Социально-психологическая сущность понятия "нация". Этнические и культурологические признаки нации. Национальная идентификация.
Высшей формой этнической общности является нация. Главное, что отличает нацию от обычной этнической общности — это не только уровень социально-экономического развития, но и ее внутренняя структура, основанная не на кровном родстве, а на социальном принципе. Для нации характерны большая внутренняя сплоченность и высокий уровень национального самосознания. В русском языке слово «нация» имеет более узкое значение, чем в западноевропейских языках. В английском языке, например, под «нацией» понимается: племя и его этническая территория; народ; этническая общность; независимое государство — иными словами, «нация» обозначает и этническую общность, и страну, где живут эти люди. В украинском и русском языках понятие «нация» употребляется для обозначения устойчивой этнической общности. Нация обладает определенными признаками — общностью территории, экономической жизни, языка, материальной и духовной культуры, этнического самосознания. В литературе нередко можно встретить такие сочетания: «народ и нация», или «народ и народность». Здесь спутаны два различных понятия. Народность и нация — это типы этнической общности, в то время как слово «народ» охватывает и племя, и народность, и нацию, — иными словами, все виды этнических общностей. По поводу понятия «нация» в последние годы теоретиками велась оживленная дискуссия. При большом многообразии определений нации, данных западными учеными, можно выделить несколько наиболее типичных. Большинство исследователей считают основой для формирования нации коллективное сознание чувства общности, которое проявляется в стремлении жить вместе. Высшей формой этого стремления является желание иметь свое государство.
Общность языка является одной из характерных черт нации, так как не всякая устойчивая общность создает нацию. Швейцарцы составляют устойчивую общность, однако их никто не называет нацией. В данном случае общность национальная не тождественна общности государственной. Национальная общность немыслима без общего языка, в то время как для государства общий язык необязателен. Следует отметить, что речь в данном случае идет о разговорных языках, а не об официально-канцелярских. Однако если бы язык был настолько решающим признаком, то тех лиц, которые одинаково хорошо и с детства владеют несколькими языками, пришлось бы признать денационализированными, в результате чего, например, венгры, владеющие и венгерским и немецким языками, не могли бы считать себя по национальности венграми. То же относилось бы и ко всем «многоязычным» лицам и народам. В связи с этим, если принять этот признак единственным, то остается целый ряд противоречий и сомнений. Первое сомнение может быть сформулировано следующим образом: насколько расходящимися должны быть языки или наречия, чтобы язык, а соответственно и народ, говорящий на нем, могли быть признанными в качестве самостоятельных национальных единиц. Общий язык присущ определенной нации, однако это не исключает использование того же языка другой нацией. В данном случае должно соблюдаться правило, предусматривающее наличие одного языка для одной нации. Например, англичане и американцы говорят на одном языке, однако не принадлежат одной нации, и прежде всего в силу того, что они проживают на разных территориях, и именно проживание на разной территории обусловило разделение англичан и американцев на две нации с XVIII века.
Таким образом, общность территории является одной из характерных черт нации. Однако нации могут существовать даже тогда, когда они лишены собственной государственной организации, как, например, Польша в период разделов. Но следует подчеркнуть, что политические функции выполняли тогда институты государств-завоевателей, а поляки сохраняли некоторые суррогаты собственных политических институтов или их замену в виде объединений и добровольных организаций, решавших существенные политические задачи. Столь же очевидно, что существуют многонациональные государства, образующие, однако, характерный национальный тип, например, Соединенные Штаты Америки, в которых нация идентифицируется с государством, и термин "nation" относится здесь как к государству, так и к совокупности его граждан.
Кроме общей территории, необходима еще и внутренняя экономическая связь, объединяющая отдельные части нации в одно целое. Возвратимся к примеру народов Англии и США — между ними нет такой связи, вот почему они составляют две различные нации. Но сами американцы не являлись бы нацией, если бы отдельные уголки США не были связаны между собой в экономическое целое благодаря разделению труда между ними, развитию путей сообщения. Другой особенностью нации выступает общность экономической жизни и экономическая связность. Однако и это не является единственно правильным признаком нации, так как, например, экономические интересы украинского инженера не схожи с интересами его немецкого коллеги. Не единственно решающим, однако имеющим право на существование, является признак осознания своей принадлежности к определенному политическому образованию, вызванного различными причинами — религиозными, экономическими, правовыми, единством языка, исторической традицией и т.д. Если рассмотреть это определение, то очевидно, что центр тяжести лежит на психологическом отнесении себя к тому или иному обществу или группе.
Ни один из указанных выше признаков, взятый в отдельности, не достаточен для определения нации. Однако достаточно отсутствия одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией. Возможно представить себе людей с общим национальным характером, но не являющихся нацией по причине экономической разобщенности, проживания на разных территориях, употребления разных языков в общении. Таким образом, только наличие всех признаков, взятых вместе, образует понятие «нация». Нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, то есть имеет свою историю, начало и конец.
Значение наций основано на том, что:
1) нации — это очень устойчивая форма общности, нередко существующая тысячелетиями;
2) они создают устойчивое культурное наследие;
3) они формируют сильное чувство идентификации индивидов с общностями. Принадлежность к нации, которая дает индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений, — это основа самоопределения индивидов;
4) они создают очень сильное чувство солидарности между членами общности и антагонизм по отношению к чужим. Эти черты приводят к тому, что нации становятся источником сильных общественных движений и крайних идеологий. Среди них особого внимания этнопсихологов заслуживает национализм.
Население Украины полностью соответствует понятию нации. Оно имеет территорию, государственный язык, представляет собой экономическую общность и осознает свою принадлежность к единому политическому образованию.
Здесь необходимо отметить то, что несмотря на существование, по крайней мере, двух значительных по количеству этнических групп — русских и украинцев, а также фактического двуязычия, вопрос о том, является ли украинский народ нацией, имеет лишь один ответ. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что признаки, определяющие нацию, могут быть и не столь ярко выраженными. В связи с этим определение нации требует тщательного анализа ее этнического состава и социальной среды существования.
С вопросом понятия нации непосредственно связана проблема отождествления человека с определенной нацией. Этот процесс называется национальной идентификацией.
Национальная идентификация — это процесс самоотождествления с нацией на основании какой-либо связи, а также включения в свой собственный мир и принятия норм, ценностей и образцов этой нации.
Большое значение в наследовании черт национального характера имеет его социально-психологический механизм, который называется «традиционным».
Традиции — это синхронизированные, подчиненные национальному идеалу верования, способы мышления, стремления, нормы поведения предыдущих поколений, которые разделяет и воспроизводит поколение живущих. Придерживаясь традиций той или иной социальной среды, человек выражает свою солидарность и принадлежность к ней, за что получает одобрение и поддержку — источник позитивно окрашенного эмоционального состояния, которое можно назвать «чувством защищенности», и в результате — внутренний душевный комфорт.
Практически все психологические теории нации так или иначе отрицают объективную действительность нации. Это особенно хорошо видно на примере теории «национальной идентификации». Основные идеи этой теории таковы: национальные отношения — это одна из форм проявления фундаментальной психологической закономерности, называемой «отождествлением» («идентификацией»); существует как позитивное, так и негативное отождествление. Приведем пример, взятый из одного французского журнала по социальной психологии. «Индивидуум «Р» негативно отождествляется с объектом «У» в той мере, в которой «Р» склонен радоваться всему, что плохо для «У», или быть недовольным тем, что хорошо для «У». Различаются два типа «национальной идентификации»: идентификация индивидуума либо с совокупностью своих сограждан, либо с символами, представляющими национальное единство и национальный суверенитет. Первый тип — это идентификация с «национальной общностью», второй тип — идентификация с «нацией-властью». На этом основании делается вывод о наличии «демократической личности» и «авторитарной личности». Нетрудно заметить, что теория «национальной идентификации» может быть легко направлена против любого национально-освободительного движения, против легитимного стремления народов к национальной независимости и национальному суверенитету.