Тема: Младший школьный возраст
1. Выявить трудности адаптации детей к школе в зависимости от их готовности к школьному обучению и других причин. Каковы требования и ожидания учителей в отношении поступивших в школу детей?
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. В школе все по-другому: здесь – работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных. На мой взгляд, требования учителей будет: чтение, умение считать, писать. Но, как известно, не все дети были в детских садах, где их обучали подобному и поэтому, не все первоклассники это умеют. Ожидания разные, кто-то ждет подготовленных, а кто-то ждет, чтобы научить их. |
2. Опишите переход языкового развития в умение читать и писать. Охарактеризуйте роль социокультурных факторов в приобретении грамотности.
Смена одного вида ведущей деятельности другой знаменует собой переход От одного этапа психического развития к другому и приводит к глубоким качественным изменениям детского сознания. В этих переходах обнаруживается внутренняя логика развития, так как психофизиологические предпосылки перехода к новому виду деятельности подготавливаются на предшествующем возрастном этапе. Вместе с тем, поскольку формирование нового вида деятельности существенным образом зависит от условий жизни и воспитания ребенка, дети одного и того же возраста, подвергшиеся различным педагогическом воздействиям, могут приобретать неодинаковые психологические особенности. |
3. Перечислите виды умственной деятельности, необходимые детям для того, чтобы самостоятельно и эффективно учиться и критически мыслить.
4. Сопоставьте три основные теории, раскрывающие суть психосоциального развития ребёнка.
1.Психодинамический подход – делает акцент на эмоциях, влечениях и конфликтах развития. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. У детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Это наиболее решающий в социальном отношении подход, поскольку трудолюбие влечет за собой выполнение работы рядом и вместе с другими. 2.Когнитивный подход – к развитию придает особое значение собственным мыслям и понятиям ребенка как организаторам его социального поведения. К главным таким мыслям относятся представления ребенка о себе самом, то есть его Я-концепция. По мере того, как дети становятся старше, у них формируются все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах и качествах других людей. В среднем детстве Я-концепция не отличается точностью и адекватностью. Младшие школьники склонны оценивать себя несколько завышено, что не всегда соответствует реальности. Однако, в подростковом возрасте, Я-концепция приобретает относительно сформированный вид, и самооценка подростка становится более адекватной. 3.Теория социального научения – акцентируется связь между поведением и средой. С точки зрения этого подхода, поведение детей формируется посредством поощрений и следования образцу. Временами эти поощрения исходят от родителей или взрослых в окружении ребенка. Но по мере того как дети становятся старше, возрастает и влияние сверстников, которые служат моделями поведения и к тому же подкрепляют его. По отдельности ни одна из этих трех теорий не в состоянии объяснить все линии социального развития ребенка в среднем детстве, но вместе они помогают понять, каким образом дети становятся социально зрелыми. |
5. Охарактеризуйте возрастные тенденции развития детских групп и характерных признаках образования группы сверстников.
Дети младшего школьного возраста выходят гулять, они склонны группироваться в однополые компании, которые располагаются неподалеку друг от друга, но отдельно, и играют там в свои игры. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста группируются По своим интересам и поло-ролевым ролевым признакам. |
6. Вспомните о своём детстве, о тех местах, которые вы посещали со сверстниками. Какие полезные знания, навыки вы приобрели при этом? Как к этому относились взрослые?
Список литературы:
1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.
2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1979.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.
5. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. – М., 1991.
6. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981. – С. 179-182.
7. Выготский Л.С. Психология.- М., 2000.
8. Гордиенко Е.В. Курс лекций по возрастной и педагогической психологии. – Красноярск, 2005.
9. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.
10. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М., 1985.
11. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
12. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов, 1986.
13. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2001.
14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
15. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
16. Миллер С. Психология игры. – СПб., 1999.
17. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
18. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.
19. Осорина М.В. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых.- СПб., 1999.
20. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994.
21. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. – М., 1986.
22. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2004.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
24. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.
http://www.mama.ru |