Психолого-педагогическая классификация

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Недостатки мелодико-интонационной (ринофония, дисфония, афония) и темпо-ритмической стороны речи (заикание, итерация, полтерн, тахилалия, брадилалия) — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

6.Особенности зрительного и тактильного восприятия лиц с нарушениями речи.

Патология зрительного восприятия при нарушениях речи условно подразделяется на иллюзии, галлюцинации, психосенсорные расстройства и агнозии. Для лиц с речевыми расстройствами наиболее характерны различной модальности агнозии.

Предметная агнозия возникает при поражении «широкой зоны» зрительного анализатора и может быть охарактеризована либо как отсутствие процесса узнавания, либо как нарушение целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей.

Симультанная агнозия возникает при двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Суть этого феномена— невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе.

Лицевая агнозия может проявляться в разной степени — от нарушения запоминания лиц до неузнавания самого себя в зеркале.

Тактильные агнозии — это нарушение осязательного восприятия предметов и их свойств. астереогноз — невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков. отдельные свойства предмета — форму, величину, вес, материал, из которого он сделан. нарушения соматогнозиса (схемы тела): трудности в непосредственной оценке расположения частей собственного тела, кажущееся больному изменение размеров руки, головы, языка, удвоения конечностей, их «отчуждения» от субъекта, игнорирование левой половины тела. при афазиях нарушения ориентировки в пространстве, дефекты пространственной ориентации движений и наглядно пространственных действий (конструктивная апраксия, аграфия, акалькулия, пальцевая агнозия), речевые расстройства («семантическая афазия», «амнестическая афазия»), нарушение логических операций и других интеллектуальных процессов.

7.Особенности слухового восприятия лиц с нарушениями речи.

При нарушениях речи часто встречается речевая акустическая агнозия, в основе которой лежит нарушение фонематического слуха — фактора, обеспечивающего дифференцированный анализ смыслоразличительных звуков речи. Степень нарушения различения звуков речи может быть максимальной (нарушена дифференциация всех речевых звуков), средней (нарушено различение близких фонем) и минимальной (при сохранности анализа фонем дефектно восприятие пар слов, различающихся только по одному фонематическому признаку).

отличие амнестической афазии от сходных нарушений состоит в том, что пациенту помогает подсказка — произнесение начальных звуков слова. восприятие звукового ряда основано не только на анализе отдельных элементов акустического потока, но и в равной мере на удержании в памяти всех его звеньев. В связи с этим становится понятной необходимость наличия в системе акустической перцепции аппаратов, осуществляющих удержание в памяти всей последовательности звуков для понимания значения невербальных акустических стимулов или смысла воспринимаемого высказывания.

8.Особенности внимания при нарушениях произносительной стороны речи.

При нарушениях произносительной стороны речи отмечаются нарушения внимания.

Изучением внимания у дошкольников с нарушениями речи занималась Т. С. Овчинникова. Выполнение корректурной работы детьми шести лет со стертой дизартрией в значительной степени отличается от подобной деятельности нормально говорящих детей. В среднем дети со стертой дизартрией просматривают за одно и то же время в 1, 28 раза меньше знаков по сравнению со здоровыми детьми. При этом у детей с нарушениями речи коэффициент вариативности, характеризующий степень изменчивости количества просмотренных знаков, более выражен, чем у здоровых детей. проявление характерной для детей с нарушениями речи общей моторной неловкости. Отсутствие сформированных умений владения карандашом и низкий уровень развития психомоторных навыков делает процесс заполнения корректурной таблицы сложным, трудоемким и кропотливым актом, требующим большого волевого усилия.особенность внимания— отвлекаемость. Причина ее — воздействие других ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей. Чем выше уровень организации и саморегуляции, тем меньше пропусков. У детей с преобладанием процесса возбуждения процент ошибок больше, чем у детей тормозимых. Разнообразие ошибок можно связать с некоторыми личностными особенностями ребенка.

значительно снижены различные стороны внимания: концентрация, переключение,распределение,объем.и.устойчивость.

9.Особенности внимания при системных нарушениях речи.

Системные нарушения речи представлены двумя видами: алалией и афазией.

Алалия (дисфазия) — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Афазия - полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована.

с алалиейнаблюдаются расстройства произвольного внимания, отвлекаемость. быстро истощаем, внимание его неустойчиво, ему трудно сосредоточиться, быстро утомляется. нарушением сна, аппетита, плаксивостью, частой сменой настроения.

с системными нарушениями речи отмечаются быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность. трудности включения, переключения и распределения внимания. не сразу воспринимает звук, обращенную к нему речь, отвлекается внешними раздражителями и без них.

с сенсорной алалией отмечаются колебания слухового внимания и восприятия: трудности включения и концентрирования внимания, устойчивости и распределения его, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания. Задержка умственного развития носит вторичный характер.

с афазией неустойчивое, быстро истощаемое внимание, расстройства памяти, сужение ее объема, нарушение прочности сохранения информации.

10.Особенности внимания лиц с заиканием.

Сведения о характере внимания у заикающихся немногочисленны (КулиевЭ.М., Мерлис М.И., Калягин В. А.). отмечается снижение процесса внимания у заикающихся детей, подростков и взрослых.

Лица без речевой патологии преимущественно пропускают слова, значительно реже подчеркивают только часть слова или дополнительное слово и реже всего подчеркивают ложные слова. Ошибки заикающихся распределены менее контрастно. Преобладает неполное подчеркивание слов, много подчеркиваний ложных слов, меньше пропусков и совсем мало подчеркиваний дополнительных слов. При высокой степени заикания испытуемые в среднем делают на одну ошибку больше (четыре вместо трех). избирательность внимания у заикающихся развита слабее.

объем внимания у –заикающихся меньше, чем у лиц без речевых нарушений.

С помощью таблиц Шульте—Платонова удалось показать снижение объема внимания у заикающихся, зависимость скорости выполнения задания от пространственного расположения цифр в таблице и от времени произнесения отыскиваемых цифр. недостаточной устойчивости внимания заикающихся.

склонность заикающихся выполнять задание более монотонно. По количеству ошибок достоверные отличия выявлены только для цифровой корректурной пробы.

У заикающихся детей более медленного выполнения всех проб. трудности вызывает корректура буквосочетаний по сравнению с буквенной.

нарушено внимание, связанное с восприятием речевого материала

Наши рекомендации