Сила мотива и эффективность научения
Сила мотива является одной из важнейших характеристик мотивации. Она влияет не только на уровень активности человека, но и на успешность проявления этой активности, в частности — на эффективность его действий.
Целым рядом экспериментальных исследований подтверждается динамика научения в действиях . В частности было доказано, что чем сильнее мотивация или больше вознаграждение, тем выше кривая исполнения, однако, темп научения не увеличивается в зависимости от мотивации (Рис.16).
Рис. 16. Зависимость научения и исполнения (Вознаграждение, которое предлагалось крысам, состояло из строго определенного количества пищи – 16, 64, 256 единиц. Несмотря на то, что средняя скорость больше у тех животных, которые получали больше пищи – уровень научения у всех трех групп испытуемых примерно одинаков).
Другие исследования доказывают, что интенсивность стимуляции отрицательно сказывается на эффективности действий человека. Д.Линдслей (1957) установил следующую закономерность: когда активация становится чрезмерной, эффективность человека ухудшается – появляются признаки дезорганизации поведения и ослабления контроля за действиями.
Вместе с тем, в психологии существует понятие оптимум мотивации (Р. Йеркс, Дж. Додсон, 1908), который определяет зависимость между показателем активации и качеством исполнения. В частности, в эксперименте давалась задача на различение двух яркостей, предполагавшая три уровня трудности различения стимула, предусматривались и три уровня стимуляции (мотивации): сильный, средний и слабый удары электрическим током как наказание за ошибки. В итоге были получены три кривых, которые показывают, что в каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым (см. рисунок ниже).
Однако результаты свидетельствуют и о том, что оптимум мотивации зависит и от трудности выполняемой задачи. В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Вместе с тем, при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но вероятность их появления возникает при трудных задачах.
Во многих последующих исследованиях феномен получил экспериментальное подтверждение. В частности, было доказано, что с усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика – качество исполнения ухудшается.
Выявленные закономерности приобрели широкую известность как за рубежом, так и среди отечественных психологов. Однако справедливости ради, необходимо отметить, что они в значительной мере согласуются с законом оптимума—пессимума, который сформулировал русский физиолог Н Е Введенский (1905) и распространил его и на поведение человека.