Условия эффективности идеологической и идейно-воспитательной работ
1. Высокий уровень информированности руководителей, представителей государственных и общественных организаций и учреждений, сотрудников по основным вопросам государственной политики и идеологии, по основным проблемам развития других стран и народов.
2. Профессионализм и высокий уровень убежденности и пропагандистского мастерства, знания жизни, искренность лиц, осуществляющих или привлекаемых к идеологической и идейно-воспитательной работе.
3. Поддержка и максимальное содействие общественным объединениям и организациям, кружкам, клубам идейно-патриотической и гражданской направленности (ОО БРСМ, профсоюзы, информационные группы, школы лидерства, редколлегии стен- и радиогазет и др.).
4. Участие в идеологической и идейно-воспитательной работе государственных и общественных деятелей, выдающихся деятелей науки, искусства, производства, спорта, экономики, здравоохранения, депутатов, представителей президентской и районной вертикали, представителей ОО БРСМ, других авторитетных людей.
5. Использование и дальнейшая разработка современных активных и интерактивных форм идеологической и идейно-воспитательной работы, где сотрудники становятся основными субъектами разработки проекта или концепции мероприятия, а затем вовлекают в него как можно большее количество сотрудников.
6. Создание системы идеологического и идейно-воспитательного воздействия, включающие в себя соответствующую направленность производственной и досуговой деятельности, создание соответствующей среды и оформление предприятия, развитие СМИ предприятия, формирование норм и традиций предприятия, отражающих основные принципы и содержание государственной идеологии.
7. Создание условий для проявления и поддержки различных инициатив, привлечение ветеранов предприятия и других заинтересованных в участии лиц.
8. Создание идеологической вертикали на предприятии и определение функций ее участников.
9. Активное использование внешней атрибутики и символики в идейно-воспитательной работе, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования.
10. Формирование здорового образа жизни как приоритетной ценности государственной социально-экономической политики.
11. Проявление государственной заботы о каждом сотруднике как неотъемлемой, полноправной, самоценной частицы коллектива, общества, государства.
Особенности самовоспитания и перевоспитания личности в производственном коллективеВоспитание- это целенаправленный процесс формирования высоких гражданских, политических, морально-психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предложенными обществом социальными и педагогическими требованиями. Логика воспитания строится так, что процесс воспитания должен побуждать человека к самовоспитанию. Теорию самовоспитания разрабатывали многие педагоги и психологи: А.А. Бодалев, А.Н. Ковалев, А.И. Кочетов, А.Н. Спиркин и другие. А.И. Кочетов приводит следующую формулировку: «Самовоспитание – это осознанное, направленное самой личностью саморазвитие, в котором в интересах общества и самой личности планомерно формируются качества, свойства, силы и способности человека, причем функции воспитателя постепенно передаются воспитаннику» [110]. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность человека по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В. А. Сухомлинский). Для решения задач самовоспитания используются следующие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Существуют приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др. В качестве системы самовоспитания известны аутотренинг, соединяющие в себе психологические и религиозно-философские элементы самосовершенствования.
Самовоспитание может иметь следующую структуру: проявление потребности, стремления к самосовершенствованию; самоанализ; самооценка; составление плана действий; деятельность по осуществлению плана; применение методов, приемов, средств самоизменения: самовнушение, самопоощрение, самонаказание; самоприказ; самоконтроль и др.; и снова деятельность.
Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование Я-концепции личности. Под которой понимается система представлений личности о себе, образ «Я», на основе которого строится взаимодействие с другими и отношение к себе. Воспитание должно служить формированию позитивной Я-концепции.
Воспитание может быть действенным, если переходит в самовоспитание, пробуждает собственную активность. Самовоспитание– это деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков. Сегодня предприятия (особенно частные фирмы) предъявляют высокие требования к своим сотрудникам. Эти сотрудники должны не только знать технологию производства, но и уметь управлять собой и коллективом; они должны обладать хорошим здоровьем и высокой культурой, коммуникативностью, умением строить организационное общение, а также им должно быть свойственно умение владеть собой. Кроме того, предъявляются определенные требования к их физическому, психическому и социальному благополучию. Подобные качества не даны человеку с рождения, они могут и должны быть развиты в процессе жизнедеятельности. Именно поэтому управление воспитательным процессом должно быть основано на содружестве, саморазвитии и сотворчестве руководителя и сотрудника в совместной продуктивной деятельности.
Анализ кадрового состава многих крупных промышленных предприятий показывает, что многие члены трудовых коллективов нуждаются в специально организованном процессе по устранению у них особенностей асоциального поведения, т.е. в перевоспитании [111]. Основной сложностью в процессе перевоспитания является трудновоспитуемость личности.В.В. Лазарев установил, что:1. Ни одна отдельно взятая причина не может привести к сложным отрицательным изменениям в психике. Трудновоспитуемым, правонарушителем, преступникам, асоциальной личностью человек становится только под воздействием совокупности неблагоприятных причин. Следовательно, система перевоспитания должна быть направлена на то, чтобы не дать возможности отрицательным различным влияниям и неблагоприятным условиям соединиться, действовать в комплексе. 2. Переделка, перестройка, внутреннего мира человека – процесс естественный, необходимый по отношению ко всем без исключения людям. В его основе лежат единые процессы перестройки сознания и поведения. Нередко бывает, что люди живут в идентичных условиях, переживают одни и те же события, испытывают одинаковые отрицательные воздействия. Но один человек выходит из жизненных испытаний закаленным, другой – духовно сломленным, без веры в себя и людей – деградирует [112]. Выделяют четыре основные группы внутренних предпосылок, способствующих образованию отрицательных явлений. Первая группа – факторы положительного развития личности, искаженные в результате неправильного воспитания. К ним относятся: 1) направленность личности, которая придает устойчивость жизненной позиции человека, помогает ему отличать нравственное от безнравственного, отметать всякие попытки извне разрушить духовные ценности личности, выражающие ее общественную сущность; 2) уровень общего развития личности (эрудиция, развитость ума и другие показатели общего развития помогают человеку отличить действительные нравственные ценности от мнимых, правильно осуществить выбор идеала, критически отнестись к оценке действий и поступков людей); 3) все возрастающая нетипичность личности. Вторая группа – факторы отрицательного развития личности, возникшие в результате пробелов и отклонений в психическом развитии. Третья группа – уже сформированные отрицательные качества. Четвертая группа – несформированность социально ценного индивидуального опыта. Асоциальный опыт включает в себя безнадзорное поведение, неподчинение, своеволие, бесцельное времяпрепровождение, устойчивую конфликтность с окружающими, нездоровый образ жизни. В основе асоциального опыта лежит нездоровый образ жизни. 80% правонарушителей, впервые совершивших преступление, находились в нетрезвом состоянии. Следовательно, асоциальный жизненный опыт личности является основным источником аморальных поступков и действий. В качестве особенностей личности трудновоспитуемых можно выделить следующие. В характере трудновоспитуемого нередко уживаются крайние противоположности: развитый ум и почти не развитые чувства (или наоборот), ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни и т. д. Все это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний, чувств, что выражается в противоречивых поступках. Это и есть первая особенность. Вторая особенность поведения – конфликтные длительные отношения с окружающими. Третьей особенностью, является жизненная эгоистическая позиция: они все оценивают с точки зрения того, выгодно им это или нет; что они получат для себя, если выполнит требование мастера или начальника цеха. Четвертая особенность – крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений, желаний (в 2-3 раза более высокая интенсивность).Пятая особенность поведения – это противодействие воспитательным воздействиям.Связь между воспитанием и перевоспитанием строится на прямой и обратной зависимости: воспитание включает в себя элементы перевоспитания, а перевоспитание опирается на достигнутые в воспитании результаты. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса – главное условие и решающий фактор перевоспитания. В воспитании важную роль играет слово. В перевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового опыта поведения. В процессе перевоспитания выделяют четыре основные функции: восстановительную, компенсирующую, исправительную и стимулирующую. Процесс восстановления положительных качеств требует постоянного возвращения памяти человека к тем добрым делам, которые он в свое время совершал. Компенсирующая функция перевоспитания призвана дополнить восстановительную. Компенсация всегда связана с тремя факторами в перевоспитании: необходимостью изменить свое поведение в новых условиях, желанием добиться успеха в деятельности и, наконец, утвердить себя в глазах коллег как личность, достойную уважения. Стимулирующая функция перевоспитания основывается на стимулирование, которое должно помочь активизировать действия человека в той области, где проявляются его положительные качества, осудить его отрицательные поступки. Сущность исправления состоит в том, чтобы трудновоспитуемый как можно скорее освободился от груза отрицательных качеств.Методы перевоспитания связаны с методами воспитания. Процесс перевоспитания представляет собой взаимосвязь общих методов воспитания, специфически преломленных (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание и др.), и специальных, присущих только перевоспитанию («взрыв», переключение, «реконструкция»). Переубеждение – призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных. Переучивание предназначено для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает отрицательный стереотип поведения. «Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир человека, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное. Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации человека с подражания плохому на следование положительному примеру. Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе руководителя по формированию убеждений, критериев оценки себя и других, нравственных установок в общественном мнении коллектива; переучивание органически связанно с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе и взаимовоспитание, а также самовоспитание. Общим требованием к методам перевоспитания является применение их через коллектив. Сплоченный производственный коллектив обеспечивает руководителю привлечение авторитетных для трудновоспитуемого коллег при осуществлении того или иного метода. В этом случае требования руководителя выступают в единстве с требованиями коллег, взыскание воспринимается как их осуждение, поощрение - как одобрение действий коллективом, контроль руководителя перерастает в контроль коллектива. Такой подход увеличивает силу воздействия любого метода и создает, условия для перехода перевоспитания в самоперевоспитание.Контрольные вопросы
1. Какую структуру и особенности имеет процесс воспитания?
2. В чем заключаются особенности новой воспитательной парадигмы воспитания согласно Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь?
3. Что составляет сущностную сторону закономерностей воспитания?
4. В чем заключаются функции воспитания?
5. Какие методы воспитания относятся к методам формирования сознания (основанным на принципе единства сознания и поведения)?
6. Какие методы воспитания относятся к методам организации деятельности и формирования опыта поведения (основанным на тезисе о формировании личности в деятельности)?
7. Какие методы воспитания относятся к методам стимулирования поведения (отражающим потребностно-мотивационный компонент деятельности)?
8. Какие базовые компоненты культуры формируются в процессе воспитания?
9. Что понимается под составными элементами воспитания?
10. Какие особенности характеризуют воспитание как феномен национальной культуры?
11. В чем заключаются отличительные особенности идеологического, идейно-политического, гражданско-патриотического, идейно-нравственного, национального и интернационального воспитания?
12. В чем заключается сущность самовоспитания?
13. Что следует понимать под трудновоспитуемостью?
14. В чем заключается сущность перевоспитания?
15. В чем заключается роль воспитательных организаций?