Эмпирический метод наблюдение
ДОКЛАД
Предмет: «Экспериментальные и прикладные методы психологии и психодиагностики»
Тема: «Неэкспериментальные исследовательские методы в психологии»
Вопрос: «Классификация методов психологического исследования»
Факультет «психологии»
Направление подготовки «психология»
Группа ПСИ-Б-0-В-2016-1
Студентка 1 курса 2 семестра
Дымма Людмила Викторовна
Москва — 2017
Оглавление
Тема: Неэкспериментальные исследовательские методы в психологии
Классификация методов психологического исследования…….. | |
Уровни психологических методов…………. | |
Г. Пирьов разделил "методы" ………. | |
Классификации методов……………….. | |
Эмпирический метод наблюдение………………. | |
Эмпирический метод эксперимент……………………. | |
Эмпирический метод измерение ………………………………… | |
Виды измерений | |
Эмпирический (коммуникативный) метод беседа | |
Классификация эмпирических методов, представленная в таблице | |
Основные психологические эмпирические методы в квадратах… | |
Неэкспериментальные эмпирические методы | |
Источник | |
Литература……………………………………………………………….…... |
Тема 2: НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения Б.Г.Ананьева[1], методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней.
Уровни психологических методов
1. Уровень методики.
2. Уровень методического приема.
3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).
4. Уровень организации исследования.
5. Уровень методологического подхода.
Термин "метод" может применяться к любому из уровней.
Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ; в психодиагностике — проективный метод (уровень 2); в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1); в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности — близнецовый метод (уровень 4).
Приведенное уровневое деление способов, применяемых в психологическом исследовании, близко к тому, которое предложил Г. Пирьов[2].
Г. Пирьов разделил "методы":
1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);
2) методические приемы;
3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
Классификации методов
1. С.Л. Рубинштейн[3] в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент.
Наблюдение | Эксперимент | ||||
"внешнее" | "внутреннее" (самонаблюдение) | лабораторный | естественный | психолого-педагогический | физиологический (метод условных рефлексов) |
Он также выделил приемы изучения продуктов деятельности:
- беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже);
- анкету.
2. Классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова. Он выделил:
самостоятельные | - наблюдение (объективное — непосредственное и опосредованное, субъективное — непосредственное и опосредованное); - эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический); - моделирование; - психологическая характеристика |
вспомогательные методы | - математические; - графические; - биохимические |
специфические методические подходы | - генетические; - сравнительными |
3. Критику классификации Пирьова дал Ананьев Б.Г., предложив другую. Все методы он разделил на:
1) организационные (4-й и 5-й уровни, выделенные выше) | - сравнительный; - лонгитюдный; - комплексный методы |
2) эмпирические | - обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); - эксперимент (лабораторный, полевой, естественный, психолого-педагогический и др.); - психодиагностический метод (тесты, анкетирование, социометрия, беседа, интервью); - праксиметрические методы (анализ процессов и продуктов деятельности, оценка изделий, хронометрия, профессиография); - метод моделирования (математическое, кибернетическое); - биографический метод (анализ событий жизни, документации, свидетельств и пр.). |
3) способы обработки данных | методы математико-статистического анализа данных и качественного описания результатов |
4) интерпретационные | генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (психография, классификация, типологизация, определение психологического профиля и др.) |
По классификации Ананьева также остается много нерешенных проблем:
- почему моделирование оказалось эмпирическим методом?
- чем практические методы отличаются от полевого эксперимента или инструментального наблюдения?
- почему группа интерпретационных методов отделена от организационных?
- разве генетическая интерпретация не предполагает особый способ организации исследования ("близнецовый метод" и др.)?
Важно отметить, что здесь не обозначены теоретические методы психологического исследования, но вместе с тем выделен класс методов, "промежуточный" по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно — методы представления, обработки и (добавим) интерпретации данных эмпирического исследования.
4.В работах М.С.Роговина и Г.В. Залевского[4] рассматриваются вышеприведенные классификации и дается своя. Согласно точке зрения этих авторов, метод — это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания.
Они сводят число основных психологических методов к шести:
1) герменевтический — соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны);
2) биографический — выделение целостного объекта познания в науке о психике;
3) наблюдение — дифференциация объекта и субъекта познания;
4) самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации;
5) клинический — на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам;
6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.
Приведенная классификация имеет преимущество — гносеологическое основание (субъект-объектное взаимодействие), хотя и спорна:
- неясно, чем вызвано выделение биографического метода (критерий — целостность, тогда можно вычленить что-то и по критерию аналитичности?) и клинического метода (в этом ли его специфика?).
- почему моделирование в число герменевтических методов.
5.Подход Дружинина В.Н.
Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:
1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).
3. Интерпретация и описание, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
Эмпирические | Теоретические | Интерпретационно-описательные | |
Результат применения методов | Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений; ученый взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом. Обрабатывая и интерпретируя данные эмпирического исследования, экспериментатор так же, как и теоретик, работает с графиками, таблицами, формулами, но взаимодействие с ними протекает в основном "во внешнем плане действия": рисуются схемы, с помощью компьютера делаются расчеты и пр. | В теоретическом исследовании ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией — представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т.д. Взаимодействие ученого с моделью предмета: знания о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической Теоретическая работа совершается "в уме". Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем (от частного к общему) | Это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы. С другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и в конечном счете оправдание или опровержение гипотезы |
Методы | I) наблюдение 2) эксперимент 3) измерение. | 1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе — восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат — теория, закон и др.; 2) индуктивный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат — индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; 3) моделирование — конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и\или доступный для исследования. Результат — модель объекта, процесса, состояния. | Интерпретационно-описательные методы играют важнейшую, хотя и не очевидную роль в целостном психологическом исследовании. Зачастую именно отрефлексированное исследователем владение этими методами предопределяет успех научной программы. Особенности описательных методов в психологии подробно изложены в монографии В.А. Ганзена, хотя в ней и не проводится различие между описанием как теорией и описанием эмпирических данных. |
Эмпирический метод наблюдение
Первый метод, с которым обычно начинают знакомить студентов, — наблюдение. В ряде наук это единственный эмпирический метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблюдения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках.
Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от "нормальных". Кроме того, наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия.
Эксперимент позволяет выявить причинные зависимости и ответить на вопрос: "Что вызвало изменение в поведении?". Наблюдение применяется тогда, когда - либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
· непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
· пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
· сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие исследователя, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, оказывает влияние на его поведение.
Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более "совершенные" методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Эксперимент и измерение позволяют объективировать процесс, ибо они проводятся с использованием специальной аппаратуры и способов объективной регистрации результатов в количественной форме.