История отечественной социальной психологии
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В своем становлении она прошла следующие этапы:
• зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках;
• отпочкование от родительских дисциплин (психологии и социологии) и превращение в самостоятельную науку;
• возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.
В основе периодизации истории отечественной социальной психологии лежат общественно-исторические условия, логика развития самой психологии и развитие смежных научных дисциплин. По этим основаниям в истории отечественной социальной психологии (Шорохова, 2002) выделяют четыре периода: 1-й период — 60-е гг. XIX в. — начало XX в.; 2-й период — 20-е гг. XX в. — середина 30-х гг. XX в.; 3-й период — вторая половина 30-х гг. — середина 50-х гг.; 4-й период — вторая половина 50-х — 70-е гг. XX в.
1-й период: становление социальной психологии.Особенностью первого периода было зарождение социально-психологических идей внутри естественных иобщественных наук. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, поведении личности в группе и групповых процессах, общении и совместной деятельности. Эмпирические знания о поведении личности в группе и групповых процессах в этот период накапливались вне рамок собственно самой социальной психологии: в военной и юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев.
Так, в военной науке и практике выделялись психологический анализ воинской деятельности, психология .боя, психологические особенности воинского коллектива, психология толпы, психология полководца. В юридической науке и практике выделялись такие проблемы, как психология судебной деятельности; психология пре-
ступления и преступника. Значительное количество работ было посвящено изучению социально-психологических особенностей суда присяжных, общению и совместной деятельности в преступном мире и др. Аналогично западной социальной психологии в России развивались идеи «народной психологии»: был накоплен большой эмпирический материал при изучении языка, психологического склада, обычаев и напевов русского народа. В медицинской науке и психиатрической практике также формировался целый ряд социально-психологических идей. Они касались психологии личности больного человека и его взаимоотношений с другими людьми. Уникальный социально-психологический материал был получен при исследовании массовых психических явлений — кликушества, мерячения как явлений массового психического заражения (Будилова, 1983).
Социально-психологические идеи в этот период успешно развивали представители общественных наук. В социологии выделилась целая психологическая школа. Наиболее ярким представителем этой школы был Н. К. Михайловский. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Действующие силы социального развития — это герои-предводители и толпа. Герой (вожак) управляет толпой, он аккумулирует разрозненные возникающие в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются характером данного исторического момента, определенного строя, личными свойствами героя, психическими настроениями толпы. Психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение. Михайловскому принадлежит первенство в разработке проблем подражания.
Социально-психологическая проблематика в правоведении представлена в трудах Л. И. Петражицкого, одного из основателей субъективной школы в правоведении. Л. И. Петражицкий считал, что психология представляет собой фундаментальную науку, которая должна стать основой общественных наук. Ученый полагал, что реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции, эмоциональные феномены. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа его интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения человека — эмоции (Петражицкий, 1908).
Выдающееся значение в развитии социальной психологии в русле естественных наук имеют труды В. М. Бехтерева. Одна из его ра-
26 Раздел I. Теоретико-методологические основы
бот, опубликованная в 1898 г. и посвященная роли внушения в общественной жизни, является по существу первой специальной публикацией социально-психологического плана. Фундаментальный труд Бехтерева «Коллективная рефлексология» (1921) может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. В этой книге дано развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом, по Бехтереву, является изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова.
Бехтерев выделил базовые признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий. Органическое включение личности в общность привело ученого к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов он выделяет взаимодействие, взаимоотношение, общение; в качестве коллективных — наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение, наблюдение, творчество, согласование действий. Объединяют людей в коллективы взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция.
Бехтерев обобщил большой эмпирический материал, полученный социально-психологическими методами наблюдения, опроса, применением анкет. А экспериментальные исследования влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти явились началом экспериментальной социальной психологии в России.
2-й период: развитие социальной психологии. Характерная особенность этого периода — поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществляется как в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии, так и путем освоения марксистских идей и их применения к пониманию социально-психологических явлений.
Развернувшаяся в этот период общая дискуссия об отношении марксизма и психологии касалась и социальной психологии. Это было естественно и объяснялось тем, что представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем: соотношение социальной психологии и индивидуальной психологии; соотношение социальной психологии и социологии; природа коллектива как основного объекта социальной психологии.
При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовали две -точки зрения. Некоторые ученые утверждали, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакой
История становления и развития социальной психологии 27
социальной психологии наряду с общей якобы не должно быть. Противоположную точку зрения представляли взгляды тех ученых, кто утверждал, что должна существовать только социальная психология. В ходе дискуссий эти крайние точки зрения преодолевались в пользу равноправного взаимодействия между социальной и индивидуальной психологией. В обсуждении данной проблемы приняли участие Л. Н. Войтоловский, М. А. Рейснер, А. Б. Залкинд, Ю. В. Франкфурт, К. Н. Корнилов,Т. И. Челпанов, который говорил о необходимости.существования социальной психологии наряду с психологией индивидуальной, экспериментальной. Социальная психология, согласно его теории, изучает общественно-детерминированные психические явления. Она тесно связана с идеологией, теорией марксизма.
Вторым направлением социальной психологии в этот период было исследование проблемы коллективов. В создании теории коллективов, их классификации, закономерностях развития участвовали многие социальные психологи (Б. В. Беляев, Л. Вызов, Л. Н. Войтоловский, А. С. Залужный, М. А. Рейснер, Г. А. Фортунатов). В этот период был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.
К 1930-м гг-. относится пик развития социально-психологических исследований в прикладных отраслях, особенно в педологии и психотехнике. Так, в области педагогической практики исследования проводились по проблемам взаимоотношения коллектива и личности, факторов формирования детских коллективов. Особое место занимали работы по изучению структуры детских коллективов, стадий их развития, феномена вожачества, психологических проблем беспризорности и др.
В области изучения производственной деятельности решались социально-психологические проблемы профессиональной пригодности, утомляемости, аварийности и травматизма, монотоний, проблемы становления профессионала, гуманизации техники в системе «человек-машина». Преимущественно социально-психологическую составляющую в психологии труда образовывали исследования проблем руководства трудовыми коллективами (стиль управления, роль атмосферы и настроения), соревнования, конфликта. Социальных психологов привлекали также проблемы безработицы.
3-й период: стагнация социальной психологии. Во второй половине 1930-х гг. ситуация в стране и в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгушение атмосферы декретирования и администрирования. Этот период сопровождался теоретическим
28
Раздел I. Теоретико-методологические основы
История становления и развития социальной психологии 29
обоснованием ненужности социальной психологии (так как все психические явления социально детерминированы, нет необходимости выделять социально-психологические феномены и изучающую их науку) и резкой критикой идеологической направленности западной социальной психологии, полным расхождением в понимании общественных явлений, психологизаторством в социологии. Конкретные оценки отдельных школ и авторов нередко переносились на социальную психологию в целом. Это привело к оценке социальной психологии как лженауки. Следует отметить также практическую невостребованность результатов социально-психологических исследований в то время и идеологическое давление на науку, которое нашло свое отражение в Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», вследствие чего были запрещены исследования в области педологии, сокращен объем работ в сфере психотехники и социальной психологии.
Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х гг., но и в это время социально-психологические исследования все-таки проводились, хотя их число было явно недостаточным.
Три блока проблем привлекали ученых. Прежде всего продолжалась разработка методологических проблем. Она осуществлялась в русле общей психологии. Труды Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, разработавших методологические принципы психологии — принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, культурно-исторической концепции, — заложили теоретический и методологический фундамент социальной психологии.
Второй блок проблем касался социальной психологии коллектива. «Лицо» социальной психЪлогии в этот период определили взгляды А. С. Макаренко, который вошел в ее историю как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Ему принадлежит определение коллектива, которое стало исходным в разработке социально-психологической проблематики в последующие десятилетия.
По мнению Макаренко, коллектив — это целеустремленный комплекс организованных личностей, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, социальный организм. Его основные признаки: наличие общих целей, определенная структура, органы, координирующие деятельность коллектива и представляющие его интересы. Коллектив — часть общества, органически связанная с другими коллективами. Макаренко выделил два вида коллективов: первичный и вторичный. Коллектив в своем развитии проходит ряд этапов. Макаренко поставил вопрос о необходимости
целостного исследования личности. Главная теоретическая и практическая задача — изучение личности в коллективе. Положение Макаренко о «воспитании личности в коллективе, посредством коллектива, для коллектива» стало одним из основных исследовательских принципов. Наиболее широко и последовательно учение А. С. Макаренко освещено и развито в работах А. Л. Шнирмана.
Третий блок проблем в этот период был связан с практической ориентацией социальной психологии. Проводились исследования школьных коллективов, формирования личности, механизмов взаимоотношений коллектива и личности, роли руководителя в педагогическом процессе. Зарождалась практическая психология отношений.
В социальной психологии продолжала развиваться промышленная проблематика. Особое внимание ученых привлекли психология производственных бригад, коллективный стахановский труд, ударничество, развитие индивидуального и коллективного трудового соревнования. Объектами психологических исследований стали проблемы инициативности, влияния оценок членов группы на развитие творчества, на производительность труда.
4-й период: возрождение социальной психологии.Этот период характеризуется «потеплением» общей идейно-политической атмосферы в обществе, ослаблением администрирования в науке, снижением идеологического контроля, демократизацией во всех сферах жизни. Психологическая наука в 1950-х гг. в острых дискуссиях с физиологами отстояла свое право на самостоятельное существование. Общая психология стала надежной опорой для развития социальной психологии.
В нашей стране начался период возрождения социальной психологии и ее формирования как самостоятельной науки. Критериями ее самостоятельности выступили:
• осознание представителями этой науки уровня ее развития и состояния исследований;
• определение места данной науки в системе других наук;
• определение предмета и объектов ее исследований;
• выделение и определение основных категорий и закономерностей;
• институционализация науки;
• подготовка специалистов, публикации трудов, учебников;
• организация съездов, конференций, симпозиумов.
Начало рассматриваемого периода связывают с дискуссией по социальной психологии, открывшейся публикацией статьи А. Г. Ковалева «О социальной психологии» (см.: Вестник ЛГУ. 1959. № 11).
30 Раздел I. Теоретико-методологические основы
Обсуждение продолжалось на страницах журналов «Вопросы психологии», «Вопросы философии», на II съезде психологов СССР, на многочисленных конференциях, семинарах и т. д. Содержанием дискуссий были предмет социальной психологии, ее место в системе наук, методы исследования, практический потенциал, основные направления ее дальнейшего развития и актуальные задачи этой дисциплины.
'Завершением четвертого периода, логически переходящего в современное состояние, была кристаллизация социально-психологической проблематики. В качестве основных проблем выделились:
• методологические и теоретические проблемы;
• проблемы коллектива;
• социальная психология личности;
• социально-психологические проблемы деятельности;
• психология общения.
1.2.2. Становление современной социальной психологии за рубежом
В широком смысле западные специалисты определяют социальную психологию как науку, изучающую взаимозависимость поведения людей, определяемую фактом их взаимоотношений и взаимодействий. Поведенческая взаимозависимость означает, что поведение индивида изучается одновременно и как причина, и как результат поведения других людей. Причем другие люди могут быть в реальном контакте с данным индивидом, существовать в его воображении или просто предполагаться конкретной ситуацией.
Годом рождения социальной психологии можно считать 1908, когда были опубликованы «Введение в социальную психологию» английского психолога У. Макдугалла и работа американского социолога Э. Росса «Социальная психология». Однако известно, что исследовательский интерес к изучению социального поведения людей возник и сформировался во второй половине XIX в. Он был ознаменован появлением работ по условно называемой «народной психологии», анализирующей способы взаимоотношения личности и общества (признание примата личности или общества). «Психология народов» как одна из первых форм"-психологической теории сложилась, в середине XIX в. в Германии и связана с именами М. Лацаруса, Г. Штейнталя и В. Вундта. «Психология масс» — другое направление первых социально-психологических теорий, роди-
История становления и развития социальной психологии 31
лось во Франции во второй половине XIX в. и связано с именами С. Сигеле и Г. Лебона.
Начало научной социальной психологии на Западе обычно связывают с работами В. Меде в Европе и Ф. Олпорта в США в 20-е гг. XX в. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. В развитии психологии выделились три теоретические школы: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология. Особенно привлекательными были идеи бихевиористского подхода, наиболее соответствовавшие идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. Под влиянием экспериментальной методологии, которую социальная психология начала интенсивно использовать в период между двумя мировыми войнами, первоначальная интегративная задача «социализации» психологии в основном редуцировалась до изучения влияния управляемого социального окружения на индивидуальное поведение в лабораторных условиях.
Ценой, которую социальная психология заплатила за свою экспериментальную жесткость, была потеря релевантности результатов исследований. Освобождение от чар экспериментального подхода привело к кризису 1960—1970-х гг., когда было предложено много альтернативных вариантов развития этой дисциплины. Главный эффект этого кризиса — либерализация социальной психологии, ее освобождение от искусственности лабораторного эксперимента. В последние годы больше внимания уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, а также изучению социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.
Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило как в русле общепсихологических направлений — бихевиоризма и фрейдизма, так и согласно научным разработкам новых собственно социально-психологических школ и направлений, к которым относятся:
• необихевиоризм (Э. Богардус, Г. Олпорт, В. Ламберт, Р. Бейлс, Г. Хоуменс, Э. Мэйо и др.);
• неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, А. Кардинер; Э. Шилз, А. Адлер);
• теории поля и групповой динамики (К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Л. Фестингер, Г. Келли);
32 Раздел I. Теоретике-методологические основы
История становления и развития социальной психологии 33
• социометрия (Дж. Морено, Э. Дженнингс, Дж. Крисуэл, Н. Брон-денбреннер и др.);
• трансактивная психология (Э. Кентрил, Ф. Килпатрик, В. Ит-тельсон, А. Эймес и др.);
• гуманистическая психология (К. Роджерс и др.);
• когнитивистские теории, а также интеракционизм (Г. Мид,
I Г. Блумер, М. Кун, Т. Сарбин, Р. Мертон и др.), который
представляет социологический источник в развитии социальной психологии. Традиционно социальная психология разделяется на три или четыре области исследования — изучение индивидуального социального поведения; диадического социального взаимодействия и процессов общения; малых групп и психологическое изучение социальных проблем.
Как показывают современные зарубежные обзоры, социальная психология занимается разработкой широкого спектра проблем. Особое внимание современных исследователей привлекают: 1) процессы аттрибуции; 2) групповые процессы; 3) оказание помощи; 4) аттракция и аффилиация; 5) агрессия; 6) преступления; 7) установки и их изучение; 8) социальное познание; 9) социальное развитие личности (социализация); 10) кросскультурные исследования.
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
2. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.
3. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.
4. Психология: Учебник для технических вузов / Отв. ред. В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2000.
5. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 466—484.
6. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М., ПЕР СЕ, 2002.
7. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.
8. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, 1999.
Контрольные вопросы
1. Какие периоды выделяют в истории отечественной социальной психологии? л
2. Каков вклад Н. К. Михайловского в зарождение социальной психологии в России?
3. В чем состоят основные заслуги В. М. Бехтерева в развитии социальной психологии?
4. Какова роль А. С. Макаренко в исследованиях психологии коллектива и личности?
5. Назовите первые публикации по социальной психологии, формально обозначившие рождение социальной психологии на Западе.
6. Какова основная причина кризиса западной социальной психологии в 1960—1970-е гг!?
7. Назовите основные теоретико-методологические ориентации в зарубежной социальной психологии.
8. Перечислите проблемы, наиболее активно разрабатываемые в современных социально-психологических исследованиях.
Раздел II