Общая характеристика французской литературы после 1848
Бальзаковское направление в искусстве нашло одно из своих продолжений в литературе «реализма». Этот «реализм» складывается во второй половине 40-х гг., наиболее активно развивается в 50-х гг. Течение связано с именами писателей Шанфлери, Луи-Эмиля Дюрапти и художника Постава Курбе. Вокруг Шан-флери и Курбе группировались писатели и художники, вышедшие из демократических слоев общества. У них не было единой мировоззренческой и эстетической платформы, но их объединяло неприятие современного государства, «школы здравого смысла» (литература, поддерживаемая правительством, призванная прославлять добродетели буржуа) и романтизма. Они считали себя последователями Бальзака. В Курбе, отказавшемся впервые в живописи от литературных и классических сюжетов и обратившемся к повседневной жизни простого народа Франции, они "видели выразителя своих идей. Мещанство, политиканы и буржуазия представали в картинах Курбе и Домье чудовищными в своей тупости и эгоизме. «Реалисты» считали, что искусство должно воспроизводить всю неприкрытую" правду" действительности, как бы безобразна она "ни была, при этом в основе отражения мира должно быть не воображение, а наблюдение. Писать, считали они, можно только о пережитом, поэтому в их произведениях так значительна роль автобиографического элемента, поэтому же они отвергали исторический роман как лживый. В основе их эстетики лежит требование искренности. Искренность требовала правдивости в передаче впечатлений от наблюдаемого, поэтому произведения «реалистов» передают необыкновенно сильно сочувствие к беднякам и ненависть к современным мещанам и буржуа. Искренность предполагает, что искусство должно быть «наивным, личным и независимым». Независимость—это — свобода от следования традициям, которые вносят в искусство ложь «Личное» в искусстве понималось как передача собственного чувства собственного понимания. И наконец, «наивность» предполагала освобождение от изящества 'формы, от изысканности изображения в этом последнем особенно силен был протест против обостренного внимания к форме романтиков, парнасцев и Флобера«Реализм» не оставил после себя значительных произведении литературы, но он стал переходным этапом, связавшим бальзаковский период с Флобером и дал название методу, созданному Бальзаком. Насаждаемой правительством утилитарности в середине века противопоставляется аморализм и отказ от изображения реальных будней. Но этот «аморализм» по существу являлся отражением страдания от того, что попрана истинная человечность, и вызовом современной действительности, которая есть постоянное пресмыкательство мещан перед властью и догмами всех родов. Эти формы неприятия действительности явились причиной возникновения «чистого искусства», или «искусства для искусства», сторонники которого объединились в группу «Парнас». Парнасцами стали называть себя поэты Шарль Леконт де Лиль, Теофиль Готье, Жозе-Мария де Эредиа , Теодор де Банвиль, выпустившие три сборника «Современный Парнас» (1866, 1871, 1878), Когда оформилось единство их эстетических и мировоззренческих принципов. Само название «Парнас» свидетельствует о желании уйти от обыденности и ее тревог. Свою эпоху они рассматривали как эпоху упадка, враждебного искусству. Не понимая и боясь растущего движения масс, воспринимая его как вариант того же утилитаризма, они утверждали свободу искусства от тенденции, понимая под тенденцией социальную направленность. Социальным идеалам они противопоставляли философские и эстетические искания, порой их поэзия проникалась бунтарским пафосом; их откровенность вызывала возмущение буржуа, которому она казалась проповедью аморальности. Парнасцы унаследовали от романтизма его стремление к экзотике, его ненависть к современному продажному миру, страдания одиночества. Однако их пессимизм чаще всего был лишен бунтарской силы романтизма. Та эстетизация безобразного, которая возникала в их стихах, вызывала не восторг и ужас, как у романтиков, но отвращение и омерзение, сконцентрировавшие в себе отношение художников к современности; особое внимание к форме превращало их стихи в холодные, лишенные живого чувства изделия искусства. Однако художественное совершенство произведений, стремление открывать новые поэтические миры и воплощение одной из трагических сторон эпохи превратили их творчество в значительное явление. Презирая морализование «школы здравого смысла», они утверждали, что нравственность содержится в самом высоком искусстве. В продажном мире они отстаивали культурную, ценность поэтического труда, смотрели на свое творчество как на подвижничество, будучи заранее готовы к непониманию со стороны толпы.
24. Принципы эстетики Г.Флобера и их преломление в романе «Госпожа Бовари»
Вся. жизнь и все творчество Флобера . были противопоставлены миру буржуа. В основе воззрений Флобера лежит освобожденный от идеи бога пантеистический монизм Спинозы. Пантеизм Спинозы примиряет, по Флоберу, противоречие между духом и материей, постоянно тревожащее писателя и создающее неразрешимые конфликты в характерах его героев. Учение Спинозы привлекало, Флобера также идеей всеобщей, естественной причинности, постоянным чередованием причин и следствий, не зависящим от человеческой воли и не целенаправленным. Идеи Спинозы о детерминизме сочетаются в сознании Флобера с мыслями Внко' об отсутствии социального развития общества. Так возникает флоберовская теория, отрицающая буржуазный прогресс и ориентированная на духовные возможности личности. Сложной была концепция искусства у Флобера, изверившегося в общественном значении деятельности человека и ориентировавшегося лишь на нравственно-эстетические ценности. Он видит, как смещены все ценности, одну из причин «моральной» слабости XIX в. Его задачей становится раскрыть истину, а для этого—проникнуть в тайны человеческой личности, в историю ее становления," обнаружить все возможные побудительные причины действий и мыслей, раскрыть причинно-следственные связи явлений. Флобер не принимал официальной литературы «школы здравого смысла» Его восторг вызывали стихи Леконта де Лиля, но Флобер считал, что де Лиль выражает в преувеличенном виде его идеи. Внимание писателя привлекают произведения натуралистов. K 1850 г. к Флоберу пришло небывалое ранее ощущение смены исторических эпох. Смерть Бальзака стала для него своеобразным рубежом, он воспринимал его как «человека сильного и дьявольски "постигнувшего свою эпоху». Но вместе с тем Флобер очень ясно понимал, что наступило новое время. В духе времени он считал, что материал для искусства содержите «во всем и везде», нет более запретных, непоэтических тем. Изображать мир следует «все более и более приближаться к науке». Наука же Предполагает, с одной стороны, беспристрастность изображения, а с другой— глубину исследования и широту. Поэтому" писатель, по мысли Флобера, «должен быть созвучен всему и" всем, если он хочет понимать и описывать». Литература, как и наука, должна стать не дидактической, а наглядной. Под наглядностью искусства он понимал новый принцип отражения мира, который он сам назвал объективным. Объективная картина в произведении Флобера — это не фотография мира, но осмысленное автором, творчески переработанное его воспроизведение, стимулирующее восприятие читателя. При этом в соответствии со своими принципами искусства новой эпохи писатель стремится избегать драматических эффектов и случайностей; он мечтает создать «книгу ни о чем, книгу без внешней привязи, которая держалась бы сама собой, внутренней силой своего стиля, как земля, ничем не поддерживаемая, держится в воздухе, — книгу, которая почти не имела бы сюжета или, по меньшей мере, в которой сюжет, если возможно, был бы почты невидим». Содержание такой книги, в которой будет «описана обыденная жизнь, как история или эпопея», может быть раскрыто, по мысли автора, при помощи мастерской композиции и иронии, создаваемых соотношением изображенных картин. Чтобы извлечь поэзию из обыденных характеров, Флобер предъявлял особые требования к правдивости в изображении связей" личности и обстоятельств. Здесь начинал действовать тот фатальный закон, который он почерпнул из философии Спинозы. Верность психологии, по Флоберу,— одна из основных задач искусства. Стремление к совершенству формы у Флобера— это не формализм, а желание создать гармоничное "произведение, которое отразит мир и заставит задуматься о его сущности, не только лежащей на поверхности, но и скрытой, изнаночной.
25. Эмма Бовари как героиня нового типа в романе Флобера «Госпожа Бовари»Роман «Госпожа Бовари» стал новым словом во французском и европейском искусстве. Это книга о будничной жизни, где сюжет «почти невидим». У романа есть многозначительный подзаголовок —«провинциальные нравы». Это важно в концепции мира Флобера. История главной героини, по имени которой названо произведение, дает возможность увидеть зависимость ее характера от воззрений и обычаев среды, а также самую среду, имеющую в романе не меньшее значение. В романе мы видим Эмму – мечтательную провинциалку, которую окружает совершенно реальная среда. Флобер не зря дал своему роману подзаголовок «провинциальные нравы». Заставив свою героиню жить в мещанской среде, Флобер перенес внимание на ту действительную жизненную основу, которая с необходимостью порождает у героини иллюзии, надежды и желания и приводит ее к катастрофе. Именно это и происходит в «Госпоже Бовари». Флобер, как писатель-реалист, раскрывает в Эмме Бовари, героине пошлого адюльтера, личность трагическую, пытавшуюся восстать против ненавистной ей действительности, и в конце концов поглощенную ею. Эмма Бовари оказалось типом и символом современности. Это существо пошлое, необразованное, не умеющее рассуждать, не привлекательное ничем, кроме внешности. Но в ней заложены качества, которые делают ее интересной и типичной – неприятие действительности, жажда того, чего нет, стремление и неизбежно связанное с ним страдание. Психологически глубоко разработанный образ Эммы Бовари раскрывается в разных планах: Особую роль Флобер отводил монастырскому воспитанию, видя его основную развращающую роль. Неестественная изоляция от реальной жизни развивала в этой здоровой от природы деревенской девушке мистическую томность, романтическую меланхолию и экзальтацию. Тяга к реальности выражалась в чтении книг, где «только и было, что любовь, любовники, любовницы, преследуемые дамы, падающие без чувств в уединенных беседках, почтальоны, которых убивают на всех станциях, лошади, которых загоняют «на каждой странице...». Но его героиня не замечала неестественности, иронически подчеркнутой авторским стилем. Этот набор фальшивых красивостей и лишенное смысла соединение несоединимого, возникшее в сознании Эммы, привело к противоестественному восприятию реального страдания — смерти матери; горе первых дней очень скоро смешилось тем, что ни«Эмма в глубине души была очень довольна, что сразу Поднялась до того изысканного идеала безрадостного существования, который навсегда остается непостижимым идеалом для посредственных сердец». Давая смешение представлений в сознании Эммы, Флобер подготавливает читателя к тому, что его героиня переставила местами форму и содержание: для нее главным стало внешнее, подменившее собой сущность, а это и есть основа пошлости. Стремясь к любви, о которой читала в романах, после поездки "с Родольфом в лес она радуется тому, что у нее есть любовник, не замечая разницы понятий любить и иметь любовника. Флобер показывает постепенное нравственное падение своей героини, которой уже предлагают уплатить долг, став любовницей заимодавца. Однако Флобер совсем не собирался изобразить нравственно падшее создание; его Эмма единственная в романе не может смириться с узостью провинциализма, лишь у нее одной есть идеалы, которые ей не могут принести практической пользы. Однако ее трагедия в том, что пошлой жизни она противопоставляет пошлые идеалы, не понимая их пошлости. Особенно интересны портреты-характеристики Эммы, которые автор особенно тщательно дает три раза, при этом каждый раз — через восприятие ее другим человеком. Первый раз — Шарлем; она удивительна и простодушна; второй —Леоном при первой их встрече: она романтична; третий — Родольфом; она физически притягательна и провинциальна. Своеобразная импрессионистичность помогает автору не только указать на разные стороны личности героини — все замеченное действительно присуще Эмме,— но и характеризовать одновременно самих воспринимающих; провинциальную наивность Шарля, юношескую восторженность Леона, цинизм Родольфа. В «Госпоже Бовари» Флобер вскрывает на примере судьбы Эммы, Родольфа, Леона различные стороны мещанского «поэтического чувства». Мещанская романтика способна лишь имитировать живую жизнь и живое человеческое чувство, подменять их фетишами материального преуспеяния. Для Эммы чувство любви было неотделимо от его материальной оправы, от роскоши. Глубокое отчаяние охватывает Эмму в конце романа, когда она подводит итоги своим исканиям поэтически одухотворенного, романтически возвышенного существования. Все обращается в прах, все лжет, все обманывает, - говорит она себе.
26. Жанр исторического романа в творчестве Флобера «Саламбо»
В «Саламбо» возникают завораживающие картины жизни и бытадревнего Карфагена, полные «гармонии несвязных явлений», автор, как романтик, упивается буйством картин и красок юга, но, как всегда, перед ним стоит задача правдивого воспроизведения действительности, психологической достоверности характеров. Причинно-следственные связи находит он и в воссоздаваемом им мире III в. до н. э. «Саламбо» — роман исторический, приступая к работе над ним, Флобер перечитал сотни томов специальной литературы. Он называл свое произведение даже археологическим. В романе, он. изобразил катастрофический, момент в истории Карфагена, используя при этом достижения В. Скотта, и одновременно он воспроизвел переломный этап в развитии сознания правителей Карфагена, выступив как реалист-аналитик,- Все это он подчинил «единству колорита» и верности психологии, чего не было у его предшественников. Свои отступления от исторических источников он принципиально считал возможными — не потому ли была избрана столь далекая и мало известная эпоха? Главной идейной задачей автора стало опять, как у романтиков, воспроизведение извечной борьбы в мире добрых и злых начал. В романе они представлены как культ богини Танит, покровительницы жизни и любви, и" культ Молоха — бога войны и разрушения, Не смог и не захотел писатель-реалист уйти от изображения низости политических деятелей: в романе о далеком прошлом члены Совета Республики бесчестные, коварные, корыстолюбивые и жестокие, списаны с современных Флоберу деятелей.В центре этого романа, как и в центре предыдущего романа о современности, — фигура женщины, но если все чувства Эммы были извращены стремлением к подражанию, а мысль способствовала только появлению искаженных представлений о мире, то Саламбо представляет собой существо столь чистое и естественное, что даже само чувство любви к Мато она не называет этим словом, но умирает, не будучи в состоянии пережить гибель любимого. Все большее место в романе занимает воспроизведение безобразного, которое в системе эстетики середины века призвано передать отвратительную сущность и омерзительный внешний облик неприемлемого мира. Флобер с присущим ему мастерством рисует портрет заживо разлагающегося суффета Ганцона, сцены каннибальства загнанных в расселину рабов, трупы львов, распятых земледельцами, казнь Мато. Эстетически прекрасно выполненные, они контрастируют с изысканно прекрасными одеждами Саламбо, волшебным великолепием покрывала Танит. Флобер, не раз, выступавший против романтического великолепия и «исторического реквизита» романов В. Скотта, превзошел в этом романе и французских и английских авторов романтической прозы. Однако его роман по названным выше особенностям стиля и по важной для автора проблематике не может быть отнесен к романтизму, он вписывается в систему литературных тенденций середины XIX в.