Требования к оценке усвоения программного материала

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по предмету «Предметно-практическое обучение» во 2 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ № 29/2065-п от 10.04.2001 г.), и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Предметно-практическое обучение» Авторы Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова).

Согласно базисному учебному плану на предметно-практическое обучение во 2 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего – 170 часов в год.

Предметно-практическое обучение (ППО) — это специальный учебный предмет школы для неслышащих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно.

В результате предметно-практического обучения реализуются следующие цели:

Ø развитие устной и письменной речи младших школьников; обогащение словаря специальными техническими терминами;

Ø освоение приемов лепки, конструирова­ния, моделирования, шитья, склеивания, организации дея­тельности;

Ø воспитание навыков коллективной работы (в бригаде, звене, парами и т.д.), раз­витие взаимопомощи, активности, инициа тивы; формирование трудолюбия, психологической готовности к труду; дисциплинированности, настойчивости;

Ø коррекция недостатков в психофизическом развитии неслышащих детей;

Задачи ППО:

· формирование житейских понятий;

· развитие мышления неслышащих школьников;

· развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной форме;

· совершенствование предметно-практической деятельности (ППД);

· формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе;

· целенаправленное воспитание младших школьников;

Решение широкого спектра разноплановых задач оказывается возможным благодаря специфике ППО. На уроках ППО школьни­ки занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструирова­нием, макетированием и др. В процессе изготовления изделий дети лучше узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. В программу ППО включены виды предметно-практической деятельности, интересные для детей определенного возраста, и изделия, дающие возможность при их изготовлении расширять кругозор, знакомить учащихся с окружающей жизнью. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения.

Основные виды предметно-практической деятельности:

Ø Лепка (10 ч.)

Ø Аппликационные работы (22 ч.)

Ø Работа с мозаикой (10 ч.)

Ø Моделирование и конструирование (68 ч.)

Ø Работа с разными материалами (37 ч.)

Ø Работа с тканью (16 ч.)

Ø Работа на пришкольном участке (4 ч.)

Ø Проверочная работа (3 ч.)

Лепка: фрукты, овощи, игрушки, животные; птицы, рыбы;

Аппликационные работы: создание аппликаций по темам; по прочитанному тексту;

Работа с мозаикой: выкладывание узоров, цветов, орнаментов; мозаичное панно;

Моделирование и конструирование: создание цветов, моделей самолета и телевизора из бумаги; игрушек для новогодней ёлки; мебели из строительного материала; пособия для счёта; самоката из металлического конструктора;

Работа с разными материалами: изготовление панно из листьев; ёлочных игрушек; макета улицы;

Работа с тканью: выполнениеигольницы; пришивание пуговицы;

Работа на пришкольном участке: сбор урожая; отбор экспонатов для школьной выставки; посадка крупных семян; уход за растениями;

Эффективность и качество обучения на уроках ППО обеспечиваются:

· четким соблюдением принципа связи ППД с речевым развитием детей;

· целенаправленной планомерной реализацией принципа коммуникации при обучении не только устной, но и письменной разговорной и монологической речи;

· тесной связью ППО с другими предметами учебного плана;

· систематической работой по формированию умственных действий;

· включением в учебный процесс коллективных групповых форм деятельности;

· усилением индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с более полной реализацией их способностей в общем и речевом развитии.

Предметно-практическое обучение включает несколько направлений обучения, каждое из которых указывает

основные содержательные линии,определяющие программные требования.

Основные содержательные линии:

Ø Речевая деятельность

Ø Житейские понятия

Ø Интеллектуальные умения

Ø Трудовые умения и навыки

Ø Воспитание

Речевая деятельность

Потребность в речи. Словесная речь — средство общения. Ре­чевое поведение. Восприятие, понимание и воспроизведение рече­вых образцов. Соотнесение предметных действий с речевыми об­разцами. Ситуативное и внеситуативное общение. Пользование ре­чевыми образцами, построение речевого высказывания по аналогии, перенос знакомого материала в новые условия. Вариа­тивность высказываний. Практическое овладение структурой язы­ка, фонетикой, лексикой, синтаксисом, грамматикой.

Житейские понятия

Форма, величина предметов, пространственные, количествен­ные, относительные, временные, природоведческие понятия. Овла­дение значениями понятий в конкретной ситуации, постепенное обобщение. Понимание, использование своей речи в знакомой (аналогичной, новой) ситуации. Использование в общении с окру­жающими.

Интеллектуальные умения

Выделение признаков конкретных предметов; различение пред­метов по цвету, величине; сравнение предметов с выделением сход­ства и различий; выделение групп сходных предметов и называние их; узнавание предметов по описаниям; установление причинно-следственных связей; определение продолжительности действий; временные связи; использование общих правил в конкретной ситу­ации.

Трудовые умения и навыки

Общетрудовые умения: определение цели труда (своего, кол­лективного); подбор материалов и инструментов, необходимых для работы; овладение видами соединений и способами скрепления де­талей; планирование порядка выполнения действий; разметка дета­ли на материале; изготовление изделий; обработка материалов; сборка, монтаж; отделка; приемы работы инструментами; контроль, обнаружение, исправление ошибок.

Культура и организация труда: подготовка рабочего места и содержание его в порядке, экономное расходование материалов и времени.

Организационные умения: изготовление изделий по готовым инструкциям, поручениям, плану; сообщение заданий товарищам; разделение труда в паре, бригаде; руководство работой группы уче­ников; выбор руководителя; выполнение роли члена коллектива и общей деятельности; контроль за работой (своей и товарищей); исправление ошибок.

Воспитание

Аккуратность, быстрота выполнения заданий; взаимопомощь, настойчивость, дружелюбие. Чувство красоты, эстетичности. Нравственные понятия и представления.

Правильный выбор учителем форм и методов обучения способствует полнейшему раскрытию возрастных воз­можностей неслышащих детей. Учитель так организует работу учащихся на уроках ППО, чтобы обеспечить активную мыслительную деятельность детей. Ус­ловием для этого являются: правильная постановка задачи; пони­мание детьми цели работы; обучение их самостоятельности в до­бывании знаний; индивидуальный подход к учащимся в сочетании с коллективной деятельностью; разнообразие видов и форм рабо­ты, способствующих речевой и умственной активности детей.

Предметно-практическое обучение является интегрированным учебным предметом. Интеграция в обучении определяется необхо­димостью учета цельности познавательных процессов младших школьников. Объем житейских понятий, определенный програм­мой, закладывает основу успешного и более продуктивного обуче­ния на других уроках. Постоянная неразрывная связь ППД со сло­вом, частота повторения речевого материала в разных видах дея­тельности позволяют школьникам усваивать язык широким потоком. Программа уделяет большое внимание вариативности вы­сказывания. Овладение школьниками различными моделями пред­ложений, отражающих содержание предметно-практической дея­тельности, способствует лучшему пониманию речи окружающих и более точному построению собственных высказываний. Типы фраз, которыми овладевают дети на третьем году обучения, указа­ны в программе по развитию разговорной речи.

При отработке программного материала ППО учитель насыщает типовые фразы конкретным речевым материалом, характерным для изучаемой те­мы. На этих уроках, одновременно с обучением конкретным умениям, осуществляется развитие речевой деятельности (мотивы выска­зывания, отбор речевых средств, планирование, контролирование. и т.д.); формирование основных элементов учебной деятельности: как основы, обеспечивающей развитие младших школьников. Межпредметные связи (ППО — развитие речи, чтение, письмо, индиви­дуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, математика, природоведение), заложенные в программе по ППО, обеспечиваются учителем при планировании и проведении уроков. Например, для формирования у неслышащих учащихся речи, как средства общения, наилучшие условия создаются на уроках ППО, что и необходимо использовать для раз­вития разговорной речи. Затем эта работа продолжается на уроках развития речи, чтения, математики на том же речевом материале с его обогащением. Знания, полученные на уроках природоведения, чтения углубляются на уроках ППО.

Виды и формы организации учебного процесса (классификация М.А.Данилова, Б.П.Есипова)

Ø Уроки сообщения и усвоения новых знаний, уроки закрепления, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля знаний, комбинированные уроки;

Ø фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

Формы контроля в процессе обучения: проверочные работы

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Характер и уровень усвоения программного материала по ППО определяется на основании проверочных работ.

Объем проверочной работы должен охватывать основные требования образовательного минимума. Возможно составление нескольких вариантов заданий для большего охвата проверкой содер­жания обучения.

Большое значение придается наблюдениям за действиями уче­ника, за характером его речевых реакций, за умением вступать в речевой контакт. Эти наблюдения позволяют делать выводы о развитии языковой способности школьника, о мотивированности его высказываний, о владении учеником речевой деятельностью.

При проверке уровня усвоения материала по ППО целесооб­разно предъявлять задания, связанные с конструированием, маке­тированием и пр., поскольку большая часть речевых умений детей формируется в условиях предметно-практической деятельности, а также задания без опоры на ППД.

В итоговую проверку включаются задания, определяющие воз­можности школьников понимать и выполнять поручения, отвечать на вопросы, передавать задания одноклассникам, вести диалог, а также умения рассказывать о своей деятельности, описывать из­готовленный предмет, планировать свою деятельность (составлять план изделия, писать заявку, отчет о работе). Подобный подбор за­даний соответствует задачам обучения детей языку в младших клас­сах и объему базовых умений, связанных с предметно-практиче­ским обучением.

В заключительной проверке следует ориентироваться на те ба­зисные знания, умения, навыки, наличие которых будет свидетель­ствовать о достижении школьником того уровня общего и речево­го развития, который соответствует задачам обучения в младших классах. Положительная оценка достижений фиксирует готовность школьников к последующему обучению.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Период обучения Количество часов Диагностический материал
1 четверть 45 часов Проверочная работа - 1
2 четверть 35 часов Проверочная работа - 1
3 четверть 50 часов Проверочная работа - 1
4 четверть 40 часов Проверочная работа - 2
Итого: 170 часов (5 часов в неделю) Проверочная работа - 5

Применительно к каждой четверти программа определяет круг умений и навыков, которыми овладевают дети:

· умения, касающиеся речевой деятельности (работа с поручениями, отчетами, заявками, описаниями и др.);

· трудовые умения (отбор материалов, планирование деятельности, ручные и организационные умения, содержание своего рабочего места в порядке и др.);

· формирований умственных действий (сравнение, обобщение, выделение главного и второстепенного, планирование)

Программа предусматривает постепенное усложнение требований к формируемым умениям, а также перенос усвоенных навыков и умений на работу с иными материалами, в новые условия.

В курсе ППО условно выделяются три этапа, которые тесно связаны между собой общей целью обучения.

Первый этап: Подготовительный класс

Второй этап: I — III классы

Третий этап: IV класс

Второй этап характеризуется постепенным нарастанием требований по всем направлениям работы и обеспечивает к концу I класса овладение учащимися следующими знаниями и умениями:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Наши рекомендации