Психическая характеристика младшего школьного возраста

Цель:формирование умений давать психологическую характеристику возраста с опорой на ключевые психологические категории, определять признаки проблемного развития и прогнозировать психолого-педагогическую помощь детям младшего школьного возраста

Теоретические вопросы для подготовки к лабораторному занятию:

1. Психологическая структура возраста.

· Социальная ситуация развития. Место ребенка в системе общественных отношений.

· Учебная деятельность – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, источник психического развития и развития личности младшего школьника.

2. Характеристика психического развития ребенка в возрасте

· Познавательные процессы в младшем школьном возрасте.

· Развитие личности в младшем школьном возрасте.

· Интересы современных младших школьников.

3. Основные психологические новообразования младшего школьника. «Ценность» младшего школьного возраста.

4. Актуальные проблемы современного младшего школьника, сущность и пути преодоления:

· адаптация к школе

· формирование универсальных учебных действий

· неуспеваемость и ее психолого-педагогические причины

· психологические и психофизиологические проблемы детства: медлительность, леворукость, СДВГ;

· социально-педагогические проблемы: воровство, ложь, бродяжничество, компьютерная зависимость и т.д.

· тревожность как показатель школьной дезадаптации, агрессия и агрессивность.

Индивидуальные доклады:

1. Мухина В.С. Особенности общения в младшем школьном возрасте // Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2004.

2. Цукерман Г.А. Что развивает и что не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопросы психологии – 1998. – № 5.

Ключевые понятия: учебная деятельность, рефлексия, произвольность, внутренний план действий, средства деятельности, учебные действия, формирование, цель, внутренний план действий, рефлексия, теоретическое мышление, эмпирическое мышление, тревожность, агрессивность, адаптация и дезадаптация, неуспеваемость, понятийное (словесно-логическое) мышление.

Задания для самостоятельной работы:

1. На основании статей В.В. Давыдова и Е.Е. Даниловой подготовьте краткую характеристику младшего школьного возраста:

· Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.

· Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.

2. Подготовить таблицу «Развитие психических процессов младшего школьника (познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, воображение; сфер личности: мотивация, эмоции, воля, самосознание)», укажите список использованной литературы. Воспользуйтесь заданиями предыдущей лабораторной работы.

Психический процесс / сфера личности Определение Свойства, виды Особенности развития
Начало младшего школьного возраста Итог младшего школьного возраста
Восприятие        
       

3. Подготовьте оформление для стенда (папку раскладку) для учителя начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий младших школьников». Отразите в методической разработке — определение УУД, типы и виды УУД, возрастные особенности развития, методические средства (на основании статей из списка рекомендованной литературы; статьи представлены в методическом кабинете).

4. Ознакомьтесь с разделом «Младшие школьники «группы риска»» из книги Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2006; выпишите психологические признаки и особенности детей младшего школьного возраста из разных групп риска.

5. Вспомните признаки кризиса семи лет, сопоставьте их с актуальными проблемами современного младшего школьника и признаками детей группы риска. Предложите психологически обоснованные способы помощи младшему школьнику. Можно выполнить задание в виде таблицы «Варианты неблагоприятного развития в младшем школьном возрасте и помощь ребенку».

Список литературы для выполнения задания:

1. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. (раздел «Развитие личности и воспитание»)

2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / сост. В.С. Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Академия, 2007. (раздел «Проблемы воспитания и обучения»).

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

Вопросы и задания для работы на занятии:

1. В чем специфика взаимоотношений младшего школьника с учителем? Как родителям правильно выстраивать систему отношений с педагогом начальных классов?

2. На основании знакомства с ФГОС начального общего образования и пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова и др. выпишите названия диагностических методик для изучения уровня развития универсальных учебных действий у первоклассников и четвероклассников. Подготовьте каталог диагностической работы педагога по этой теме.

3. Какими психологическими и педагогическими проблемами отмечен период перехода от младшего школьного к млашему подростковому возрасту?

Список обязательной литературы:

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.

2. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – Раздел «Проблемы возраста в семье, школе и подростковых объединениях: девиации, акцентуации, нарушения поведения у подростков».

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М: Изд-во МГППИ, 2006.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

6. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2006.

7. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб. – «прайм – ЕВРОЗНАК», 2005.

8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2007.

Список дополнительной литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.

2. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе / Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.

3. Бардин К. В. Как предупредить нежелание учиться/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.

4. Безруких М.М. Знаете ли Вы своего ученика? – М., 1991.

5. Безруких М.М. Школьные проблемы медлительных детей / Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999.

6. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: МГУ, 1992. – Раздел: «Личность и общение».

7. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М. Индивидуальность школьника и компьютеры / Возрастная психология: Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999.

8. Завденко Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихологические исследования // Вопросы психологии. – 1999. – № 4.

9. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьника // Вопросы психологии. – 1994. – № 5.

10. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Педагогика, 1984.

11. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику / Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.

12. Локалова Н.П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1996. – № 2.

13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. Гл. 1 С. 5 – 29, гл. 4 С. 59 – 84

14. Отстающие в учении школьники / Под ред. З.И, Калмыковой И.Ю. Кулагиной. – М., 1986.

15. Развитие личности ребенка/ Под ред. А.М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987.

16. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.: Знание, 1989.

17. Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – С. 65 – 68.

Список литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте:

1. Вершинина Л.В., Дичинская Л.Е. Формирование у младших школьников самоконтроля как универсального учебного действия / Л.В. Вершинина, Л.Е. Дичинская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 10. – С. 31-38.

2. Витковская И.М. Опыт формирования универсальных учебных действий у младших школьников / И.М. Витковская // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1. – № 2. – С. 62-68.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.

4. Курбеева И.А. Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий в обучении английскому языку младших школьников / И.А. Курбеева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. – № 1. – С. 180-186.

5. Мендыгалиева А.К. Учебные задания по математике как средство формирования универсальных учебных действий / А.К. Мендыгалиева // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. – Т. 2. – № 1. – С. 148-151.

6. 6Ожигина С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования у младших школьников при преобразовании содержания учебного материала / С.П. Ожигина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2011. – Т. 1. – № 31-3. – С. 86-89.

7. Шамсрахманова У.К. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе средствами ТРИЗ-технологии / У.К. Шамсрахманова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 4. – С. 310-312.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ТЕМА 4

Наши рекомендации