Неудачные социализаторы: плохие родители

Некоторые социологи видят причины семейного неблагополучия (не­устойчивость брака, разводы, дезорганизация общения в семье и социали­зации детей, нуклеарность и малодетность семьи) в том, что супруги все более стремятся удовлетворить свои высшие потребности за пределами се­мьи. Иначе говоря, семья и родительство становятся неконкурентоспособ­ными по сравнению с такими ценностями, как повышение социального статуса, уровня образования, материального благополучия и т.п., что и при­водит к росту числа неблагополучных семей.

Но если следовать такой логике, то родители, запустившие семью, долж­ны быть на вершине успеха в бизнесе, политике или искусстве21. Ничего подобного. В большинстве неблагополучных семей и родители неблагопо­лучные. В нестабильных парах супруги характеризуются низким уровнем со­циальной адаптации, повышенной агрессивностью, низким уровнем эмо­циональной устойчивости, острым ощущением своей неудачливости, алко­голизмом и беспорядочными половыми связями.

В благополучных семьях родители передают детям духовные ценности (стремление к познанию, творчеству, самосовершенствованию и радости от этого), формируя самостоятельность, профессиональные навыки. Напро­тив, в неблагополучных семьях духовные ценностные ориентации не игра­ют большой роли в жизни родителей, а характер общения таков, что пере­дача культурного наследия детям практически отсутствует.

Очень большое значение для родителей из неблагополучных семей име­ют аффилиативные ценности (потребность принадлежать к определенной группе и занимать какое-либо место в ней, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви). Они фор­мируют чувство зависимости от мнения других, ложного коллективизма,ко­торое правильнее назвать стадностью. Став родителем, такой человек во­влекается в бесконечную последовательность хаотичных действий по вос­питанию. Стремясь руководить другими, он толком не знает, как управлять собственными поступками. Неблагополучные родители не умеют понять

20 Степанчук О. Офицеры России: ступени падения // Советская Россия. 2003. № 39 (12382). 10 ап­
реля.

21 Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследова­
ния. 1995. №7. С. 93.

мысли, чувства и желания детей, неспособны направить взросление ребен­ка в нужное русло.

Короче говоря, они не могут выковать из своих детей личность потому, что сами не являются таковой.

Семилетний опыт консультирования родителей из неблагополучных се­мей убедил А.Н. Елизарова в том, что их отличает непостоянство и непред­сказуемость. Родительские реакции на детское поведение импульсивны, случайны и зависят от множества посторонних условий, в том числе от ко­лебаний настроения. Детям редко объясняют, почему им не следует так по­ступать. Воспитание строится по принципу запретов и наказаний. В резуль­тате у ребенка не вырабатываются нормы, которые могли бы регулировать его поведение. Он постоянно нуждается во внешнем контроле, что вполне соответствует неосознанному желанию родителей быть вовлеченными в по­стоянную воспитательную деятельность. Однако благодаря этому родитель­ские функции со временем становятся все более обременительными для них. Наступает момент, когда супруги стараются избавиться от непосильной за­боты и, частично или полностью, покинуть семью22.

неудачные социализаторы: плохие родители - student2.ru

Стиль общения супругов между собой и родителей с детьми весьма при­мечателен. Он эмоционален, часто бессодержателен и мелочен. Взаимные придирки, ссоры по пустякам. В разговорах преобладают темы, которые эмоционально возбуждают, динамичны, полны неожиданностей (возбуж­дающие подробности угона автома­шины, поведение законченных пья­ниц окрестного района и т.д.). Много времени уходит на выяснение отно­шений, часто с применением физи­ческой силы и нецензурной лексики, и очень мало — на чтение книги, об­суждение увиденного, нравственные беседы.

Здесь формируется особая картина мира. В окружающих людях, даже род­ственниках, родители видят постоян­ную угрозу, скрытую зависть и намере­ние принести им вред. Других, но не себя, они подозревают в распутстве, воровстве, алчности. Не добившись успеха в жизни, причину они видят не в себе, а в других. Подобные ценности передаются по эстафете, и вскоре их дети начинают видеть мир злобным, неприветливым, враждебным. Не умея распознавать психологию людей, неблагополучные родители заранее на­страиваются к ним неверным образом. Не понимая или не принимая реак­ции окружающих, они часто совершают ошибки, делают все новые прома­хи и еще больше катятся вниз по социальной лестнице. С продвижением вниз растет уровень агрессивности и раздражительности. И все это выли­вается на самых слабых — детей.

У взрослых в таких семьях, как правило, нет постоянной и любимой про­фессии. Они часто меняют место работы, не ладят с начальством, выпива-

Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследова­ния. 1995. № 7. С. 94.

ют с товарищами, не берегут оборудование и орудия труда, не следят за со­бой и своим рабочим местом. Отец полностью устраняется из жизни своей семьи, столкнувшись с неудачами, и мать становится единственной корми­лицей и воспитательницей детей.

У них ярко выражено скептическое или пренебрежительное отношение ктаким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость. Честный труд, полагают они, для дураков, а умный может и должен нарушать, обманывать, ловчить, если остается непойманным. Их поведением управляет не стрем­ление достичь высоких целей, а желание избежать отрицательных послед­ствий собственных действий или собственного бездействия. Детей такие неудачные социализаторы ругают не за то, что кого-то обманул, побил или уронил, а за то, что теперь им придется с кем-то разбираться, перед кем-то извиняться и т.д.

Духовные потребности не исчезают у этих людей, но, видимо, постоян­но дают о себе знать в стремлении чем-то заполнить духовный вакуум. Для этого, как отмечал В. Франкл, можно ходить на танцы, заглушая ощущение

бессмысленности существования громкой музыкой и шумом; пассивное наблюдение болельщика, когда он де­ неудачные социализаторы: плохие родители - student2.ru лает вид, что самое важное в мире — какая команда выиграет тот или иной матч, также относится к этому ряду. Сюда же относится чтение детективов, просмотр боевиков и фильмов ужасов23. Удобным средством бегства служит секс. Но, предаваясь ему, неудачные социализаторы нередко забывают об этических нормах, о том, что дети являются незримыми наблюдателями их поступков. Для детей подобные действия становятся психотравматически­ми. Отсюда девиантное поведение, ведущее к суицидам в подростковом и юношеском возрасте.

Равнодушие к труду и человеческим ценностям передается детям. В ре­зультате формируется новое поколение маргиналов, пополняющих социаль­ное дно.

Другим удобным средством бегства от ощущения бессмысленности соб­ственной жизни является профессиональная сверхвовлеченность. Современ­ное общество породило массовый тип семьи, которую можно назвать карь­ерной. Родители в такой семье живут в постоянной погоне за работой, зарп­латой, экономическим и социальным престижем. Они поглощены борьбой для того, чтобы достичь высокого социального статуса, который, однако, постоянно ускользает от них. Что передают эти родители своим детям? По сути дела, единственной реальной идентификацией с фигурой отца является его неудовлетворенность своим трудом и своим местом в обществе, а един­ственным требованием, предъявляемым к ребенку, — добиться того успеха или положения, какого не смогли достичь родители и прежде всего отец24. Сверхвовлеченность в производство, наряду с погоней за материальными благами и ориентацией на развлечения, приводит к педагогической запу­щенности детей и, как следствие, — к девиантному поведению.

23 Франкл В. Человек в поисках смысла. Сб. / Пер. с англ. и нем. М., 1990. С. 241-243.

24 Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследова­
ния. 1995. № 7. С. 95.

Наблюдая поведение современной молодежи, отечественные социоло­ги отметили две характерные тенденции: усиление в 90-е гг. комплекса ра­дикального гедонизма (стремление к удовольствиям и наслаждениям как высшей цели жизни) и страсть к насилию. По данным В.Е. Семенова, при­мерно каждый четвертый школьник готов бежать из школы. Из-за грубо­сти и побоев учителей «в бегах» находится немалая часть воспитанников дет­ских домов и интернатов. В чем они ищут утешения — в бродяжничестве, насилии, рок-музыке? Анализ текстов эстрадных песен показывает, что в них отсутствуют такие ценности, как труд, семья, любовь, чувство родины и дружбы, зато есть эскапизм (уход от реальности в мир иллюзий) и культ насилия.

Приверженность к насилию формируется нормами подростковой груп­пы. Но это только одна сторона явления. А другая состоит в том, что юно­шеское насилие служит зеркалом насилия со стороны взрослых. Поданным исследователя Н.Ф. Кафырина, 13% подростков подвергаются насилию со стороны отца, 9% — со стороны матери. Еще чаще насилие исходит от не­знакомых ровесников (49%). Культ насилия, зародившись в семье или во дворе, переносится на улицу — к посторонним прохожим. В ответ на сло­весное оскорбление до 50% тинейджеров готовы немедленно применить силу. Чтобы приобрести авторитет в группе, нужно уметь хорошо драться или быть физически сильными.

Социализация молодежи замкнута рамками своего поколения: преоб­ладают контакты в среде сверстников. По данным З.В. Сикевич, обще­ние с ними заняло первое, а общение с родителями — почти последнее, 11-е место.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В своей консультационной практике для получения информации о цен­ностных ориентациях родителей неблагополучных семей А.Н. Елизаров ис­пользовал модифицированный вариант методики предельных смыслов — предельных ценностей25. Чаще всего первая жалоба родителей сводилась к тому, что ребенок не хочет ни учиться, ни работать. Поэтому первым воп­росом ученого к родителю являлся: зачем, с точки зрения родителя, ребен­ку нужно учиться или работать (или выполнять какое-либо другое близкое по смыслу его требование)? После каждого ответа следуют новые вопросы. И так до того, пока родитель будет не в состоянии более ничего сказать. Ре­зультатом являются длинные цепочки ответов (графы), на основе которых можно судить о ценностных ориентациях родителя (рис. 23 и 24). Результа­ты опроса дополняются данными, полученными в процессе беседы с роди­телем.

Проанализировав десятки ответов, А.Н. Елизаров пришел к выводу об отсутствии у родителей из неблагополучных семей, обратившихся к психо­логу по поводу частых конфликтов со своим ребенком и его вовлеченности в девиантное поведение, устойчивой системы духовных ценностей (стрем-

Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследова­ния. 1995. № 7. С. 93-98.

неудачные социализаторы: плохие родители - student2.ru

Рис. 23. Определение ценностных ориентиров для девочек

ление к саморазвитию, самосовершенствованию, познанию, творчеству и радости от этого). Однако утрата духовных ценностей не означает утраты ценностей «семейных». Наоборот, семья для таких респондентов становится даже важнее, но именно как источник удовлетворения собственных эгоис­тических желаний.

Процентные распределения дополнялись конкретными случаями (кейс стади). Вот некоторые из них. На телефон доверия обратилась женщина, которая одна воспитывала дочь 16 лет. Волнуют сексуальные интересы до­чери, готовность «пойти с кем угодно». Считает себя единственным тормо­зом на пути дочери к проституции. Дочь окончила 9 классов, сейчас нигде не работает и не учится. В прошлом дочь имела большие успехи в музыке,

неудачные социализаторы: плохие родители - student2.ru

Рис. 24. Определение ценностных ориентиров для мальчиков

выступала на конкурсах, занимала призовые места. Специалисты считают, что дочь — одаренный человек. Сейчас дочь не хочет участвовать в музы­кальных конкурсах, готовиться к выступлениям; ворует деньги у матери и часто надолго уходит из дому. Мать не знает, как ей поступить.

неудачные социализаторы: плохие родители - student2.ru

Со слов матери, дочь хочет только хорошо кушать, заниматься сексом и спать. На вопрос, о чем мама сама мечтала в возрасте дочери, она ответила, что мечтала «любить и быть любимой». Но у мамы личная жизнь не скла­дывалась, о чем она сейчас очень со­жалеет. В свое время мама получила высшее экономическое образование, но к трудовой деятельности всегда от­носилась равнодушно. Практически все время, пока воспитывала дочь, нигде не работала: проживала вещи отца. Эмоциональную насыщенность жизни обеспечивали флирт с мужчинами (без секса), конфликты с парали­зованной матерью, «воспитание» дочери. Семейной жизнью с мужчинами жить не хотела, так как не хотела вести хозяйство — причина многих раз­рывов. Дома — постоянный беспорядок. Из разговора с дочерью удалось вы­яснить, что дома жить очень трудно, так как мать постоянно стремится кон­тролировать, и реакции матери при этом совершенно непредсказуемы.

Наши рекомендации