Психическая характеристика младшего школьного возраста
Цель:формирование умений давать психологическую характеристику возраста с опорой на ключевые психологические категории, определять признаки проблемного развития и прогнозировать психолого-педагогическую помощь детям младшего школьного возраста
Теоретические вопросы для подготовки к лабораторному занятию:
1. Психологическая структура возраста.
· Социальная ситуация развития. Место ребенка в системе общественных отношений.
· Учебная деятельность – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, источник психического развития и развития личности младшего школьника.
2. Характеристика психического развития ребенка в возрасте
· Познавательные процессы в младшем школьном возрасте.
· Развитие личности в младшем школьном возрасте.
· Интересы современных младших школьников.
3. Основные психологические новообразования младшего школьника. «Ценность» младшего школьного возраста.
4. Актуальные проблемы современного младшего школьника, сущность и пути преодоления:
· адаптация к школе
· формирование универсальных учебных действий
· неуспеваемость и ее психолого-педагогические причины
· психологические и психофизиологические проблемы детства: медлительность, леворукость, СДВГ;
· социально-педагогические проблемы: воровство, ложь, бродяжничество, компьютерная зависимость и т.д.
· тревожность как показатель школьной дезадаптации, агрессия и агрессивность.
Индивидуальные доклады:
1. Мухина В.С. Особенности общения в младшем школьном возрасте // Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2004.
2. Цукерман Г.А. Что развивает и что не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопросы психологии – 1998. – № 5.
Ключевые понятия: учебная деятельность, рефлексия, произвольность, внутренний план действий, средства деятельности, учебные действия, формирование, цель, внутренний план действий, рефлексия, теоретическое мышление, эмпирическое мышление, тревожность, агрессивность, адаптация и дезадаптация, неуспеваемость, понятийное (словесно-логическое) мышление.
Задания для самостоятельной работы:
1. На основании статей В.В. Давыдова и Е.Е. Даниловой подготовьте краткую характеристику младшего школьного возраста:
· Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.
· Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.
2. Подготовить таблицу «Развитие психических процессов младшего школьника (познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, воображение; сфер личности: мотивация, эмоции, воля, самосознание)», укажите список использованной литературы. Воспользуйтесь заданиями предыдущей лабораторной работы.
Психический процесс / сфера личности | Определение | Свойства, виды | Особенности развития | |
Начало младшего школьного возраста | Итог младшего школьного возраста | |||
Восприятие | ||||
… |
3. Подготовьте оформление для стенда (папку раскладку) для учителя начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий младших школьников». Отразите в методической разработке — определение УУД, типы и виды УУД, возрастные особенности развития, методические средства (на основании статей из списка рекомендованной литературы; статьи представлены в методическом кабинете).
4. Ознакомьтесь с разделом «Младшие школьники «группы риска»» из книги Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2006; выпишите психологические признаки и особенности детей младшего школьного возраста из разных групп риска.
5. Вспомните признаки кризиса семи лет, сопоставьте их с актуальными проблемами современного младшего школьника и признаками детей группы риска. Предложите психологически обоснованные способы помощи младшему школьнику. Можно выполнить задание в виде таблицы «Варианты неблагоприятного развития в младшем школьном возрасте и помощь ребенку».
Список литературы для выполнения задания:
1. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. (раздел «Развитие личности и воспитание»)
2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / сост. В.С. Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Академия, 2007. (раздел «Проблемы воспитания и обучения»).
3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
Вопросы и задания для работы на занятии:
1. В чем специфика взаимоотношений младшего школьника с учителем? Как родителям правильно выстраивать систему отношений с педагогом начальных классов?
2. На основании знакомства с ФГОС начального общего образования и пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова и др. выпишите названия диагностических методик для изучения уровня развития универсальных учебных действий у первоклассников и четвероклассников. Подготовьте каталог диагностической работы педагога по этой теме.
3. Какими психологическими и педагогическими проблемами отмечен период перехода от младшего школьного к млашему подростковому возрасту?
Список обязательной литературы:
1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.
2. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – Раздел «Проблемы возраста в семье, школе и подростковых объединениях: девиации, акцентуации, нарушения поведения у подростков».
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М: Изд-во МГППИ, 2006.
5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.
6. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2006.
7. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб. – «прайм – ЕВРОЗНАК», 2005.
8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2007.
Список дополнительной литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.
2. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе / Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.
3. Бардин К. В. Как предупредить нежелание учиться/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.
4. Безруких М.М. Знаете ли Вы своего ученика? – М., 1991.
5. Безруких М.М. Школьные проблемы медлительных детей / Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999.
6. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: МГУ, 1992. – Раздел: «Личность и общение».
7. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М. Индивидуальность школьника и компьютеры / Возрастная психология: Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999.
8. Завденко Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихологические исследования // Вопросы психологии. – 1999. – № 4.
9. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьника // Вопросы психологии. – 1994. – № 5.
10. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Педагогика, 1984.
11. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику / Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.
12. Локалова Н.П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1996. – № 2.
13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. Гл. 1 С. 5 – 29, гл. 4 С. 59 – 84
14. Отстающие в учении школьники / Под ред. З.И, Калмыковой И.Ю. Кулагиной. – М., 1986.
15. Развитие личности ребенка/ Под ред. А.М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987.
16. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.: Знание, 1989.
17. Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – С. 65 – 68.
Список литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте:
1. Вершинина Л.В., Дичинская Л.Е. Формирование у младших школьников самоконтроля как универсального учебного действия / Л.В. Вершинина, Л.Е. Дичинская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 10. – С. 31-38.
2. Витковская И.М. Опыт формирования универсальных учебных действий у младших школьников / И.М. Витковская // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1. – № 2. – С. 62-68.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.
4. Курбеева И.А. Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий в обучении английскому языку младших школьников / И.А. Курбеева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. – № 1. – С. 180-186.
5. Мендыгалиева А.К. Учебные задания по математике как средство формирования универсальных учебных действий / А.К. Мендыгалиева // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. – Т. 2. – № 1. – С. 148-151.
6. 6Ожигина С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования у младших школьников при преобразовании содержания учебного материала / С.П. Ожигина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2011. – Т. 1. – № 31-3. – С. 86-89.
7. Шамсрахманова У.К. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе средствами ТРИЗ-технологии / У.К. Шамсрахманова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 4. – С. 310-312.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ТЕМА 4