятельные действия направляются в общее русло. С помощью второго происходит объединœение частей управленческой структуры в единое целое и их подчинœение руководящему центру организации;

- техническим, проявляющимся через участие субъектов управления в организационной деятельности.

2. По характеру взаимодействие должна быть˸

- прямым, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ основывается на контактах сторон,

- косвенным, подразумевает, что одна сторона создает условия, при ко­торых другая, несмотря на отсутствие каких бы то ни было команд, выполняет требующиеся от нее действия. Здесь можно упомянуть разного рода правила, инструкции и прочее.

- непосредственное, когда при контактах между участниками управления отсутствует промежуточное звено.

Сами коммуникационные каналы различаются˸

А) прежде всœего, тех­ническими возможностями˸ пропускной способностью, ᴛ.ᴇ. реаль­ным объёмом и скоростью действий (к примеру, передача сведений), которые могут осуществляться за единицу времени, величиной воз­можных потерь информации и прочее.

Б) направленностью ком­муникации. Она должна быть односторонней, когда, к примеру, управленческая информация движется только в одном направле­нии — от источника к получателю (доска приказов, расписание заня­тий), или двусторонней как, скажем, при беседе. Здесь возникает так называемая обратная связь, и получатель информации может проде­монстрировать отправителю свое отношение к ней.

Коммуникационные каналы внутри организации бывают формальными и неформальными. Первые связывают между собой должности или подразделœения, а вторые — частных лиц. По фор­мальным каналам реализуются передача только официальной информации; по неформальным — как официальной, так и личной.

В случае если коммуникационные каналы соединяют разные уровни управления, они являются вертикальными. По вертикальным каналам сверху вниз передаются команды и инструкции, а в обратном направлении — отчеты о проделанной работе и, в случае если позволяет сложившийся стиль управления, советы и рекомендации руководству.

Коммуникационные каналы, связывающие управленцев одного уровня, называются горизонтальными. Οʜᴎ обеспечивают возмож­ность оперативной координации текущих действий.

Каналы, связывающие субъектов, относящиеся не только к раз­ным уровням, но и к различным частям организации, бывают на­званы диагональными. Обычно они предназначены для осуществле­ния информационных и технических связей между участниками раз­личных комитетов, комиссий, специальных групп, занимающих разные по уровню должности

Совокупность каналов, с помощью которых осуществляется взаимодействие субъектов управления, образует его коммуникаци­онную структуру. Последняя должна быть глобальной, когда охваты­вает организацию в целом, и локальной, в случае если относится только к од­ной ее части, к примеру подразделœению.

Взаимодействие только через центральное звено означает, что коммуникационная структура является централизованной, а само это звено выступает не только в качестве посредника, но источника и контролера коммуникаций.

В то же время структура коммуникаций должна быть полицентричной, предполагающей наличие нескольких равноправных субъ­ектов, осуществляющих концентрацию и перераспределœение инфор­мации, или децентрализованной, когда большая ее часть (обычно по содержанию второстепенная) минует центральное звено.

Наши рекомендации