Квалификационные умения педагога-психолога по разрядам оплаты труда1.
7 —8-й разряды (без предъявления требований к стажу работы)
Образование высшее профессиональное (8-й разряд) и среднее профессиональное либо высшее (7-й разряд), профессиональная переподготовка по практической психологии или психологии образования или высшее психологическое образование.
Специалист должен уметь:
определять уровень готовности детей к обучению в школе;
проводить психологическое обследование детей по методикам, используемым для определения уровня интеллектуального и личностного развития школьников;
проводить и интерпретировать исследование детских коллективов и межличностных отношений детей;
проводить дифференциальную диагностику задержки психического развития и социально-педагогической запущенности детей;
составлять на диагностической основе рекомендации в помощь родителям и педагогам по индивидуальному подходу к детям;
составлять обоснованное направление для нуждающихся в консультации специалистов-с межников (дефектолога, психоневролога, патопсихолога и др.);
работать с компьютерными программами для проведения и обработки данных психологического обследования.
9-й разряд
(стаж работы не менее 2 лет)
Умения, предусмотренные 8-м разрядом, а также: работать с проективными рисуночными методиками;. составлять по результатам психодиагностики полную характеристику ученика начального звена;
индивидуально консультировать родителей учащихся и учителей начальных классов.
10-й разряд
(стаж работы от 2 до 5 лет)
Умения, предусмотренные 8 —9-м разрядами, а также: составлять комплексные психологические характеристики учащихся среднего звена;
проводить занятия по психологической саморегуляции детей и учителей;
знать основы компьютерной грамотности(работа с текстовыми редакторами).
1 См.: Психолог в образовательном учреждении: Сборник нормативных документов / Под ред. С. Г.Гайдаржи. — Тюмень, 1999.
11 -й разряд (стаж работы более 5 лет)
Умения, предусмотренные 8 — 10-й разрядами, а также:
составлять программы для развития познавательных процессов младших школьников;
комплексно использовать, обрабатывать и интерпретировать тест М.Люшера;
работать тренером в грулпе общения;
разрабатывать и реализовывать программы психологического наблюдения за детьми.
12-й разряд
(вторая квалификационная категория; стаж работы психологом
не менее 1 года)
Умения, предусмотренные 8 —11-м разрядами, а также:
выделять приоритеты в психологической работе с детьми и подростками, строить модель психологической службы на уровне конкретного учреждения образования;
самостоятельно разрабатывать или участвовать в разработке технологий психологической работы едетьми и подростками;
самостоятельно подбирать методики для индивидуальной работы в соответствии с запросом;
составлять программы по коррекции психических процессов;
проводить социально-психологический тренинг по готовым программам;
участвовать в конкурсе «Психолог года».
13-й разряд (первая квалификационная категория; стаж работы психологом
не менее 2 лет)
Умения, предусмотренные 8 —12-м разрядами, а также: выполнять разнообразные виды психологической работы с различными группами детей и подростков;
постоянно повышать свою личностную и профессиональную компетентность;
руководить работой научно-практических семинаров психологов в регионе;
проводить экспертизу профессиональной компетентности руководителей, педагогов, психологов.
14-й разряд (высшая квалификационная категория; стаж работы психологом
не менее 3 лет или наличие ученой степени) Умения, предусмотренные 8—13-м разрядами, а также: владеть методологией научно-экспериментального исследования, опытно-экспериментальной работы в системе образования:
разрабатывать оригинальные модели, методы, технологии, программы психологической работы в образовательном учреждении;
выполнять наиболее сложные виды психолого-педагогических услуг работникам образовательных учреждений, детям и подросткам, родителям и лицам, их заменяющим;
проводить учебно-методические семинары для педагогов и профессионального сообщества;
иметь публикации по проблемам практической психологии образования.
Присвоение квалификационных разрядов и категорий осуществляется по инициативе психолога в процессе его аттестации. При этом он проходит внутреннюю (по месту работы), внешнюю (в профессиональном сообществе) экспертизу и самоэкспертизу профессиональной компетентности. Он должен продемонстрировать как теоретические знания, так и практические умения и навыки, отраженные в результатах его профессиональной деятельности.
Вопрос об эффективности профессиональной деятельности психолога недостаточно разработан и носит дискуссионный характер. В основном исследователи выделяют два общепринятых подхода к определению понятия «эффективность работы» (Е. И. Комаров, В.Г.Попов).
Первый подход — это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Ключевыми приемами применительно к такому определению выступают измерение (описание) результатов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты.
При этом «ситуации соотношения» бывают самыми разными. Например, затраты сохраняются на одном уровне, а результаты улучшаются и по количественным, и по качественным показателям; или затраты сокращены, а результаты остались теми же или даже выросли и т.п. На практике приходится считаться с так называемыми предельно высокими результатами, которые не удается улучшить никакими способами.
Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты. Поскольку результаты и затраты могут планироваться и намечаться в виде задач, эффективность работы может быть предполагаемой (расчетной) и фактической (реальной).
С учетом упомянутых выше положений эффективность психологической работы определяется как максимально возможное удовлетворение потребностей учреждений образования в психологической поддержке при минимальных затратах. Такой подход ориентирует на улучшение организации, управления, технологий, профессионального мастерства психологов в целом, а не увеличение финансирования, штатов или рабочего времени.
При оценке эффективности на основе удовлетворения потребности обслуживаемого клиента используются прямые оценки (устные, письменные); сравнение того, что положено сделать согласно нормативам и стандартам, с тем, что фактически выполняется, а также сочетание обоих методов.
Методика оценки эффективности психологической работы
Контуры оценки эффективности | Предметы оценки эффективности | Виды методик оценки эффективности |
Деятельность различных учреждений психологической службы системы образования | Формы и методы управления психологической службой системы образования Результаты деятельности за определенный период времени Результаты выполнения целевых программ « | Методики оценки эффективности форм и методов управления Методики оценки результативности Методики оценки целевых программ |
Качество или уровень организации труда работников (персонала), обеспечивающих психологическое сопровождение пед-процесса в учреждениях образования | Условия труда — физические, социальные, организационные, социально-пси-хологические Ресурсное обеспечение Мотивация персонала | Методики оценки условий труда Методики оценки ресурсного обеспечения (затрат) Методики оценки мотивационной системы, средств мотивации |
Качество (уровень) квалификации персонала, обеспечивающего психологическую работу | Численность и квалификация персонала Программы подготовки, повышения квалификации персонала | Методики оценки квалификации персонала Методики оценки эффективности подготовки и повышения квалификации персонала |
Качество и уровень психологического сопровождения различных субъектов педагогического процесса | Виды психологической работы Формы, методы и технологии психологического сопровождения Результаты психологической работы | Методики оценки видов психологической работы Методики оценки эффективности форм, методов и технологий психологического сопровождения Методики оценки результатов психологической работы |
Эффективность профессиональной деятельности психолога
Критерии эффе кти вности | Их диагностические признаки | Способы оценки |
1. Эффективность работы | Соответствие цели достигнутому результату Активность организованной системы действия Глубина изменений в системе мишеней (успешное решение проблем клиентов) Адекватность затрат и результатов Близость идеальных и реальных дор тиже-ний | Профессиональный анализ планов работы психолога (цели, задачи, решаемые проблемы, ожидаемые результаты в сопоставлении с достигнутыми) Анализ систем действия, их активности Анализ финансовых и временных затрат в связи с результатами Сравнение своего опыта с передовым |
2. Уровень овладения профессиональной деятельностью | Репродуктивный Адаптивный Локально моделирующий Системно моделирующий Творческий | Определение реального уровня профессиональной деятельности по описанию |
3. Удовлетворенность психолога своей работой | Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая | Самоанализ собственных мыслей и переживаний по поводу работы: самочувствие, активность, настроение, успешность, продуктивность, самореализация |
4. Удовлетворенность клиентов общением со специалистом | Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая | Анкетирование, интервьюирование клиентов |
5. Соответствие объективных и субъективных оценок деятельности психолога | Не соответствуют Частично соответствуют Полностью соответствуют | Сопоставительный анализ результатов аттестации и собственного анализа |
При оценке эффективности работы психолога можно использовать параметрические и непараметрические методы. Параметрический метод предполагает сопоставление двух ключевых параметров: каким было состояние клиента и каким оно стало. Разница между ними представляет собой реабилитационный эффект или результат, свидетельствующий о квалификации персонала и эффективности применяемых им технологий. К непараметрическим методам относятся интервью, анкетирование клиентов, оценка затрат и др.
Квалификационная характеристика специалиста является лишь ориентиром его профессионального роста. Достижение же того или иного уровня мастерства — задача самого специалиста. Он сам является лучшим экспертом своей профессиональной компетентности и должен стремиться к совершенствованию своей деятельности.
1.1.4. Профессиональная этика практического психолога
Практическая этика — это неотъемлемая часть любой профессиональной деятельности, предполагающей воздействие на психику другого человека. Она легализуется в различных формах: юридических законах, должностных инструкциях, этических кодексах профессий и т.п.
Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строятся деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения [3]. Он построен на нормах морали, а не права, что означает, что его нарушение не приводит к правовой ответственности.
В работу психологической "службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в образовании, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм.
Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которой они реализуются. Это — позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы людей; действия психолога в тех случаях, когда эти интересы кем-либо нарушаются; действия психолога, когда он сам не в состоянии в полной мере помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики; отношения, складывающиеся между психологом, родителями и детьми в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; и действия психолога в ситуациях, когда решается судьба ребенка.
ПРИМЕРНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА
1. Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется ответственностью перед детьми.
2. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнить свои функции с максимальной беспристрастностью.
3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учреждения, вышестоящими управленческими организациями.
4. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.
5. В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.
6. Для того чтобы быть в силах помрчь детям, психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он, в свою очередь, несет персональную ответственность за правильноеиспользование данных ему прав.
7. Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
8. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает основополагающие человеческие права, определенные Всеобщей декларацией прав человека.
9. Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми.
10. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.
11. Психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики представляют его личное содействие и непосредственное участие в делах, наносящих вред ребенку. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются прав работы с детьми, пользования дипломом или документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определенных законом случаях подлежат суду.
12. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.
13. Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.
14. Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.
15. В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупредить об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях.
16. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические и психокоррекционные методики для использования некомпетентными лицами,
17. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми.
18. Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или лиц, их заменяющих.
19. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с медико-психологической или судебно-медицинской экспертизой, определенных законом.
20. Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьи лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.
21. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.
22. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными способами ее получения и распространения, психолог обязан предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.
23. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.
24. Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.
25. Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т.п., — психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.
26. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.
27. При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах профессиональной компетенции он бУДет действовать независимо, а также ознакомить администрацию и других заинтересованных лиц с содержанием настоящего этического кодекса.
28. Нарушение положений этического кодекса профессиональным психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости — более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.
Практическая психология как профессиональная деятельность начинает распространяться в массовом масштабе, что обостряет до предела проблемы обоснованности воздействия одного человека на другого, установления рамок профессиональной компетенции психолога.
Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессионального долга. Последний требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами» [1].
Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на этого человека, основанной на чувстве профессионального долга и ответственности за свои действия.
Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную социальную задачу.
Контрольные вопросы
1. Каково главное назначение психологической службы образования?
2. Каков путь клиента (ребенка) в континууме психологической помощи в системе образования?
3. Каковы профессиональные ограничения у рассматриваемой профессии?
Темы для семинарских занятий
1. Задачи, структура и функции психологической службы.
2. Квалификационные требования, права и обязанности психолога.
3. Этический кодекс психолога.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте профессиограмму психолога в системе образования.
2. На конкретном примере проиллюстрируйте позитивные и негативные последствия для эффективности работы личностных профессионально важных качеств психолога.
3. Сравните структуру неполной психологической службы в России и «гайденс-службы» в США.
Литература
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М., 1997.
2. Вестник образования. — М., 1995. — № 7.
3. Немое Р. С. Психология. - М., 1995. — Кн. 2.
4. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.
5. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000.
6. Психологический справочник «Наши коллеги — 98» / Под ред. Т.А.Девятовой. - СПб., 1997.
7. Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1998.
8. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1991.
Глава 2
ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к личности педагога-психолога. — Психолог как специалист в системе образования. — Модель профессиональной деятельности педагога-психолога. — Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности.
1.2.1. Требования к личности педагога-психолога
Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как представитель одной из «помогающих», человековедческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает. На практике это означает, что любой клиент психолога может влиять на него своими личностными качествами, передавать свои состояния, вовлекать в орбиту своих проблем (контрперенос). Но и специалист, оказывающий помощь, обладая психической реальностью, может, а чаще всего должен оказывать воздействие, включая в работу различные стороны этой реальности (перенос). Эти взаимные воздействия могут быть как позитивными, так и негативными [1]. Задача специалиста заключается, во-первых, в том, чтобы сохранить способность к сопротивлению в случаях негативного влияния, сохранить свой психологический статус-кво; во-вторых, осуществлять культурную эмпатию в ситуациях позитивных воздействий.
Воздействие одной личности на другую — это влияние на сознание, волю, эмоции, через них — на поведение и деятельность человека в целом. Оно осуществляется с помощью различных психологических механизмов: убеждения, внушения, эмоционального заражения. Влияние — это процесс и результат изменения одним человеком другого, его установок, намерений, представлений и других сторон психической реальности в ходе взаимодействия с ним.
Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике, на доказательствах. Суть его — обращенность к сознанию человека. Следовательно, успешность убеждения зависит от его соответствия законам работы сознания: общим, возрастным и индивидуальным. Убеждающие слова должны быть понятны; убеждающее воздействие — обращено к индивидуальному опыту, содержать оптимум новой информации, альтернативность в решении проблемы, повторение и усиление главной убеждающей идеи, а также демонстрировать доверие к клиенту.
Внушение — это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания и поведения в соответствии с ней. Эффективность внушения зависит от силы личности внушающего и степени внушаемости другого лица, а также от характера отношений между ними.
Эмоциональное заражение — воздействие через непосредственную передачу эмоциональных состояний (чувств, эмоций) не словесно, а так называемыми параречевыми и неречевыми средствами (громкость, интонация, темп, ритм, тембр; жесты, мимика, движения).
Сила и модальность воздействия одного человека на другого опосредуются отношениями между ними: симпатией, антипатией, идентификацией, эмпатией. Если человек нам симпатичен, многие черты его личности привлекательны, притягательны для нас. Наше общение с ним строится прежде всего на доверии, все сказанное и сделанное им не верифицируется нашим сознанием, а принимается на веру. Со временем он превращается для нас в некую харизматическую личность, взгляды которой мы считаем правильными, к мнению которой.мы готовы прислушиваться, а советы — выполнять. И наоборот, с "человеком, к которому в процессе общения возникает стойкая антипатия, трудно идентифицироваться. Это означает, что его советы и рекомендации будут подвергаться сомнению, покажутся непривлекательными и не будут выполняться.
Итак, для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности. Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь велико значение его личностных параметров. Это влияние возрастает, если речь идет о работе с детьми.
Основным фактором, определяющим профессиональную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. На практике это проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и социальной справедливости, чувство собственного достоинства и Уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, Порядочность, готовность понять других и прийти к ним на по-
мощь. Важными личностными характеристикам психолога являются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.
Профессиональные знания и умения — это объективные характеристики труда социального педагога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации — ее субъективные характеристики.
В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы осно&ных качеств.
В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др.).
Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, ^адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения.
Третья группа включает коммуникабельность, эмпатич-ность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способность внушать и убеждать.
Можно выделить в структуре личности профессионала так называемые интегральные характеристики (А. К. Маркова):
а) профессиональное самосознание специалиста, т. е. комплекс его представлений о себе как профессионале;
б) индивидуальный стиль деятельности и общения — характерное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;
в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне.
Сопоставляя различные подходы, как и в любой другой профессии, в профессии психолога можно выделить психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о возможности человека овладеть данной профессиональной деятельностью:
высокий уровень интеллектуального развития;
здравый смысл, беглость и острота мышления;
хорошая саморегуляция, самодисциплина;
большая физическая выносливость, работоспособность;
способность вносить большие личностные вклады в других людей;
способность помогать людям в трудных ситуациях;
чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам;
любовь И эмпатия по отношению к детям;
оптимистическое прогнозирование;
креативность — способность к творчеству.
Важным элементом профессионального общения психолога является техника подачи самого себя — самопрезентация. Ее цели служит имидж человека, благодаря которому он создает у окружающих людей необходимое впечатление.
Требования к | 1ичности педагога-психолога | |||
Имидж психолога | Профессионально важные качества | Принципы деятельности | Статус по отношению к детям к взросл ым | |
Человеческая привлека-тельность Личное обаяние Интеллигентность Вид здорового и счастливого человека Позитивная модальность настроения Интерес к людям и их проблемам Уверенность в себе Оптимизм Активность Индивидуальный стиль деятельности* | Интеллектуальность Социабель-ность Аффилиация Эмоциональная устойчивость и жизнерадостность Внимательность и наблюдательность Инициативность и социальная активность % Дипломатичность Терпимость Педагогические способности Профессиональная этика и компетентность Ответственность | Общие: Гуманизма Развития Индивидуального и дифферен-unpoBaHHqro подхода Систсмодея-тельностного подхода Комплексного подхода Специальные: Социального реагирования Благополучия клиента Конфиденциальности Объективности | Атташе Адвокат Доброжелательный собеседник Фасилитатор Психолог Валеолог Психотерапевт | Союзник Помощник Сотрудник Дипломат Педагог Психолог Арбитр Посредник Организатор Консультант Психотерапевт |
Имидж профессионала — это избирательное понятие. Это облик, Форма жизнепроявления человека, благодаря которой проявляются сильнодействующие личностно-деловые качества (Е. С. Яхонто-
ва). Имидж также выступает как общественное признание и оценочное отношение.
Основными мотивами самопрезентации являются:
стремление к развитию отношений с людьми;
самоутверждение личности;
требования профессиональной деятельности.
Основные мотивационные модели самопрезентации — это самоусиление, самозащита и самоутверждение. Для самоусиления характерны возвеличивание своей личности, своего «Я», высокий уровень самооценки. Человек охотно приписывает себе социально одобряемые качества, идет на риск для того, чтобы произвести впечатление, рекламирует свой будущий успех, скрывает неудачи, пытается выделиться среди других. Для самозащиты характерны низкая самооценка, попытка оградить свое «Я» от тяжелого психологического опыта, возможных унижений и неудач. Доминируют мотив сознательного самоунижения, попытки скрыть свое подлинное «Я». Самоутверждение и самореализация возможны на основе адекватной самооценки, открытого поведения, проявления не только социально одобряемых, но и уникальных черт личности, позитивного восприятия других людей.
На стиль самопрезентации влияют когнитивные факторы (образ «Я», ценности, идеалы), культурные (традиционные поощрения или осуждения) и личностные — уникальный набор приемов самопрезентации и социально-психологической адаптации.
Для успеха имиджа необходимы его яркость, узнаваемость, соответствие ожиданиям социальной среды. Приоритетными характеристиками для имидж-составляющих педагога-психолога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивная модальность настроения, интерес к людям и их проблемам, уверенность в себе, оптимизм, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения. Культура, эрудиция и профессионализм должны присутствовать в профессиональном имидже любого специалиста. Общественное мнение выделяет такие качества этого специалиста, как социабельность, аффилиация, эмпа-тия, социально-психологическая активность, дипломатичность, рефлексивность и ответственность.
Имидж формируется как сознательно, так ипроизвольно самим специалистом и его окружением. Умелое представление в исключительно индивидуальной манере имидж-составляющих характеристик срабатывает на профессиональное и личностное самоутверждение педагога-психолога.
Для имиджа психолога большое значение имеет нравственная оценка его личности. Безупречный имидж — это достояние нравственных людей, не отступающих от морального, корпоративного и правового кодексов поведения. Более того, сильные личности
устанавливают для себя повышенные моральные требования. Занижение нравственных требований к себе — проявление слабости духа, ущербности личности.
Схема имидж-составляющих
Визуальное восприятие человека | Степень физической привлекательности Степень выразительности манер и их привлекательности Одежда и аксессуары (как отражение личной незаурядности, элегантности) |
И i ггелл ектуал ьнос восприятие человека | Впечатляющие личностные характеристики Качества, отражающие профессиональный портрет специалиста |
Статусное восприятие человека | Оценка стратификационного статуса (положения в обществе) Профессия Должность |
Социальный фон, влияющий на восприятие конкретного человека | Личностные Характеристики окружения: семья, друзья, знакомые, коллеги Стратификационные характеристики окружения (к какой социальной группе относится и степень престижа положения этой группы) |
Влияние интерьера на восприятие человека | Качество, стиль Цветовое оформление Пространственные характеристики |
В целом успешность имиджа определяется единством стратегии и тактики личностного и профессионального в поведении специалиста. Психолог должен поддерживать высокие стандарты своего поведения.