Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО.

Факторы розничного товарооборота - объективные причины, явления и процессы в сфере товарного обращения, воздействие которых приводит к изменению РТО.

1. Внешние (макроэкономические): 1) Демографические (численность населения, структура населения); 2) Экономические ( тенденции развития экономики, уровня безработицы; ставки за пользование кредитами; объем и структура рынка потребительских товаров; изменения в распределении доходов населения на потребление и сбережение; уровень инфляции; уровень цен; уровень денежных доходов; развитость внешнеторговых отношений); 3) Политические и законодательные (стабильность законодательства; роль государства в развитии экономики; госуд регулир торговой деятельности); 4) Научно-технический прогресс ( уровень развития производства потребительских творов; объем товарных ресурсов; доля инновационных товаров в структуре производства; объем производства товаров национальными товаропроизводителями);

5) Национально-бытовые ( специфика национального потребления); 6) Конкуренция (уровень конкуренции на данном региональном товарном рынке; уровень конкуренции на рынке торговых услуг).

2. Внутренние (микроэкономические): 1) развитость торговой сети (число и виды торговых форматов; размеры торговых площадей; местоположение, режим работы, специализация торговых объектов); 2) Обеспеченность товарами (объем и структура закупок и их соответствие запросам населения; товарозвенность, товарооборачиваемость, ассортиментная структура товарооборота) ; 3) Качество торгового обслуживания (квалификация и численность торговых работников; наличие инновационных торговых технологий); 4) Поведение покупателей и специфика сегмента рынка (число покупателей и их предпочтения; характеристика экономики обслуживаемого сегмента; денежные доходы населения; средняя стоимость покупки; уровень потребления); 5) Организация, методы продаж и стимулирования работников; 6) Уровень конкуренции (доля рынка, принадлежащая конкурентам; уровень конкурентоспособности торговой организации).

Классификация факторов: 1) По значимости : а) основные факторы (денежные доходы; объемы производства; развитость торговой сети и др); б) второстепенные (ставка за пользованием кредитами, политические и законодательные условия, специализация торговых объектов и др);

2) По степени детализации: а) простые -не поддающиеся дальнейшей детализации (уровень инфляции, доля инновационных товаров в общем объему производства); б) сложные -допускающие расчленение на составляющие (товарооборачиваемость, характеристики обслуживаемого сегмента, уровень конкуренции, тенденции в развитии экономики); 3) По характеру действия: а) экстенсивные (размер торговых площадей, численность торговых работников, число потребителей); б) интенсивные ( обусловливающие эффективность использования ресурсного потенциала, изменения в распределении доходов населения на потребление и сбережение); 4) По времени действия: а) постоянные (численность и структура населения, объем товарных ресурсов, режим работы торговых объектов, специфика национального потребления ); б) временные (уровень безработицы, товарозвенность, средняя стоимость покупки); 5) По характеру участия в процессе товарного обращения: а) объективные ( число потребителей, объем товарных ресурсов, уровень денежных доходов, уровень цен, число и виды торговых форматов); б) субъективные ( качество торгового обслуживания, поведение и предпочтения покупателей).

Главным фактором успешного развития ТО является обеспеченность товарными ресурсами и эффективность их использования. РТО зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывают влияние прочие выбытия товаров. Зн+Пост=Троз+В+Зк.

( Троз=Зн+ Пост - В - Зк); (Пост = Троз + В +Зк - Зн).

Объем РТО как стоимостного показателя во многом определяется уровнем розничных цен. Чем выше цена, тем больше ТО, но меньше продажи товаров в натуральных показателях. Для целей анализа и планирования используют показатель РТО в сопоставимых ценах, который рассчитывается как частное от деления фактического ТО на индекс цен.

Разница между фактическим и сопоставимым ТО представляет собой сумму дополнительных расходов покупателей в связи с повышением цены. При снижении цен разница отражает выгоду, получаемую покупателями.

Значительное влияние на ТО оказывает обеспеченность торговой организации трудовыми ресурсами и эффективность их использования. РТО= СЧР×ПТ (одного работника);

Влияние данных показателей на ТО: 1) ∆Т счр=ПТ0×∆СЧР+((∆ПТ×∆СЧР1)/2); 2) ∆Т пт= СЧР0×∆ПТ + ((∆ПТ×∆СЧР1)/2).Где ∆Т счр - изменение ТО за счет изменения среднесписочной численности работников; ПТ0- производительность труда одного работника в базисном году; ∆СЧР1-изенение среднесписочной численности работников отчетном году по сравнению с базисным годом; ∆ПТ1- изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с базисным годом; ∆Т пт- изменение объема ТО за счет изменения производительности труда одного работника; СЧР0- среднесписочная численность работников в базисном году.

Для динамики РТО небезразличны состояние, развитиеи эффективность использования основных фондов торговой организации, а также режим ее работы. Объем РТО опред по формуле:

Троз= S×Ксм×Тт.з.×Nдн. Где: S-площадь торгового зала торговой организации; Ксм =коэффициент сменности работы организации; Тт.з.- товарооборот на 1м кВ площади торгового зала в смену; Nдн - количество дней работы организации.

Объем ТО находится в прямой зависимости от числа покупателей и их покупательских возможностей: Троз= Чп×среднедушевой размер покупательских фондов, где Чп-численность покупателей.

Ассортиментная структура РТО зависит от многих переменных: с одной стороны, от изменения объема и структуры товарных ресурсов в теч года (внутренние факторы) ; а с другой стороны - от подвижности структуры покупательского спроса на отдельные товары в разные периоды времени (внешние факторы).

К внешним факторам, определяющих структуру ТО со стороны производства , относят: 1) выполнение поставщиками заключенных договоров; 2)соответствие поставленных товаров заявкам торговых организаций; 3) доступность товарных ресурсов; 4) степень обновляемости структуры производства; 5) сезонные колебания в производстве, торговле и потреблении.

К внутренним факторам относят: 1) формы организации торговли; 2) организация труда; 3) укомплектованность штатов торговой организации; 4) квалификация работников; 5) организация рекламной деятельности; 6) качество торгового обслуживания покупателей.

32. Анализ общего объема, динамики и структуры розничного товарооборота.

РТО анализируют, чтобы определить соответствие представлений о рынке, сложившихся в торговой организации, реальной ситуации. В ходе анализа проверяются правильность оценки торговым субъектом своих возможностей и потенциала конкурентов, адекватность применяемых подходов требованиям рынка. На основе результатов анализа планируется организация розничной реализации товаров. Проведенная оценка позволяет определить оптимальный план продаж, предупредить возникновение проблем, внести необходимые уточнения в связи с изменениями на рынке продаж. Анализ РТО показывает эффективность работы торговой организации в целом, а также ее отделов, секций и работников в отдельности с точки зрения выполнения поставленных задач.

Этапы анализа ТО: 1) Анализ общего объема ТО и его ассортиментной структуры. - оценка влияния факторов на объем и динамику ТО, построение индексной цепочки взаимосвязи показателей и выявление резервов роста; 2) Анализ состояния товарных запасов и товарооборота; 3) Анализ поступления товаров.

Исходной аналитической информацией является статистическая отчетность по товарообороту и товарным запасам: 1) 1 торг (розница) «отчет о розничной торговле» - по видам торговли; 2) 1торг (общепит) «Отчет об общественном питании» - годовая; 3) 4торг (продажи) «Отчет о продаже и запасов товаров» - месячный; 5) 1 торг(структура) -«отчет о структуре РТО»-годовой; 6) 6торг(товарооборот) -«отчет о розничном ТО и запасов товаров, в ТО общепит2 - месячный, но подается за 11 месяцев ежемесячно (январь-ноябрь).

Методика экономического анализа РТО включает след операции: 1) изучение выполнения плана РТО в целом по организации и в разрезе структурных подразделений с очки зрения равномерности и ритмичности его осуществления; анализ РТО : а) по составу; б) по отдельным организационным формам розничной торговли; в) по применяемым методам продажи; 2) выявление тенденций изменения ТО в динамике; 3) исследование влияния важнейших факторов на объем РТО и динамику его развития; 4) построение индексной цепочки взаимосвязи показателей; 5) выявление внутренних резервов расширения розничной торговли, увеличения объема ТО и улучшения его ассортиментной структуры; 7) определение возможностей учета неиспользованных резервов при планировании ТО на будущий период.

Содержание факторного анализа:

1) Влияние факторов , связанных с товарным обеспечением - рассчитывается по формуле товарного баланса: Р=Зн+Пост-Пр выб-Зк; (Зн+Пост=Троз+В+Зк)

Эффективность реализации: Эфт.р.= (Т/(Зн+Пост-Зк);

Эффективность закупок: Эфт.зак= (Зн+Пост-Зк)/Т;

2) Влияние трудовых факторов (ТО=СЧР×ПТ): а) изменение ТО за счет изменения среднесписочной численности работников: ∆Тч= (Чотч-Чбаз)×ПТ баз.(одного работника); б) изменение объема ТО за счет изменения производительности работников: ∆Тпт= (Потч-Пбаз)×Чотч;

3) Влияние факторов, связанных с эффективностью использования основных фондов и сост МТБ (ТО=Sт объекта×То на 1мкв торг пл): а) изменение объема ТО за счет изменения величины торговой площади: ∆Тs=(Sотч-Sпр)×Тsбаз.

ПРАВИЛО: Если влияют два фактора количественные и качественные, то влияние факторов определяется путем умножения отклонения по количественному фактору на качественный базисного периода или по плану.Влияние качественного фактора определяется путем умножения отклонения по качественному фактору на количественный отчетного периода или фактич.

33. Разделы, порядок и методы разработки плана розничного товарооборота.

34. Стратегия прогнозирования и планирования розничного товарооборота в современных условиях.

Прогноз продаж включает как субъективный так и объективный элементы. Процессы планирования - определение ключевых факторов экономической ситуации, подбор исходной информации, анализ развития товарооборота в прошлом периоде.

В практической деятельности сочетаются долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный прогнозы.

Долгосрочный и среднесрочный прогноз касается стратегических решений: выхода на новый рынок, инвестирования, планов денежных потоков и др.

Краткосрочный прогноз - тактика фирмы. Она касается плана товарооборота, финансов, объема закупки товаров.

План розничного товарооборота торгового предприятия состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).

Объем и структура розничного товарооборота должны обеспечить, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения в товарах в соответствии с его спросом, а с другой - необходимый для дальнейшего развития предприятия размер прибыли.

Прогнозы бывают двух видов: «от общего к частному» (от объема к структуре) и « от частному к общему». Подход « от частного к общему» более эффективен для небольших и средних предприятий.

Методы прогнозирования могут быть разделены на три группы: количественные, качественные и комбинации из этих двух методов.

Выбор метода зависит от периода, на который необходимо составить прогноз, возможности получить соответствующие исходные данные, требований к точности прогноза, опыта и рекомендаций экспертов, наличия компьютерной техники, необходимых затрат.

Для планирования розничного товарооборота могут быть применены следующие методики его расчета: с учетом получения необходимых доходов, место расположения торгового предприятия, исходя из предполагаемых ресурсов, включая товарные, изменения в зоне обслуживания, нормативов, на основе платежеспособного спроса.

Планирование структуры товарооборота осуществляется с учетом проектов планов торговых предприятий, сложившейся структуры товаров за предшествующие годы, состояние товарных запасов, возможностей закупить товары у поставщиков, изменение численности покупателей, динамики покупательных фондов обслуживаемого населения, среднедушевого потребления по товарным группам.

По товарам, по которым полностью удовлетворяется спрос, объем продаж определяется как произведение достигнутого уровня реализации в расчете на душу населения, на численность обслуживаемых потребителей с учетом предполагаемых изменений в ней.

Если же ресурсы товаров ограничены, тогда для планирования объема продаж используется метод, учитывающий ресурсную обеспеченность, состояние товарных запасов, возможностей закупок товаров за счет нетрадиционных источников поступления, объем неудовлетворенного спроса, возможность переключения спроса на другие взаимозаменяемые товары.

35. Экономическая сущность, состав и структура оптового товарооборота. Тенденции развития оптовой торговли в Республике Беларусь.

Оптовая торговля - один из важнейших элементов инфраструктуры рынка. Под оптовым товарооборотомпонимается стоимость продажи товаров несобственного производства и без видоизменения юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям с целью дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

В объем оптового товарооборота включается стоимость товаров, реализованных со складов оптовых организаций, включая магазины-склады: для дальнейшей перепродажи или профессионального использования на внутреннем рынке и на экспорт; юридическим лицам для питания и обслуживания ими контингента детских и лечебных учреждений, а также судам речного флота и авиации для организации обслуживания и питания пассажиров; производственным предприятиям для профилактического питания рабочих и служащих, занятых в цехах и на работах с вредными условиями; исправительно-трудовым учреждениям по безналичному расчету; по бартеру и товарообменным операциям, в том числе в обмен на предоставленные работы и услуги.

Не включается в объем оптового товарооборота: стоимость товаров, отпущенных для переработки на собственном производстве, а также на внутрихозяйственные нужды организации; стоимость товаров, а также продукции собственного производства, отпущенных организацией в собственную розничную сеть; стоимость товаров, отпущенных на давальческих условиях в другие организации для промышленной переработки или доработки; стоимость товаров для закладки в государственный резерв; стоимость тары, проданной с товаром, на которую установлены залоговые цены; стоимость возвращенных покупателем товаров, если возврат имел место, вычитается из оптового товарооборота по моменту возврата.

Состав розничного ТО и ТО общественного питания оптовой организации тот же, что и в организациях розничной торговли и общественного питания.

36. Особенности анализа объема и структуры оптового товарооборота.

Задачи и порядок анализа оптового товарооборота

Цель анализа – объективная оценка работы и выявление резервов улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

Задачи:

- дать оценку выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям;

- изучить их в динамике;

- выявить и измерить влияние основных факторов на оптовый товарооборот;

- установить причины недостатков торгово-коммерческой деятельности и различные меры по их устранению.

Этапы анализа:

1. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота:

- оценивается степень выполнения плана и динамика оптового товарооборота; анализ состава, ассортимента и структуры товарооборота по отдельным покупателям;

- выполнение плана оптового товарооборота по составу виды оптовой реализации: складская и транзитная с участием в расчётах;

- проводится оценка выполнения плана оптового товарооборота по товарным группам и по формам оптовой реализации (например, обувь

- оптовый товарооборот может изучаться также и по направлениям реализации товаров (по рыночным и внерыночным фондам).

Рыночные фонды – отпуск предприятиям розничной торговли и общественного питания для продажи населению.

Внерыночные фонды – отпуск предприятиям для производственных нужд.

2. Анализ равномерности поставки по кварталам, месяцам, декадам.

3. Анализ рациональности товародвижения (с помощью методов математического программирования: симплексный, распределительный, метод потенциалов, т.е. транспортная задачи.

4. Анализ влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота.

Факторы:

- от обеспеченности и использования товарных ресурсов:

- от обеспеченности требуемыми ресурсами и повышения эффективности труда;

- от состояния, развития и эффективности использования МТБ оптового предприятия.

5. Проводят оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота.

4. Планирование оптового товарооборота

План оптового товарооборота включает: 1) план оптового товарооборота по общему объёму, структуре, видам; 2) норму товарооборота товарных запасов; 3) план товарного обеспечения.

1. Основные предпосылки прогноза оптового товарооборота:

- прогноз развития розничного товарооборота в целом по республике в районе деятельности базы;

- накопленная информация о потенциальных партнёрах-производителях, номенклатуре производимых товаров, их свойствах, ценах, условиях поставки, биржевых котировках;

- сведения о конъюнктуре рынка, товарных рынках, о спросе, покупателях;

- заказы-заявки от розничной торговли, предприятий и др.;

- прогнозные расчёты товарных ресурсов в разрезе источников, которые могут быть вовлечены в товарооборот;

- заказы на поставку для государственных нужд;

- перспективы развития производства товаров в районе деятельности оптового предприятия;

- ориентиры на обеспечение необходимой прибыльности;

- анализ динамики объёма и структуры оптового товарооборота, состояние товарных запасов и товарного обеспечения.

37. Специфика прогнозирования и планирования оптового товарооборота.

В условиях рыночной экономики планирование товарооборота оптовой организации должно быть направлено на мак­симальное обеспечение бесперебойного снабжения ор­ганизаций, обслуживаемых оптовым звеном. Главной задачей планирования товарооборота оптовой организации является определение потребности в товарах номенклатуры организации и источников их поступления.

Информационная база для планирования в дополнение к материалам, необходимым для анализа товарооборота оптовой организации, должна включать:

1. информацию о заключенных с поставщиками и покупателями договорах на поставку и оптовую продажу товаров;

2. планы розничного товарооборота по общему объему и ассортиментной структуре зоны обслуживания;

3. расчеты необходимого поступления товаров в ас­сортиментном разрезе организациям-покупателям;

4. планы производства товаров, результаты проведения оптовых ярмарок;

5. комплекс намечаемых мероприятий по упорядо­чению звенности товародвижения и схем завоза това­ров на планируемый период.

Состав показателей плана оптовой организации аналогичен розничной. Также, как и в розничной, с целью оптимизации планово-экономических расчетов целесообразно применять многовариантные подходы к планированию оптового товарооборота, что позволит выбрать наибо­лее оптимальный и обоснованный вариант плана.

Главной особенностью планирования оптового товарооборота является применение подхода «от частного к обще­му». Его сущность заключается в том, что определению общего объема оптового товарооборота предшествует прогноз объема продаж по отдельным товарным группам. На основании обобщения рас­считанных планов-прогнозов с учетом товарного обеспечения определяется общий плановый объем оптового товарооборота. Использование такого ва­рианта планирования дает возможность оптовым тор­говым организациям оптимизировать звенность товародвижения.

38. Товарооборот общественного питания, особенности его анализа и планирования.

Товарооборот общественного питания выражает экономически отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания и состоит из двух основных частей:

- реализации продукции собственного производства;

- продажи покупных товаров.

Основным показателем деятельности предприятия общественного питания является валовой товарооборот, включающий в себя продажу товаров индивидуальным потребителям, учреждениям, организациям и другим предприятиям питания для переработки или перепродажи.

Валовой товарооборот является ведущим показателем, характеризующим общий объем производственно-торговой деятельности предприятия. Вместе с тем, исходя из того, кому проданы товары, валовой товарооборот общественного питания подразделяют на оптовый и розничный.

Оптовый товарооборот - это продажа готовой продукции или полуфабрикатов одними предприятиями питания другим для дальнейшей доготовки и перепродажи.

Розничный товарооборот - это продажа продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты. Выпуск всей продукции кухней в стоимостном выражении является оборотом продукции собственного производства. В свою очередь, продукцию собственного производства подразделяют на обеденную и прочую.

К обеденной продукции относят первые, вторые, третьи блюда, холодные и горячие закуски. В прочую продукцию включают полуфабрикаты, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, напитки собственной выработки.

Покупные товары - это товары, приобретаемые предприятием питания со стороны и продаваемые потребителям без обработки (хлеб, молоко, табачные изделия и другие).

Методика анализа товарооборота предприятий общественного питания в основном та же, что и оборота розничной сети. Но вместе с тем имеются некоторые особенности, обусловленные главным образом характером деятельности предприятий. Если предприятия розничной торговли осуществляют только реализацию товаров, то предприятия общественного питания занимаются производством, реализацией и организацией потребления товаров населением. Этим также объясняются некоторые различия показателей общественного питания и розничной торговли. В процессе анализа товарооборота общественного питания определяются: выполнение плана, его динамика в целом, по видам и предприятиям; изменение удельного веса продукции собственного производства во всем обороте, объём ее продажи в среднем в расчете на одного человека и т.п.

Основной показатель, характеризующий деятельность пред­приятий общественного питания,— товарооборот — представляет собой разновидность и составную часть розничного товарооборо­та. Планирование общественного питания основывается на тех же принципах, что и планирование розничной торговли. Некоторые особенности в планировании обусловлены осуществлением пред­приятиями общественного питания наряду с торговой деятель­ностью производственной. Эти особенности проявляются в струк­туре товарооборота, в разработке производственной программы (выпуск продукции в блюдах).

Розничный товарооборот в общественном питании включает: продажу продукции собственного производства и продажу покуп­ных товаров. В обороте предприятий общественного питания должна преобладать реализация продукции собственного произ­водства. Продажа покупных товаров для предприятий обществен­ного питания является вспомогательной операцией и осущест­вляется лишь с целью наиболее полного и комплексного обслужи­вания потребителей.

Особенности прогнозирования и планирования товарооборота общественного питания.

Товарооборот общественного питания представляет собой весь объем реализованной организациями или объектами общественного питания продукции собственного производства и покупных товаров в стоимостном выражении.

Товарооборот общественного питания характеризует объем производственно-торговой деятельности организации общественного питания и от его объема зависят расходы на производство и реализацию, доходы от реализации, прибыль и другие показатели. Товарооборот общественного питания планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку организаций общественного питания.
Планированию товарооборота предшествует экономический анализ, который позволяет выявить пути и резервы его увеличения.
Источниками информации для анализа товарооборота общественного питания и выпуска продукции являются: плановые данные, статистическая отчетность (форма 4-торг «Отчет по общественному питанию»; форма № 1-т «Отчет по труду», форма № 1-труд «Отчет по труду и движению работников»), бухгалтерская отчетность (форма № 2 приложение к бухгалтерскому балансу «Отчет о прибылях и убытках»), оперативная отчетность, информация о внешней среде (индексы цен, информация о конкурентах и проч.).

План товарооборота общественного питания составляется в определенной последовательности. Основная его часть – реализация продукции собственного производства, разрабатываемая на базе производственной программы (оборота собственной продукции в натуральном исчислении). Поэтому первоначально рассчитывают производственную программу предприятия.

Так как состав предприятия могут входить хозяйственные единицы, имеющие различную специализацию (кафе быстрого обслуживания), типы (столовая, кафе, ресторан), разный состав обслуживаемого контингента, спрос, то в каждом конкретном случае используются различные методы.

К основным методам расчета производственной и обеденной продукции относятся:

- используемый при сравнительно постоянном контингенте потребителей;

- используемый на предприятиях (структурных подразделениях) с изменяющимися контингентом потребителей;

- основанный на расчете пропускной способности зала и степени ее использования;

- исходя из производственной мощности и степени ее использования;

- основанный на расчете и прогнозировании удельных весов первых, вторых, третьих и холодных блюд в их общем количестве;

- основанный на расчете и прогнозировании коэффициентов комплексности (расчет производится по вторым и третьим блюдам).

39. Товарное обеспечение товарооборота в системе управления хозяйственной деятельностью.

Товарное обеспечение торговой орг-ции – процесс обеспечения поступления т-ов из разных источников с целью создания тов-ых рес-ов, предназначенных для послед-ей продажи конечному потрб-лю или профессион-го исп-ия.

Товарное обеспечение торг-х орг-ций осущ-ся в различных формах в рез-те действия установленных хоз-ых связей.

Осн-ые формы тов-го обеспечения – простая и сложная.

Простая форма предполагает поставку товаров в розн-ую торг-ю орг-цию непосред-но от производ-ля. Основывается на прямых хоз-ых связях, что ускоряет товарооборач-ть, позволяет напрямую воздействовать на произ-ля в части формир-ия ассортимента, обеспечения качества т-ов, выполнения условий поставки и др.

Сложная форма означает поставку товаров через посредников. Их услуги незаменимы при закупке товаров сложного ассорт-та, требующих подсортировки, а также т-ов, поставляемых по иморту.

Механизм регулирования товарного обеспечения торг-х орг-ций включает: постановку цели; определение факторов, которые связаны с ТО; реализ-цию требования сбалансированности тов-х рес-ов, ТО и спроса населения при обязательном его удовлетворении.

40. Формы и механизм формирования товарного обеспечения.

Основными формами товарного обеспечения являются:

- простая – поставка товаров осуществляется непосредственно от производителя в розничную торговую организацию. Является результатом прямых хозяйственных связей, которые устраняют излишние звенья перевалки товаров, ускоряют товарооборачиваемость, позволяют напрямую воздействовать на производителя в части формирования ассортимента, качества товаров, условий поставки и др.

- сложная – поставка товаров осуществляется через посредников, число которых может быть различно. В качестве посредников могут выступать частные и государственные оптовые организации, биржи, индивидуальные предприниматели. К числу таких посредников относятся: дилеры, дистрибьюторы, комиссионеры, агенты и брокеры.

Факторы, влияющие на товарное обеспечение торговой организации, можно объединить в 5 групп:

1. организационные (специализация торговой организации, форма продажи, порядок расчетов и скорость документооборота, формы материальной ответственности, формы контроля качества товаров);

2. коммерческие (выполнение планов и условий поставок, соответствие ассортимента и качества товаров спросу, принципы формирования ассортимента);

3. экономические (наличие нормативов товарных запасов, плана товарооборота, уровень обеспеченности финансовыми ресурсами);

4. социальные (профессиональный уровень кадров, условия работы, материальное стимулирование);

5. технические (уровень автоматизации учета товарных ресурсов, состояние тары и средств, обеспечивающих сохранность товаров, обеспеченность складскими и торговыми помещениями).

41. Факторы, определяющие объем и структуру товарного обеспечения товарооборота.

Факторы, влияющие на тов-е обеспеч-е можно объединить в 5 групп:

1)Организационные (специализация торг-й орг-ции, форма проаджи, порядок расчетов и скорость документооборота, формы материальной ответ-ти и контроля качества т-ов);

2)Коммерческие (выполнение планов и условий поставок, соответ-е ассортимента и качества т-ов спросу, принципы формирования ассортимента);

3)Экономические (наличие и обоснованность нормативов тов-х запасов и плана ТО; ур-нь обеспеченности финн-ми рес-ми);

4)Социальные (профессионализм кадров, условия работы, материальное стимулир-ие);

5)Технические (ур-нь автоматизации учета тов-х рес-ов; состояние тары и средств, гарантир-ее сохранность т-ов; обеспеч-ть складскими и торг-ми помещениями).

Среди др-х факторов наиболее важны: состояние макроэк-кой ситуации; размеры и динамика спроса; своевременное получение полной и достоверной информации о торг орг-ции и рынке; надежность и постоянство сложив-ся хоз связей; оптимальность схемы поставки т-ов.

42. Критерии и методика выбора поставщиков.

1. Метод отбора поставщиков на основе АВС.классифик.поставщ.на группы позвол.оценить эффективн.сотруднич.с ними.Показателями для отнес.к группам явл.доля поступл.по тов.группе.

2. на основе ранжирования (формир.5-10 критериев.выставл.оценки каждому, баллы суммир)

3.оценка эффективн.заключ.сделок

За рез-т сделки приним. реалная чистая прибыль(разн. между макс. возможн. и утрач. доход) Утр.доход возник. В рез-те нерацион.плат.оборота,превыш.прогнозир.периода, наруш. усл. сделки и т.д. Основу затрат сост. матер. затр (транпорт. товара. кредит), расх. на оплату труда, обязат. платежи. Определ. эффект. сделки в случаях альтернативности выбора поставщ.

43. Определение эффективности закупки товаров и эффективности взаимодействия торговых организаций с поставщиками.

Качество товарн. обесп.можно определить как комплекс характеристик, в совокупности обеспеч. удовлетв. интересов потребит. и посредн. Элементом совершенствования управл.кач.тов.обесп.явл. разраб. системы анализа и оценки эффективн.взаимод. торг. орг .с пост. тов. Некот. из них: Коэф.поставки (стоим(кол-во) факт. пост. тов/ст (кол-во) по договору) -характер. степень выпол. договорн.обязат. по поставке товаров. Коэф. ритмичности поставок (число пост. по граф/общее число пост)-характ.эффект. организ. поставок. кол-во постав по догов(объём пост.по догов./ср.разм.парт)-обеспеч.оптим.чило пост. Коэф.реал.тов (Т/о /запас. на нач.пер. + поступл. тов) - показыв. долю реализ. товаров в тов.рес К.общ.удовл.покуп. (число покуп. сделавш. покупку/посетит) К.оборач.тов.зап (Т\О по себест. /ср.сумма тов. зап ) - показыв.скорость обращ. тов. зап.

44. Планирование товарного обеспечения товарооборота.

Осн цель планировние поступления т-ов и орг-ции закупки т-ов в соот-ии с планом – обеспечить ритмичность поставки т-ов в необходимых объемах и ассортименте.

Процесс планир-я в данном случает включает следующие этапы:

1)анализ поступления т-ов в орг-цию в предплановом периоде проводится в тесной увязке с анализом реализации т-ов и тов-х запасов. В процессе анализа изучаются:

А)динамика общего объема и товарной структуры поступления т-ов Б)соответ-ие объема поступления т-ов предусмотренным объемам реализации и размерам прироста тов-х запасов В)состав источников поступления т-ов в орг-цию Г)соответ-ие объемов фактич-го поступления т-ов объемам, предусмо-м в заключ-х контрактах Д)ритмичность и равномерность поступления т-ов по отдельным периодам Е)частота поставки т-ов в орг-цию

2)определение планового объема и структуры поступления т-ов в орг-цию базируется на расчете следующих пок-ей: А)необход-й объем продаж т-ов населению (р);Б)предполагаемый объем реализации т-ов орг-ям и учреж-ям соц-й сверы (ПТУС);В)прирост или снижение ТЗ в сравнении с установ-ми нормативами (дельта З);Г)потери от ученки т-ов (Уц);Д)потери в пределах НЕУ (Уб);Е)страховой запас на случай изменения покупательского спроса (Зстр);

План поступления т-ов определяют по формуле:

Пост=р пл+Зк-Зн+В или Пост=рпл+/-дельта З+В

где, р пл – плановый объем реализ-и т-ов; В – ожидаемое выбытие т-ов в связи с естест-ой убылью и по пр причинам.

3)определение планового объема и источников закупки необходимых т-ов. Расчеты ведутся исходя из планового объема поступ-я т-ов в орг-цию, но их особенность в том, что поступление изм-ся в розничных ценах, а объем закупки – в ценах приобретения. Разница сост-ет сумму ТН или доход от реализ т-ов. Плановый объем закупки т-ов (Зак) опред по формуле:

Зак=Пост-Др-Нт.з

где Пост – плановый объем поступления т-ов в розн ценах; Др – планируемая сумму д-да от реализ т-ов (сумма ТН); Нт.з – сумма ТН на предусмат-ый объем прироста ТЗ.

4)обеспечение ритмичного поступления в орг-цию оптим-х партий т-ов. Необходимо опред-ть оптимал-ый размер партий поступления т-ов в орг-цию. Опред-ся по формуле:

Зак опт=корень 2Р обс*Зак дог/Р х.з

где Р обс – р-ды по обслужю одной партии т-ов; Зак дог – объем поставки т-ов по договору; Р х.з годовые р-ды по хранению ед-цы запаса т-ра.

Чем больше размер партии поставки, тем ниже относит-ый р-р расходов торг орг по размещению заказа, доставке т-ов и их приемке.

45. Понятие, сущность значение товарных запасов. Факторы, определяющие их размер.

ТЗ – масса товаров, находящиеся на рынке в процесcе перемещения от произв-ва к потребителю. Они явл-ся частью тов.предложения и необходимым условием обеспечения бесперебойной торговли, поскольку спрос динамичен.

Причины вызыв.образов-е ТЗ:

1) произв-во и потребление – они взаимосвязаны, но не совпадают во времени и пространстве – нужно определять ТЗ для обеспечения бесперебойной торговли;

2) условия транспортировки и реализации отдельных товаров не одинаковы;

3) неравномерность размещения произв-ва отд.товаров не одинаковы;

4) специализация произв.предприятий на выпуске лишь определ.видов товаров;

5)сезонность произв-ва и сезонность спроса на отд.товары.

В соответствии с инструкцией по учету в ТЗ в розн.торговле и общ.пит. включаются текущие, сезонные, товары закупленные, оплаченные, но оставленные на ответственное хранение, товары сданныена переработку. В ТЗ в розн.торговле не включаются: товары в пути, тара всех видов, готовая продукция в подсобных, промышл. и торговых предприятиях.

Состояние ТЗ хар-ся натур, стоимостными и относительными показателями.

ТЗ в днях оборота, характеризует обеспеченность торговой организации ТЗ на конкретную дату (показывает на сколько дней торговли хватит имеющихся ТЗ)

Обеспеченность ТЗ в днях оборота = ТЗ на конкретную дату / однодневный товарооборот пред.квартала. Показатель сравнить с нормативом и определить отклонение.

Факторы, определяющие размер товарных запасов.внешние факторы:факторы произв-ва(вкл.объемы, ритмичность и сезонность произв-ва, качество пром.и с/х продукции, ее соотв-вие запросам потребителей и мир.стандартам, насыщенность тов.рынков, физ-хим cв-ва т-в размещение и удаленность центров произв-ва от центров потребления), товарное предложение(сост основу развития ТО), сезонность произв-ва(обусловлена сезонным хар-ром поступления с/х сырья), насыщенность тов.рынков, физ-хим свойств товара(опр-ет сроки хранения, частоту поставок, скорость обращения), транспортные условия и орг-ция поставок(звенность товародвижения, необх-сть досрочного завоза т-в в труднодоступные районы страны, вид транспорта, формы перевозок), факторы спроса(объем и стр-ра платежеспособного спроса, колебания спроса, соотн-ние спроса и предложения, сегмент рынка, численность и поведение потребителей, уровень цен, торг.условия, объем стр-ра и темпы изменения ТО), удельный вес т-в, принятых для продажи на условиях консигнации, а общем объеме тов.ресурсов., объемы и ритмичность поставок, эф-сть коммерч.работы, размещение торг.сети, размеры и сост-е торг и складской сети, орг-ция труда, методы стимулирования персонала за работу с мин.запасами, совр.технологии размещения товаров в торг.зале, фин.возможности торг.орг-ций, платежеспособность, торг.орг-ций, соотн-ние доходов и расходов по формиров-нию, сод-нию и реализации ТЗ, надежность эк.обоснования норматива ТЗ.

46. Показатели оценки состояния и эффективности использования товарных запасов.

1. Запасоемкость Кз= средние ТЗ / товарооборот , чем выше, тем эффективнее.

2. Тоб в днях – среднее время реализации товаров со дня их поступления до дня зачисления торговой выручки на спец.ссудный счет в банке. Тоб в днях = средние ТЗ / однодневный товарооборот за период. Тоб в количестве оборотов – количество оборотов, совершенных средними товарными запасами в анализируемом периоде. Тоб в количестве оборотов = товарооборот / средние ТЗ.

3. Коэф.использования ТЗ Кэ = прибыль / средние ТЗ

47. Методика анализа товарных запасов.

Задачи анализа товарных запасов:

1. определение уровня обеспеченности предприятия товарными ресурсами и товарными запасами в частности;

2. расчет влияния факторов определяющих их размер и структуру;

3. выявление сверхнормативных (дефицитных) товарных запасов;

4. установление степени ритмичности поставок товарных запасов;

5. изучение показателей эффективности использования товарных запасов и их влияние на финансовые результаты.

Величина товарных запасов и эффективность их использования определяются рядом факторов:

- объемом и структурой розничного товарооборота;

- соотношением спроса и предложения на товар;

- организацией закупок товаров (звенность товародвижения, спо­соб доставки и т.п.);

- уровнем цен и их динамикой;

- физико-химическими свойствами товаров;

- состоянием материально-технической базы предприятия и др.

Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряет­ся в днях товарооборота по следующей формуле:

Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО. - student2.ru где Ут.з. — уровень товарных запасов в днях товарооборота;

ТЗ — товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);

Т/Ободн. — однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);

Т/Об — объем товарооборота за анализируемый период (руб.);

Д — количество дней в анализируемом периоде.

Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и по­казывает, на какое число дней торговли (при сложившемся то­варообороте) хватит этого запаса.

Вторым важнейшим показателем, характеризующим товар­ные запасы, является показатель товарооборачиваемости.

Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эф­фективности хозяйственной деятельности торгового предпри­ятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.

Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующей формуле:

Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО. - student2.ru Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО. - student2.ru где Обдн. — товарооборачиваемость в днях товарооборота;

Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО. - student2.ru — средний товарный запас за анализируемый период (руб.);

Т/Ободн. — однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);

Т/Об — объем товарооборота за анализируемый период (руб.);

Д — число дней в периоде.

Средний товарный запас за анализируемый период рассчиты­вается по формуле средней хронологической моментного ряда:

Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО. - student2.ru где ТЗ — средний товарный запас за определенный период (руб.);

ТЗ1, ТЗ2, ТЗ3 ... ТЗn — величина товарных запасов на от­дельные даты анализируемого периода (руб.);

п — количество дат, за которые берется величина запасов.

Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующим формулам:

Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО. - student2.ru Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО. - student2.ru где Обр — товарооборачиваемость в числе оборотов;

Обдн — Товарооборачиваемость в днях товарооборота;

Т/Об — товарооборот за анализируемый период (руб.);

Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО. - student2.ru — средний товарный запас за анализируемый период (руб.);

Д — число дней в периоде.

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает коли­чество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период.

Между временем и скоростью товарного обращения суще­ствует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обра­щения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует сни­жению товарных потерь, расходов по хранению товаров, опла­те процентов за пользование кредитом и т.п.

48. Методы определения рациональных товарных запасов.

Система управления товарными запасами включает комплекс экономических и организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание оптимального уровня товарных запасов в соответствии со спросом и товарооборотом. Экономические мероприятия:

1.установление экономически обоснованных нормативов товарных запасов;

2.повышение материальной заинтересованности работников в ускорении оборачиваемости товаров, размещении товаров, сокращении потерь и т.д. через механизм материального стимулирования (система премирования).

Организационно-технические мероприятия:

1.обоснование рациональных путей товародвижения;

2.правильное составление графиков завоза и частоты пополнения товарных запасов;

3.организация оперативного контроля за состоянием товарных запасов. Метод технико-экономических расчетов норматива товарных запасов

1.Общий норматив товарных запасов включает норматив потоварный и норматив запаса товаров в пути.

2.Потоварный норматив товарных запасов (дн) = рабочий запас (запас представительного ассортиментного набора+запас товаров на среднедневную реализацию+запас товаров на время приемки и подготовки товаров к продаже) + запас текущего пополнения + страховой запас

3.Потоварный норматив товарных запасов в денежном выражении равен произведению потоварного норматива товарных запасов в днях на среднедневной кредитуемый розничный товарооборот.

Запас текущего пополнения = средний интервал поставки / 2. средний интервал поставки по товарной группе в днях= средняя стоимость одного поступления по товарной группе × количество дней в периоде (90)/ стоимость всех поступлений по товарной группе в плановом период, средний интервал поставки по продовольственным товарам =количество дней в периоде (напр, 90дн - квартал, 30дн.-месяц)/количество поставок по товарной группе в плановом периоде. Запас текущего пополнения в денежном выражении по товарной группе равен произведению запаса текущего пополнения в днях и среднедневного кредитуемого розничного товарооборота планового периода: 1.Страховой запас 2√ТЗтекущего пополнения. Запас представительного ассортиментного набора =стоимость представительного ассортиментного набора разделить на среднедневной кредитуемый розничный товарооборот 2.Запас товаров на среднедневную реализацию (кредитуемый розничный товарооборот планового периода разделить на количество дней в периоде)3.Запас товаров на время приемки и подготовки товаров к продаже определяется путем хронологии времени, затрачиваемого на отдельные операции. Экономико-математический метод1.Определение оптимального размера закупаемой партии товаров и оптимальной периодичности поставок (модель Уилсона): а) оптимальный размер закупаемой партии товаров (у0) Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО. - student2.ru

б) оптимальная периодичность поставок (П) Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО. - student2.ru

Где С – удельные складские расходы по содержанию единицы запаса;

О – годовой объем поставок;

К – затраты по завозу одной партии.

2.Использование элементов экономико-математического моделирования:

а) уравнения регрессии вида:

Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО. - student2.ru ,

где у – темп роста товарных запасов, %,

х1- темп роста товарооборота, %

х2 – временной тренд.

б) уравнения регрессии вида:

Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО. - student2.ru ,

где у- товарные запасы в днях,

х – фактор времени.

С целью повышения эффективности товарных запасов путем ускорения их оборачиваемости необходимо при разработке прогноза добиваться выполнения условия, при котором оборот растет быстрее, чем запасы, а именно:

Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО. - student2.ru ,

где IT –индекс оборота розничной торговли;

Iz – индекс товарных запасов.

.

49. Модель стратегического управления товарными запасами.

Система управления товарными запасами основана на их минимизации, ускорении товарооборачиваемости и хорошо налаженном учете и контроле за их формированием и использованием.

Чрезмерные вложения средств в товарные запасы приводит к уменьшению оборотного капитала торговой организации, к увеличению потребности в кредитах для выплаты заработной платы торговым работникам, оплаты поставщикам за поставленные товары, осуществления текущих расходов. «Омертвление» финансовых ресурсов, вложенных в товарные запасы, сокращает возможность роста доходности организаций за счет финансовых ресурсов в другие, более прибыльные направления торговой деятельности. Кроме того, наличие избыточных (с точки зрения возможностей их реализации)торговых запасов требует больших расходов на их распродажу по сниженным ценам, аренду дополнительных складских помещений, на их содержание для уплаты налогов.

Недостаточные вложения средств в товарные запасы также имеет ряд отрицательных последствий. В этом случае в торговле могут отсутствовать необходимые товары, что приводит к потере потенциальных покупателей, снижению объемов товарооборота из-за их нехватки, увеличению расходов на 1 рубль товарооборота, так как торговым работникам организации приходится выплачивать не заработанную заработную плату, оплачивать содержание неработающего оборудования.

И одна и другая ситуации нежелательны. И поэтому важно привести товарные запасы в соответствие с потребностями в них и создать работающую на практике систему управления ими.

В определенном смысле управление запасами представляет собой попытку установить равновесие между двумя противоположными требованиями: требованиями финансистов, стремящихся минимизировать затраты на хранение товаров и требованиями маркетологов, которые стремятся оптимизировать обслуживание потребителя, поддерживая постоянный уровень запасов товаров по всему спектру торгового ассортимента.

Цель управления запасами — снизить затраты на продвижение товарных запасов через организацию, при обеспечении высокого уровня качества торговли и одновременно максимизировать возвраты на инвестиции в товарные запасы.

Создание системы управления товарными запасами позволяет решить следующие задачи: бесперебойности снабжения, минимального вложения денег, минимального риска, обеспечения простоты процедуры заказа на пополнение запасов, устойчивости товарного процесса.

50. Особенности анализа и нормирования товарных запасов общественного питания и в оптовой торговле.

Товарные запасы оптовых организаций являются составной частью товарных ресурсов сферы обращения. В их состав входят:

1. Товары организаций оптовой торговли во всех местах хранения (на складах, складах-холодильниках, хранилищах и арендованных объектах);

2. товары, принадлежащие оптовой организации и находящиеся на хранении у других юридических лиц, обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей;

В состав товарных запасов оптовой торговой организации не включаются:

1. товары, принятые от другой организации на хранение на склады оптовой организации;

2. товары, находящиеся на площадях, сданных в аренду;

3. товары собственного производства;

4. тара (свободная и занятая товаром), имеющая залоговую стоимость.

Товарные запасы в оптовой торговле учитываются в покупных ценах или ценах, сформированных импортером товара, ввезенного на территорию Республики Беларусь без учета налога на добавленную стоимость и акциза. Это позволяет контролировать правильность определения торговой надбавки и установления цен на товары.

Особенностью оптовой торговли является более высокий по сравнению с розничной размер товарных запасов.

Рыночные отношения стимулируют проявление инициативы хозяйствующих субъектов по формированию оптимальных запасов и их использованию запасов. Наиболее предприимчивыми и инициативными в части использования современных подходов к управлению запасами являются те торговые структуры, которые рассматривают этот процесс как важнейший инструмент сохранения и расширения своей ниши на рынке и как основной фактор повышения конкурентоспособности. Товарные запасы оптовых торговых организаций занимают наибольший удельный вес в стоимости оборотных активов и являются объектом постоянного (ежедневного) контроля.

Одним из важнейших элементов системы управления запасами является анализ их состояния, динамики, структуры и эффективности использования. Цель и методика анализа товарных запасов в оптовой организации аналогичны розничной. В процессе анализа устанавливают, насколько товарные запасы текущего хранения соответствуют нормативам, какова скорость их оборачиваемости и причины ее изменений.

Вместе с тем, учитывая неравномерность поступления товаров в оптовые организации, дискретность товарных запасов на складах в методику расчета коэффициента оборачиваемости и продолжительности одного оборота средств, вложенных в товарные запасы, следует внести коррективы. В частности, традиционный расчет среднего товарного запаса за период по средней арифметической имеет слишком большую погрешность, поэтому более правильным является расчет по средней взвешенной.

Особенности запасов на предприятиях общественного питания состоят в том, что они связаны и с процессом производства, и с процессом обращения. Процесс производства на предприятиях питания обеспечивается в основном запасами сырья, а также переходящим незавершенным производством. Эти элементы запаса обеспечивают выполнение производственной деятельности предприятия питания. Процесс реализации обусловливает наличие товарного запаса, то есть запасов готовой продукции, изготовленной предприятием, и покупных товаров. Эти элементы запаса обеспечивают процессы обращения и реализации. На практике запасы по

функциональным видам (производственные и товарные) не разграничиваются, а рассматриваются как товарные.

Одна из особенностей запасов предприятий питания заключается в ограниченном их размере. Это связано с тем, что сырье и продовольственные товары имеют определенные сроки хранения. Кроме того, небольшие предприятия питания не имеют в достаточном количестве складских помещений, не всегда обеспечены специальным оборудованием для хранения сырья и продуктов.

Наши рекомендации